- 12.09.2016
- 18403 Просмотра
- Обсудить
Горюнова Ольга Александровна
ГОБПОУ «Липецкий техникум сервиса и дизайна»
Г. Липецк, Липецкая область
ГОБПОУ «Липецкий техникум сервиса и дизайна»
Г. Липецк, Липецкая область
Интерактивное обучение как ключевой метод воспитания профессионала
Аннотация: В статье акцентируется внимание на то, что в современном образовании происходят существенные изменения. Она представляет небольшой анализ применения в профессиональном образовании, при подготовке специалиста, мультимедийных и интерактивных методов обучения.
Ключевые слова: образовательный процесс, мультимедийные технологии, интерактивные технологии
Главным в процессе формирования личности человека является образование. Получение определенного образования не только право, но и обязанность, поскольку к нему в современном обществе предъявляются высокие требования.
Образовательный процесс в последние годы испытывает серьезное давление как со стороны внешних, так и внутренних факторов. Особенно это затрагивает профессиональное образование. Государство выстраивает общую структуру требований к процессу и результатам обучения, которую можно выразить словами немецкого социолога Г. Зиммеля – «Образованный человек - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». К внутренним факторам относятся изменения структуры обучения, методов и подходов к передаче знаний и опыта. Но, не смотря на все происходившие и еще происходящие перестройки образовательной системы, единственным существенным можно считать переход от теоретического к практическому обучению, то есть обучающийся не является пассивным слушателем, а выступает как активный деятель, самостоятельно получающий знания.
Однако, утверждать, что такого рода вовлечение в процесс обучения это достижение современной педагогической науки не возможно, так как не зря говорится, что все новое, это хорошо забытое старое. Во всех странах, с древних времен, происходила передача опыта и знаний из поколения в поколение, от старшего к младшему, от мастера – ученику с использованием наглядных, практических методов. Ведь не зависимо от времени, невозможно стать специалистом или профессионалом без многократного повторения – научения. Этому соответствуют слова римского историка и политического деятеля Тацита: «Упражнение рождает мастерство». Это все еще актуально и сегодня, особенно при получении профессиональной подготовки в любой сфере деятельности.
Каким образом в прошлые времена получали профессию? Мастер брал ребенка в обучение, и этот процесс длился ни год и ни два, а занимал как минимум 6-8 лет. Сначала ученик просто наблюдал за работой старших со стороны, таким образом, он узнавал технологический процесс. Затем ему начинали доверять выполнение каких-либо операций (от самых простых, до более сложных). Это позволяло ученику сформировать уже практически навык профессиональной деятельности. И такое обучение было эффективно, так как имело очень мощный подкрепляющий мотив – «борьба за кусок хлеба», потому что от степени овладения профессией зависела жизнь человека. В современном обществе у молодежи нет такого сильного подкрепления к получению знаний и навыков, так как их физическое выживание не зависит от этого. Поэтому покидая школу после 9-го класса, большинство детей, даже ни разу не задумалось о том, что они будут делать дальше, какая деятельность станет их профессиональной. В связи с этим, выбор учебного заведения начального или среднего профессионального образования определяется настоятельными советами близких, или просто тем, что там было свободное место. Получение высшего образования то же, к сожалению, происходит по принципу «чтобы было». Многие выпускники профессиональных учреждений любого уровня так никогда и не работают по полученной ими профессии или специальности. Но в последние несколько лет картина профессиональной занятости претерпела определенные изменения к лучшему.
Но возвращаясь к современным способам и методам обучения, можно однозначно утверждать, что сильно они не изменились, поменялись лишь инструменты передачи необходимой информации. Поэтому на современном этапе социально-экономического, технического развития общества в качестве основных применяются мультимедийные и интерактивные технологии, как наиболее перспективные и эффективные.
Сегодня очень быстрыми темпами происходит наращивание объемов информации, которую необходимо изучить и понять. Поэтому традиционные способы обучения становятся все менее и менее эффективными, так как предполагают пассивное восприятие с последующим воспроизведением. Даже применение в процессе обучения современной техники не всегда приводит к улучшению качества полученных знаний. Использование компьютера на занятиях имеет существенные плюсы потому, что дает возможность понимания обучающимися до 50% передаваемой информации, но это так же не дает формирования собственной системы знаний. Современные студенты не могут, а точнее не умеют, высказывать свое собственное мнение, анализировать ситуации, предлагать возможные решения. В связи с этим, применение исключительно мультимедийных средств обучения недостаточно, необходима активизация студентов, непосредственное их вовлечение в процесс получения знаний и навыков. Преодолеть эти недостатки позволяют интерактивное обучение. Оно позволяет организовать взаимодействие не только между преподавателем и студентами, но и между самими студентами. Педагог здесь уже не источник информации, ее вещатель, его роль предполагает указание направления для самостоятельного поиска обучающимися.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ осуществления познания, проводимый в форме совместной деятельности обучающихся [1, c. 184]. В ходе этого процесса все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, вместе решают проблемы, моделируют и анализируют ситуации, оценивают действия других участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению стоящей задачи.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность [2, c. 300]. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Если исходить из опыта работы, студентам при проведении занятия в традиционной форме очень сложно высказываться или сделать что-то самостоятельно, так как они бояться ошибиться в своем мнении или поступке из-за возможного расхождения с позицией преподавателя по поставленному вопросу. Это зачастую связано с давлением на них авторитета педагога, его жизненного опыта. Но стоит включить в ход занятия некоторый момент творчества и через какое-то время, конечно, это происходит не сразу, студенты меняются, страх проходит, наступает осознание того, что их идеи могут быть верными, что «в споре рождается истина».
В ходе таких постепенных изменений занятие превращается в равноправный диалог студентов друг с другом и с педагогом. В связи с этим уровень понимания материала значительно возрастает и может достичь 80-90%, потому что каждый человек осознает и запоминает гораздо лучше то, что сказал или сделал сам, выстроив свою собственную систему знаний. Поэтому студент, постоянно пробуя и ошибаясь и снова пробуя, но, не боясь того, что это вызовет не удовольствие учителя, формирует из себя действительно высококвалифицированного специалиста. А умение быстро, правильно и самое главное качественно выполнять определенные операции является основой одного из основных законов современной мировой экономики – разделение труда.
Все вышеизложенное, позволяет утверждать, что сочетание мультимедийного и интерактивного обучения имеет значительные перспективы именно при профессиональной подготовке студентов, для получения и накопления специальных умений и навыков.
Список литературы:
1. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. - М.: Феникс, 2010.315 c.
2. Толыпина Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.