☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Август » 31 » Развитие интеллектуальных способностей обучающихся в условиях дифференцированного подхода в процессе обучения химии
12:28
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся в условиях дифференцированного подхода в процессе обучения химии
Хоменко Г.И.
Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н.А. Лунина


Будущим специалистам железной дороги предстоит жить в социально-экономических условиях рынка труда, где требуются такие качества как профессиональная и социальная мобильность, компетентность, нести ответственность за результаты труда, принимать индивидуальные и групповые решения, разрешать споры и конфликты и т.д. Для этого необходимо научиться работать в коллективе, знать источники информации, уметь её обрабатывать, вычленять главное. Это общеучебные умения и навыки я стараюсь формировать на уроках.

В своей деятельности опираюсь на следующие концептуальные положения А.А. Окунева, Н.Н. Палтышева, И.С. Якиманской:

-личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества;

-установка не на запоминание, а на смысл;

-органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности;

-сочетание урочной и вне урочной формы работы;

-индивидуальное обучение.

Развивать интеллектуальные способности обучающихся нужно опираясь на их индивидуальные особенности: возрастные, психологические, степень владения знаниями и учебной деятельностью. Потенциальные возможности обучающихся к овладению новыми знаниями. Для достижения это цели необходимо было решить следующие задачи:

-создавать каждому обучающемуся ситуацию успеха;

-вовлекать каждого обучающегося в активную познавательную деятельность;

-предоставить обучающемуся возможность работать:

а) в своём темпе; б) на своём уровне сложности - репродуктивно оценка (“3”), аналитическом(”4”), творческом(”5”);

-создавать разноуровневые дидактические материалы, включающие развивающие задания, дифференцированные по уровню сложности, подобрать и разработать дидактические игры;

-увеличить долю самостоятельной работы обучающихся на уроке 70%;

-способствовать развитию коммуникативных качеств через организацию разных форм познавательной деятельности, обучающихся на уроке;

-развивать творческие способности студентов;

-создать систему измерения развития интеллектуальных способностей обучающихся.

Проблемные ситуации и задачи вовлекают обучающихся в процесс самостоятельного поиска и открытия знаний. Например, при изучении темы” Электролитическая диссоциация” ставиться проблемный вопрос: “Почему растворы одних веществ проводят электрический ток, а других нет?”. При изучении нового материала обеспечиваю работу как можно большего числа каналов восприятия, поэтому информацию предъявляю устно, письменно на доске, а обучающийся в тетради: опорные конспекты, схемы, рисунки. Постоянно привлекаю наглядность, сопровождаю объяснения демонстрациями и лабораторным опытами, предусмотренные программой. Веду постоянный диалог: успевают ли обучающиеся за ходом моих мыслей, все ли им понятно, что еще раз следует повторить. Иногда во время лекций они выступают с небольшими творческими работами, например, готовят сообщение об истории открытия химических элементов, роли простых и сложных веществ в жизни человека и природе. Развитию самостоятельного мышления обучающихся способствует работа с аналитическими и сравнительными текстовыми таблицами, проводящаяся при изучении нового материала. Таблицы способствуют пониманию данной темы, развивают умения сравнивать, обобщать, анализировать.

При изучении теоретического материала показываю современные достижения науки, исторические сведения, примеры из литературы, личную значимость для обучающихся. Стараюсь ярко преподнести учебный материал, т.к. эмоциональные реакции и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на обучающегося, на его отношение к учению.

Выделяю две группы мотивации учебно-познавательной деятельности:

-мотив долга и ответственности;

-мотив познавательного интереса, являющийся ведущим.

После объяснения нового материала провожу самостоятельную работу.

Только самостоятельная работа даёт представление о степени усвоения материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания, от простого к сложному, помеченные определёнными знаками:

-репродуктивный уровень

-аналитический уровень

-творческий уровень

Обучающиеся выполняют задания, продвигаясь вперёд, по мере своих способностей. Постоянная связь с каждым обучающимся даёт возможность оперативно выявлять проблемы в его познаниях и трудности, возникающие при изучении нового материала.

Изучив теоретический материал, провожу практическую работу. Практические и лабораторные опыты обучающиеся выполняют индивидуально или в парах. Это способствует развитию их самостоятельности, навыков автоматического выполнения практических действий. Применение разноуровневых экспериментальных заданий способствует направленному развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности.

