☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Август » 31 » Развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса «Устройство, ремонт и текущее содержание констр
12:22
Развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса «Устройство, ремонт и текущее содержание констр
Шарина О. М.
Барабинскии филиал Новосибирского колледжа транспортных технологии имени Н.А.Лунина

Развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса «Устройство, ремонт и текущее содержание конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена»


Профессиональная компетентность преподавателя специальных дисциплин заключается не только в совершенном владении своей профессией, но и огромную роль в учебном процессе играет его умение четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на уроке, найти оптимальные пути общения с обучающимися, грамотно организовать их самостоятельную деятельность.

Главная цель моей педагогической деятельности - подготовить квалифицированного рабочего, соответствующего уровню конкурентоспособного на рынке труда.

В процессе образовательной деятельности решаю следующие задачи:

-формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках профессионального модуля 01.Выполнение работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена; ПМ.02 Выполнение работ средней сложности по ремонту искусственных сооружений; ПМ.03 Контроль состояния верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений; ПМ.04 Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии «Бригадир – путеец» обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса «Устройство, ремонт и текущее содержание конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена»:

-имеет практический опыт по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена; по ремонту искусственных сооружений; по проведению осмотров верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений; по ограждению мест производства путевых работ;

-умеет крепить рельсы к деревянным и железобетонным шпалам; производить путевые работы по одиночной замене элементов верхнего строения звеньевого и бесстыкового пути вручную и с применением механизированного путевого инструмента; производить монтаж и демонтаж настила переезда, устанавливает и снимает переносные сигналы и сигнальные знаки, обеспечивая их сохранность;

- знает: нормы содержания пути с деревянными и железобетонными шпалами, плитами и блоками, рельсовой цепи автоблокировки;правила эксплуатации электрорельсорезных и др.

Считаю, что успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от преподавателя специальных дисциплин. Именно под его руководством обучающиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду.

Важную роль в педагогической деятельности играет уровень ресурсного обеспечения образовательного процесса, материально-технической базы, способствующей выполнению требований Госстандарта профессионального образования.

В колледже оборудован кабинет конструкции, технического обслуживания и ремонта железнодорожного пути, в котором имеются необходимые технические средства обучения: электрический путевой инструмент (электрошпалоподбойка; ключ универсальный; рельсосверлильный станок; рельсорезный станок и др.). Имеются пособия, демонстрационный и раздаточный материал, тематические стенды: «Ограждение мест производства путевых работ на перегоне и станции». Макеты дефектных рельсов; промежуточные скрепления. Альбомы «Машины тяжелого типа при ремонте пути». Плакаты «Машины тяжелого типа при ремонте пути».

В процессе обучения важным фактором является новое педагогическое мышление-педагогика сотрудничества. Моя задача, как преподавателя специальных дисциплин - включить каждого обучающегося в активную учебную деятельность. Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся осуществляю на принципе единства теории и практики по следующим этапам: планирование, организация исполнения, контроль и коррекция, поэтому мною разработана система блоков обучения.

-диагностический, включающий беседы, анкетирование, в процессе которых определяется мотивация, исследуется психологические особенности обучающихся;

-подготовительный, в процессе, которого ведется работа над содержанием материала с учетом психологических и интеллектуальных особенностей обучающихся, осуществляется выбор типа урока, его целей и задач, средств обучения;

-аналитический, где осуществляется оценка и коррекция результатов деятельности обучающихся, контроль и анализ.

При построении учебно - познавательной деятельности обучающихся в центре моего внимания их самоорганизация и саморазвитие на основе постоянного равноправного сотрудничества, партнёрства с преподавателем.

В процессе своей педагогической деятельности я выделила в систему такие уроки, которые позволяют наиболее эффективно развивать познавательный интерес, умственную самостоятельность и активность обучающихся, получать наилучшие результаты:

-использование методов актуализации базовых, опорных знаний: фронтальная беседа, практические и лабораторные занятия, видео и DVD материалы, другие источники;

-общение в форме взаимопроверки, групповая работа, работа в парах;

-самостоятельная работа, требующая творческого подхода;

-дифференцированные зачеты;

-нетрадиционные уроки: урок - исследование, урок - интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», урок-экскурсия; семинары, конференции

В разработку программного материала, в ходе конструирования урока внедряю элементы инновационных технологий, направленных на развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей обучающихся. Используя активные формы обучения, значительное место отвожу оперативным методам активизации их учебной деятельности:

-эмоциональные: поощрение, порицание, создание ситуации успеха, положительная оценка;

-познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации,

-волевые: предъявление требований, информация об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка;

-социальные: развитие желания быть полезным, взаимопомощь и взаимопроверка.

Особенности преподавания междисциплинарного курса таковы, что каждый урок несет в себе новый объём информации, который обучающийся должен усвоить, т.е. понять и применить. Для решения этой проблемы я учу студентов технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике в учебном процессе: организую разнообразные формы деятельности обучающихся.

Оценка качества учебно - воспитательного процесса позволяет сделать вывод, что обучаемые мною студенты:

-имеют высокий уровень положительной внутренней учебной мотивации;

-владеют обязательным минимумом содержания образования;

- умеют быстро и качественно осмыслить материал;

-правильно оценивают свои знания; - имеют навыки установления причинно - следственных связей, выполнение творческих и исследовательских задач, стремятся к самостоятельности и самоутверждению

Считаю, что на формирование творческой личности большое влияние оказывает внеклассная работа. Внеурочные занятия, будучи близкой интересной сферой деятельности, несут в себе обучающий и воспитательный потенциал.

Литература
1.Пособие бригадиру пути: Учебное пособие/ Под ред.Э.В.Воробьева. - М.:ФГБОУ «Учебно-методическии центр по образованию на железнодорожном транспорте»,2012.-666с.
2.Н.В.Коньков «Особенности организации урока производственного обучения»- Курск: ОБОУ СПО «КАТК»,2012.-28с.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 75 | Добавил: Александр | Теги: Развитие познавательного интереса у
Всего комментариев: 0
avatar