- 10.10.2016
- 1847 Просмотров
- Обсудить
Кравчук Надежда Михайловна
КГБ ПОУ «Красноярский политехнический техникум»
КГБ ПОУ «Красноярский политехнический техникум»
Подготовка конкурентоспособных выпускников для деревообрабатывающих предприятий.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы подготовки студентов к работе на предприятиях, начиная с выбора темы дипломного проекта, прохождения практики на предприятиях деревообработки. Рассмотрены вопросы связанные с системой дуального образования.
Ключевые слова: практика на предприятии, дуальное образование, межпроизводственный учебный центр.
Качество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования. К сожалению результат не всегда такой, каким хотелось бы быть.
Основной проблемой большинства выпускников техникумов и вузов является недостаток практики.
Одной из актуальных задач подготовки квалифицированного специалиста является организация тесного взаимодействия среднего специального, высшего образований и работодателей. Эта масштабная задача включает появление новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы содействовали техникумам и вузам в подготовке специалистов, а предприятиям - в оснащении кадрами.
Квалифицированным будет специалист - техник-технолог и инженер-технолог, в том случае, когда он будет квалифицированным рабочим (станочником). Это можно решить применением дуального образования
Дуальное образование – сочетание теоретического обучения в учебном заведении с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по выбранной специальности. Говоря более простым языком – эта система, при которой студенты часть всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать.
Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных мастерских, а также во время производственного обучения. То есть то, что сегодня расскажут студентам в аудитории, – завтра они применят в действии на предприятии.
Учебное заведение организует теоретическое обучение и лабораторные практикумы, а предприятие обеспечивает обучение на производстве. Теоретическая часть при этом не должна сокращаться. Это должно обеспечиваться за счет продления учебного дня и усиленных практических занятий в летнее время.
Во время производственного обучения студенты приобретают основные навыки по специальности, по работе с современным оборудованием, знакомятся с корпоративной культурой концерна, учатся работать в команде. На протяжении всего срока обучения студенты, кроме стипендии от учебного заведения должны получать заводскую стипендию.
В новых рыночных условиях владельцы малых и крупных предприятий не нуждаются в неквалифицированных кадрах и не собираются быть меценатами их обучения.
В настоящее время предприятия деревообработки закрываются, например: ООО «Сибэлком», ООО «Мекран», на грани закрытия ДОЗ ЗАО «Сибагропромстрой» , а те которые еще работают не желают сотрудничать с учебными заведениями, некоторые даже не пускают студентов на экскурсии. Есть предприятия, которые могут принять студентов на практику, но студент или учебное заведение должны заплатить предприятию среднюю заработную плату рабочего данного предприятия, который будет наставником студента.
Как в таких условиях организовать дуальное образование?
Но несмотря на трудности в реализации проекта дуального образования, необходимо обеспечить высокий класс образования и высокую квалификацию, а также полноценное развитие социальных компетенций, что, несомненно, облегчит в дальнейшем выпускнику учебного заведения немедленное практическое применение полученных знаний.
Такое положение дел ведет к поиску новых технологий повышения эффективности подготовки кадров для промышленного производства.
Новой технологией повышения эффективности подготовки кадров и является отдельные мероприятия по внедрению дуальной системы образования.
Некоторые учебные заведения имеют свои производственные мастерские, которые оснащены оборудованием, на котором можно выпускать продукцию необходимую населению и другим производствам города. Вот здесь же можно и применить дуальную систему образования, пока не будет возможности работать с предприятием.
Для этого необходимо перестроить учебный процесс.
На втором курсе студентам необходимо посещать предприятия города с экскурсиями, знакомиться с изделиями выпускаемыми на предприятии, с технологией изготовления этих изделий, с оборудованием на котором эти изделия изготавливаются. Посещать выставки связанные с деревообработкой. Проходить учебные практики в мастерских техникума.
На третьем курсе обучаться в аудитории теории четыре дня в неделю, а два дня работать в мастерских учебного заведения на рабочих местах.
