Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Сентябрь » 17

Музейный проект «Я помню, я живу» с позиции событийного подхода

Максименко Елена Николаевна зав. музея «Из истории Калининского района»
Триняк Мария Александровна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТКалининского района

Музейный проект «Я помню, я живу» с позиции событийного подхода

В статье раскрывается опыт работы школьного музея «Из истории Калининского района» в ГБУ ДО ДДТ Калининского района с точки зрения событийного подхода на примере проекта «Пока я помню, я живу».
Дополнительное образование детей — это личностно-ориентированное образование, направленное на создание условий для формирования у ребенка субъективного опыта в деятельности, познании, общении. Оно осуществляется в максимально комфортных для развития ребенка условиях, которые существенно развивают его творческий потенциал, обеспечивая возможность попадания в «ситуацию успеха» в избранном деле и тем самым, способствует развитию таких качеств личности, которые необходимы для успеха в любой сфере деятельности. Таким образом, дополнительное образование детей создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов и ценностей. [2]
Общение — один из важных видов деятельности детей в учреждении дополнительного образования детей. В. И. Слободчиков рассматривает событийную общность как необходимую ситуацию развития человека: «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивает только в структуре событийной общности, основная функция которой — развитие. Событие есть то, что развивает и развивается…» [4]
Событийный подход рассматривается нами как продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни детского коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.
В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие.
Основными источниками возникновения и развития детско-взрослой общности УДОД являются:
1. общий интерес всех участников образовательного процесса к той или иной направленности деятельности;
2. совместная деятельность в рамках реализации дополнительной образовательной программы, определяющая социальное поведение педагогов, детей и родителей;
3. общение, переживания, способствующие созданию эмоционального единства (репетиции, выступления, соревнования, радость переживания чувства прекрасного и мн. др.).
4. культурная связь, ценности и нормы, принятые в творческом объединении образующие коллектив единомышленников, характеризующийся высокой эмоциональной и деятельностной включенностью.
Событийность задается тем, что привычное образовательное пространство расширяется благодаря:
- общению ребенка со сверстниками из разных образовательных организаций, которое дает ему возможность взглянуть на себя как представителя своего поколения и ощутить сопричастности к личностно значимому взрослому — педагогу дополнительного образования,
- встречам с разными взрослыми — мастерами своего дела, успешными людьми (художниками, актерами, спортсменами, бизнесменами, учеными и др.),
- встречи с самим собой: «что я узнал о себя, свой город, свое поколение, про мир взрослых»,
- погружению детей в разнообразные социокультурные практики.[2]
Таким образом, на основе изученных фактов нами был разработан и реализован районный музейный проект «Пока я помню, я живу». Проект, осуществлялся на базе музея «Из истории Калининского района» Дома детского творчества, направлен на патриотическое воспитание юных петербуржцев через их практическое участие в поисковой и исследовательской работе по истории района и города, сохранении памятников истории и культуры, в возрождении культурно-нравственных ценностей и традиций великого города, в заботе о старшем поколении, ветеранах войны и труда.
Проект «Пока я помню, я живу...» связан с историческими местами и героическими датами в жизни города, района. Ежемесячно ребята принимают участие в делах данного проекта – это акции, экскурсии, подготовка выставок и мультимедийных презентаций. В проекте принимают участие ребята с 3 по 11 классы. Работа по проекту ведется с 2012 года, в 2015-2016 учебном году проект представляет собой различные мероприятия, приуроченные к памятным датам. (Приложение 1)
2012/2013 учебный год посвящен 310-летию основания Санкт-Петербурга, 70-летию прорыва блокады;
2013/2014 учебный год - 70-летию полного снятия блокады Ленинграда, 400-летию дома Романовых и 35-летию Дома детского творчества;
2014/2015 учебный год - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, подготовке к празднованию 80-летия (1936 год) со дня образования Калининского (Красногвардейского района).
Цели:
• способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию юного поколения;
• привлечь внимание учащихся к изучению истории района и города;
• дать возможность учащимся через различные формы деятельности и творчества выразить свое отношение к району и городу.
Задачи:
пробуждать у школьников интерес к углублённому изучению истории своей страны, Северо-запада, Выборгской стороны, Калининского района; способствовать воспитанию уважительного отношения к истории России, личности в истории, национальным традициям;
способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Проект «Пока я помню, я живу…» призван внести посильный вклад в решение социальных проблем учащихся, профилактики правонарушений и работы с трудными подростками. В то же время участие в проекте создает условия для раскрытия творческого потенциала одаренных детей.

Литература

1. Григорьев Д. В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000
2. Дьячкова Т. В. Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 579-581.
3. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории /Л. И. Новикова - М.: Педагогика, 1978. 153 с.
4. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности – М: Школа-Пресс. – 1995.
5. Соловьев Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников. // Вестник удмуртского университета. – 2009. - №2. – С. 103-110.

Приложение 1

План мероприятий проекта на 2015 – 2016 учебный год

5 сентября 2015 года - акция (литературно – музыкальная композиция) у памятника «Дети войны»
26 сентября 2015 года – интерактивная автобусная экскурсия в Усть- Ижору - 775 лет Невской битве
10 октября 2015 года – акция у закладного камня в сквере Подводников
24 октября 2015 года – интерактивное игровое занятие в парке Монрепо и городе Выборге
11 ноября 2015 года - интерактивная автобусная экскурсия по Санкт - Петербургу «Люблю тебя Петра творенье»
16 декабря2015 года – представление макета сборника по программе «Пока я помню, я живу…»
23 января 2016 года – «Вахта памяти» на Пискаревском мемориальном кладбище
20 февраля 2016года - Круглый стол на тему: «Горячие точки в мирное время» или «Приказ Родины выполнили» + вечер памяти
Март 2016 года – мероприятие, посвященное 110-годовщине Подводных сил России, в рамках проекта «Морской треугольник». (Игровая станция: «Морская азбука» для 6 классов)
1-2 неделя апреля 2016 года – представление экскурсий по району - к 80-летию создания района
26 апреля 2016 года – интерактивная игра городу к 25-летию возвращения городу исторического имени
19 мая 2016 года – День рождения музея «Из истории Калининского района» - Награждение участников музейных программ.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar