- 01.11.2016
- 5923 Просмотра
- Обсудить
Мишина Милана Ринатовна
ОГПОУ "Ульяновский профессионально-педагогический колледж"
Спортивно ориентированная направленность физического воспитания студентов как вектор взаимодействия физической культуры и патриотического воспитания в Ульяновском профессионально-педагогическом колледже
Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. В связи с этим, с начала 2000 годов в мире наметилась тенденция изменения вектора взаимодействия физического воспитания детей и массового спорта.
В этой связи большинством специалистов выдвигается идея необходимости интеграции систем физического воспитания школьников и детско-юношеского спорта, основанная на концепции спортивно ориентированного физического воспитания по механизму конверсии средств и методов спортивной тренировки.
Спорт в жизни человека имеет многогранное проявление. Спорт выступает как мощный фактор социализации индивида в личности, дает возможность оценить свое отношение к окружающему миру.
Эффективность социализации в процессе спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта как явление культуры совпадают с ценностями общества и личности.
Специфический компонент ценностей спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата.
Явление патриотизма также является основой для развития личности.
Социально-психологический компонент ценностей спортивной и воспитательной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений.
Спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним (Лубышева Л.И. 2005.).
Спорт вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития общества.
Сущность концепции спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении содержания уроков спортивно ориентированными средствами с различными вариантами занятий урочно-тренировочного типа и специфическим режимом физических нагрузок. Кроме традиционных уроков физкультуры, физкультурные занятия проводятся по форме урочно-тренировочных занятий, где задачи направлены на совершенствования технико-тактического мастерства, улучшение физических и функциональных кондиций, а также соревновательной деятельности. Кроме трех уроков физкультуры в рамках недельного расписания, три раза в неделю проводятся тренировочные занятия в спортивной секции (Бальсевич, В.К. 1999.).
В нашем колледже произошло сращение секции по баскетболу и патриотического воспитания в виде традиционного турнира по баскетболу имени выпускника – воина-интернационалиста Александра Владимировича Великанова (07.11.1967 – 18.07.1987).
Из фондов историко-технического музея Ульяновского профессионально-педагогического колледжа:
«Поступил в СПТУ№7 почти отличником (с одной «4», остальные «5») в 1983 году, окончил в1986 году с Похвальной грамотой, получил профессию электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин и был направлен работать на Моторный завод.
В конце 1986 года призывается в СА – в учебное подразделение войск связи г. Самарканд. К службе в армии он готовил себя с детства. Занимался спортом, участвовал в популярной военно-спортивной игре «Зарница», а потом «Орленок». В составе юнармейского отделения СПТУ№7 (командир отделения) участвовал в VI Всесоюзном финале игры «Орленок» в Тамбове.
В мае 1987 года, окончив учебное подразделение и получив специальность радиотелеграфиста, Александр был направлен в Афганистан.
18 июля 1987 года Саша погиб в возрасте 19 лет.
В память о выпускнике в колледже с 2003 года проходит турнир по баскетболу, который из внутриколледжного уровня поднялся до областного. А также есть стена в историко-техническом музее УППК, посвященная памяти Александра Великанова.»
Цель физической культуры - всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоении других ценностей физической культуры.
Турнир по баскетболу, как инновационный проект дополняет содержание программы физического воспитания ее спортивную составляющую, создает равные возможности самореализации в спорте каждому студенту, позволяет оперативно реагировать на мотивацию, интерес, потребности, оказывает содействие в создании условий спортивно одаренным и талантливым юным спортсменам.
Данный инновационный проект способствует усилению всего учебного процесса, а также расширить возможности использования вне учебного времени в целях привлечения студентов с систематическим спортивным занятиям. Вначале, в 2003 году, наш турнир по баскетболу носил профориентационный мотив, в него играли школьники и студенты Засвияжского района города Ульяновска. Однако, его воспитательный и спортивный потенциал привел к тому, что он вырос до уровня областного и стал традиционным (с 2010 года).
Таким образом, процесс реализации общеобразовательной программы может существенно активизироваться, что обеспечит повышение качества образования по всем учебным предметам, создание нового вектора образовательной деятельности, расширению профессиональной компетентности педагогического персонала.
Каждый год в турнире по баскетболу имени А.В. Великанова принимает участие от 10 до 15 команд со всей области. Соответственно, за 13 лет в турнире приняло участие около 1500 подростков.
Реализация данного турнира, как слияние спортивно ориентированного физического воспитания и патриотического воспитания позволяет по-новому организовать уроки физкультуры, дополнив, их тренировочными занятиями во внеурочное время, что в конечном итоге принципиально изменят содержание и направленность педагогического процесса .
Литература
1. Лубышева Л.И. Спортивная культура как перспективная предметная область / Л.И. Лубышева // Педагогика, 2005. – №6. – С.44-49.
2. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальные аспекты / В.К Бальсевич., Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2003.– №5. – С.19.
3. Борина, Ю.Ю. Оценка эффективности модели управления спортивно ориентированном физическом воспитанием на уровне общеобразовательной школы в условиях инновационной муниципальной системы / Ю.Ю.Борина // Теория и практика физической культуры, 2010. – №5. – С.19.
4. Драндров, Г.Л., Бурцев, В.А., Зорин, С.Д. Программное обеспеченье спортивно ориентированной направленности физического воспитания учащихся /Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, С.Д. Зорин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2008.– №6. – С.16.
5. Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2002. – №3. – С.11.
6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. – №1. – С.23-25.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.