На четвертом курсе проходить производственную практику на предприятиях и готовиться к выполнению курсовой работы.
Весной на четвертом курсе проходить преддипломную практику и выполнять дипломный проект.
Кроме того необходимо дооснастить учебные мастерские новым оборудованием и создать в них межпроизводственные учебные центры.
Например: в мастерских Красноярского политехнического техникума установлено оборудование позволяющее выпускать продукцию деревообработки. Если к этому оборудованию добавить частично новейшее оборудование, а часть заменить, то мастерские уже будут межпроизводственным учебным центром. Наличие площадей и высококвалифицированных кадров это позволяет осуществить.
Дипломный проект является завершающим этапом подготовки сту¬дентов к самостоятельной практической работе на предприятиях деревообрабатывающей промышленности. В процессе дипломного проек¬тирования студент должен проявить творческую инициативу, самосто¬ятельность, показать глубокие теоретические знания и способность решать конкретные производственные задачи.
Дипломный проект является составной частью учебного процесса подготовки специалистов техник - технолог по деревообработке специальностей 35.02.03.
К проектированию допускаются студенты после завершения теоретического курса обучения и прохождения преддипломной практики на предприятии.
Студент использует целый ряд навыков, которыми он должен обладать. В процессе написания проекта он решает проблемы организации технологии предприятия деревообработки, что способствует повышению теоретического уровня его подготовки. Задачи, которые ставятся непосредственно перед ним, включают изучение научной литературы по избранной теме, ознакомление с различными подходами и точками зрения, методами научной аргументации и формирование собственной позиции по изученной проблеме.
Важнейшим шагом в проектировании является выбор темы. Студенты выбирают тему самостоятельно, из предложенного списка. Тематика должна быть актуальна, соответствовать современным требованиям на изготавливаемые изделия, технологию, оборудование деревообрабатывающих предприятий.
Студенту выбирать тему дипломного проекта необходимо с учетом следующих факторов:
- необходимо учитывать специализацию и интерес к своей будущей производственной деятельности;
- необходимо учитывать какие предприятия находятся в месте предполагаемого дальнейшего места жительства после получения диплома;
- отличаться новизной и иметь практическую значимость, т. е. ориентирована на решение организационных задач, способствующих росту эффективности производства и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на предприятии и иметь максимальную экономическую эффективность;
- увеличения объема выпуска продукции, улучшении её качества и снижения её себестоимости и соответственно цены;
- объема дипломного проекта.
Во время производственной и преддипломной практики необходимо собрать материал для будущей работы и иметь возможность использования результатов дипломного проекта в деятельности конкретного предприятия.
Для этой цели все проектные решения должны разрабатываться с учетом последних до¬стижений в области технологии, техники и организации лесопильных, деревообрабатывающих, мебельных и других производств.
Особая роль отводится завершающему этапу подготовки будущего специалиста – защите дипломного проекта. При защите студент должен показать теоретические и практические знания по специальности , а так же применение этих знаний при решении конкретных технологических задач на реконструируемом участке предприятия.
Выпускникам техникума после защиты диплома вручается не только диплом о присвоении квалификации техник-технолог, но и выдается удостоверение по специальности – станочник деревообрабатывающих станков, что дает ему преимущество в трудоустройстве по специальности.
В заключении следует отметить, что качественной будет подготовка специалистов для предприятий при обучении студентов не только теории в учебном заведении, но и практической работе на деревообрабатывающем оборудовании.
Список литературы
1.Выбор темы дипломного проекта. StudFiles.ru›preview/5267506/
2.Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России.
up-pro.ru›library/personnel_management…dyalnoe….
3. Кузембаев С.Б., Альжанов М.К. и др. Перспективы дуального образования // Техническое и профессиональное образование // bilimstat.edu.kz.
4. Петров, Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования – инновационная модель современного профессионального образования / Ю.Н. Петров. – Н. Новгород : Изд-во Волж. гос. инженер.-пед. ун-та, 2009. – 280 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.