- 13.10.2016
- 3766 Просмотров
- Обсудить
Оченкова Юлия Львовна
преподаватель социально-экономических дисциплин
ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва»
г. Казань, Республика Татарстан
преподаватель социально-экономических дисциплин
ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва»
г. Казань, Республика Татарстан
Для рассмотрения процесса интеграции одной науки с другими необходимо уяснить, что сам процесс интеграции является лишь одной стороной междисциплинарного подхода, другой стороной которого является дифференциация. В современном мире отчетливо выражены и процесс дифференциации, когда из одной науки выделяется и становится самостоятельной новая дисциплина, и обратный процесс, когда науки объединяются для решения новой проблемы. Какой же процесс является преобладающим, насколько он обоснован и приемлем?
Прежде, чем попытаться ответить на данный вопрос, необходимо определить основные понятия: междисциплинарность, рассмотреть каковы основные идеи междициплинарности в изучении истории, методологические процессы в исторической науке: дифференциация и интеграция и затем уже посмотреть на современную историческую науку с точки зрения основных методологических тенденций, увидеть в них преобладание того или иного процесса, в данном случае мы говорим о процессе интеграции и найти причины этого явления. Это и будет нашим кратким исследованием, и ответом на поставленный вопрос, и раскрытием заявленной темы.
Итак, междисциплинарность - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания. На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин: биофизики, психолингвистики и т.д.). В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадию функционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этих процессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе эти линии взаимно предполагают и дополняют друг друга.
Дифференциация - процесс выделения новых научных дисциплин. Чаще происходит в период возникновения науки в целом. Истоки этого процесса рубеж XVI-XVII вв.: единое ранее знание - философия - стала раздваиваться на два ствола – собственно философию и науку как целостную систему знания. Причина диффенциации наук - быстрое увеличение знания, усложнение знания. Результат этого процесса - специализация научного труда, разделение научного труда. Достоинства возникновения новых дисциплин : возможность углубленного изучения явлений,, повышение производительности труда ученого. Недостатки возникновения новых дисциплин: потеря связи целого, сужение кругозора ученых а порой даже абсурдные выводы, позволяющие вводит такой термин как «профессиональный кретинизм», « истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки, она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника» как писал А. Энштейн.
Интеграция наук - синтез знания, объединение ряда наук, чаще всего в дисциплины, находящиеся на стыке, взаимопроникновение научных дисциплин, объединение их и их методов в единое целое, стирание граней между ними. Причина интеграции наук – единое пространство мира, различные научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям, конструирование общего объекта и постепенное формирование общего предмета исследования.
В современной науке доминируют процессы интеграции знания, но проявляются они в особой форме, будучи обусловлены спецификой существующих исторических реалий. В последнее время явным образом обнаруживается влияние смежных дисциплин на историческую науку , выражающихся в применении их основных исследовательских подходов к изучению истории (изучение текстов, логические конструкты , психологическое обоснование). Ярким проявлением этого влияния является достаточно распространенный в современной науке перенос идей, средств и способов исследования, возникших в рамках одной дисциплины, в другие, иногда достаточно далекие друг от друга. Однако всякий раз, когда история использует достижения других наук, возникают вопросы о правомерности использования того или иного подхода для изучения того или иного отрезка времени, поскольку история изучает прошлое, а не настоящее, поэтому и заимствованные методы и приемы извне должны применяться с этой целью и должны быть подходящими для нее. Невозможно механически применять аппарат социальных наук, необходимо развивать и видоизменять его применительно ко времени, когда, возможно подобных социальных явлений и объектов просто не существовало.
В силу своего междисциплинарного характера история естественным образом использует достижения иных дисциплин и обращается к их теоретическим схемам, моделям, категориям, понятиям . В данном контексте планомерную интеграцию исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией можно видеть именно во взаимовлиянии исторического подхода и способов исторического исследования для познавательной деятельности в общественных и естественных науках, превращение научного пространства, изучающего общество и общественные процессы, из совокупности дисциплин в «проблемно ориентированное» сообщество, где каждый специалист может выйти за рамки своей дисциплины и глубже, шире рассмотреть проблему: поставить вопрос и найти оригинальное и перспективное решение.
Специфика междисциплинарности исторической науки , интеграция её с другими дисциплинами это не только влияние, но и заимствование, перетекание подходов и методов различных дисциплин, тем самым историческая наука обогащается, развивается и вширь и вглубь. Тенденция к междисциплинарности является одним из важнейших следствий коренного изменения социальных функций истории в решении проблем, стоящих перед цивилизацией. Именно в ходе междисциплинарного сотрудничества ученые убеждаются в зыбкости принципов, выступающих как единственно научные, привыкают к широкому взгляду на деятельность историка-исследователя. Так же возможно в процессе интеграции сконструировать новые междисциплинарные объекты исследования , которые будут новыми, самостоятельными, ранее не изучаемые. Но всех их будет объединять «прошлое». Таким образом, историческое знание определяется не одним научным направлением, а системой или совокупностью социальных наук, объектом которых является прошлое. В идеале историки вынуждены не только овладевать теориями других наук, но и, отталкиваясь от них, создавать новые или, по крайней мере, модифицировать теории, ориентированные на анализ настоящего.
Междисциплинарность приводит к соприкосновению различных дисциплин: идут интеграционные процессы, растет взаимодействие и взаимообогащение методов. Особенно это актуально в кризисных ситуациях, когда междисциплинарные связи служат условием успешного решения ряда проблем. Исторические исследования, проведенные в плане междисциплинарности, характеризуются отчетливо выраженным аналитическим (в противовес описательному) подходом. В обработке источников историки произвели настоящий переворот, широко используя, например, количественные методы, что позволило освоить огромные массивы статистики, недоступные им до этого.
Мы видим , что при междисциплинарном изучении прошлого открываются колоссальные возможности:
- точное определение объекта исторического исследования и его исходного состояния (сбор, обработка информации, выявление проблематичных сторон объекта и др.);
- сохранение специфических свойств и характеристик объекта на всех уровнях теоретического абстрагирования;
- разработка методической схемы анализа, в которой сумма отдельных исследований была бы необходима и достаточна для решения проблемы в целом,
- существенно расширяются практические возможности всех наук, тем самым приближаясь к достаточной полноте знаний.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.