Обобщающие уроки, входящие в блок уроков, помогают решать проблему развития мышления, внимания, памяти обучающихся. Знания на таких уроках не только углубляются, закрепляются, но и развиваются логические умения анализировать, конкретизировать, обобщать, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Уроки обобщающего повторения часто провожу в игровой форме с использованием ролевых игр: игры-путешествия, расследования, конференции. Они снимают психологическое напряжение и создают необходимую эмоциональную обстановку на уроке, что позволяет максимально использовать свой интеллектуальный потенциал, приобретать новые знания без особых усилий, осознавать свои возможности. Ролевые игры: «Путешествие в страну солей», «Путешествие в мир кислот», «Путешествие в страну химию» «Химический элементарий” и другие, провожу в группах, что способствует развитию коммуникативности обучающихся.

Хорошие результаты достигнуты в системе занятий по диалектическому способу обучения А.И. Гончарука

-лекция сотрудничества;

-индивидуальный практический и творческий анализ (домашняя или классная работа);

-групповое занятие (содержание то же, что и на лекции; идет детализация материала, операции над понятиями; составление древа классификации веществ, кругов Эйлера. Каждый получает оценку)

-самоподготовка (индивидуальный исследовательский, практический, творческий анализ и синтез);

-семинар (расширенное воспроизводство знаний в условиях сложной кооперации)

При организации учебной деятельности отдаю предпочтение активным формам обучения. Работу провожу индивидуальную, парную, в малых группах, ” репетитор + малые группы” с чётко построенной динамикой в составе деятельности групп на основе отслеживания результатов с учётом индивидуальных особенностей. Выявила, что на начальных этапах работы, более эффективны гетерогенные группы, объединяющие обучающихся с различным уровнем знаний по предмету.

В таких группах развитие интеллектуальных способностей происходит более интенсивно. Организует работу сильный обучающийся - “лидер”. “Слабые” стараются проявить активность в “гонке за лидером”. В результате чего у них формируется умение самостоятельного получения знаний. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим товарищам, взаимопомощь. Развитию интеллектуальных способностей и активизации познавательной деятельности помогают печатные и технические средства обучения. Уделяю большое внимание выработке у обучающихся умений самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, дополнительной литературой. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления обучающихся: анализа, синтеза, выявления главного, обобщения. Если текст параграфа насыщен фактическим материалом, предлагаю обобщающие вопросы по содержанию всего параграфа в целом. Такие вопросы помогают обучающимся разобраться в обилии фактического материала и научить выделять главное. Вопросы для самоконтроля требуют проявления максимальной самостоятельности мышления, умения обобщать факты и на их основе делать выводы.

Внеклассная работа по предмету развивает творческий потенциал обучающихся. Они с большим желанием принимают участие в конкурсах эрудитов, викторинах, интеллектуальных играх. Ежегодное проведение химических декад, олимпиад выявляет учебно - познавательный интерес, стремление показать накопленные знания и навыки мыслительной деятельности, свой интеллектуальный потенциал. Исследовательская работа - неотъемлемая часть моей деятельности. Студент 1курса с исследовательской работой « Источники ядерного загрязнения Новосибирской области и радиационный фон города Барабинска”, принял участие в научно-практической конференции “ПРОФЕССИЯ. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА” в городе Новосибирске (Диплом). Студент под моим руководством проводил дозиметрические исследования прибором ДБГБ-0,1 ‘Ратон-901” многих объектов родно города: ж/д вокзала, жилых домов, продуктов питания и т.д. После проведения качественной и количественной оценки, нами было сделано заключение о степени загрязнения и радиационном фоне, а также найдены и разработаны рекомендации по снижению дозовых нагрузок на организм.. Новое понимание образованности, нравственности, профессионального мастерства и предприимчивости в условиях рыночной экономики выводят на первый план развитие способностей мыслить, говорить, действовать, чтобы самореализоваться и просто научиться жить в этом мире.

Литература:
1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей -СПБ.: КАРО,2005 2.Шукайлова А.Д. Тематические игры по химии-М.: ТЦ Сфера,2004
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 90 | Добавил: Александр | Теги: Развитие интеллектуальных способнос
Всего комментариев: 0
avatar