Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2016 » Ноябрь » 10

Перспективы применения кейс-метода при подготовке специалистов среднего звена специальности 43.02.10 «Туризм»

Рыдзевская Мария Геннадьевна
преподаватель специальных дисциплин
СПО «Политехнический колледж
Луганского национального аграрного университета»
г. Луганск, Луганская область


Аннотация: в статье систематизированы дидактические основы разработки и применения метода анализа конкретных ситуаций; актуальность и проблематика систематического использования кейс-метода при подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.10 «Туризм».
Ключевые слова: компетентностно-ориентированное образование, инновационные педагогические технологии, кейс-метод.

Изменение общей концепции образования в пользу компетентностно-ориентированных методик в настоящее время является мощным стимулом для разработки и применения инновационных технологий, внедрения интерактивных методик в обучение не только по общеобразовательным предметам, но и, в первую очередь, по предметам профессионального цикла при подготовке специалистов среднего звена.
Направленность государственной политики образования на подготовку специалистов в сфере туризма, обладающих не только профессиональными, но и социальными и личностными компетенциями, ставит перед преподавателем много вопросов относительно используемых технологий и применяемых методик. Вырастить специалиста нового времени, применяя старые методики, становится в настоящее время уже невозможно. Современные студенты, осваивая интерактивные технологии, средства коммуникации и технические инновации в повседневной жизни не приемлют застарелых методов передачи информации, присутствующих на традиционных лекциях и семинарах. В пользу современных методов получения, обработки и презентации информации говорит тот факт, что получить доступ к актуальным материалам, разработкам и статистическим данным в регионах, чаще всего возможно только через Интернет.
Таким образом, требования времени и образовательного пространства выступают благоприятной основой для внедрения инновационных педагогических технологий при преподавании специальных дисциплин.
Актуальность изучения трудов И. Богдановой, В. Полякова, А. Сидоренко объясняется необходимостью систематизации теоретических основ применения современных педагогических инноваций. В работах зарубежных авторов М. Шеверы, Ф. Эдей, К. Йейтс, а также отечественных специалистов А. Долгорукова, А. Зобова, Д Махотина описан кейс-метод и технология его применения. Однако, данная методика является новой и недостаточно разработанной с точки зрения применения в педагогическом процессе, тем более при изучении специальных дисциплин отдельных направлений.
Сущность кейс-метода, как метода решения конкретных ситуаций заключается в выработке стратегии действий в предложенной практической ситуации с последующим анализом перспектив реализации данной стратегии.
Для специальности «Туризм» актуальность получения навыков принятия обоснованного управленческого решения в условиях неопределенной внешней среды предприятия тем актуальнее, что туристические фирмы, как правило, имеют небольшой кадровый состав с четко очерченными функциями и линейную организационную структуру. Это дает руководителю с одной стороны широту принятия единоличных решений, но с другой отнимает возможность их консолидированного принятия. В ситуации выбора менеджер туристической фирмы должен иметь опыт принятия решения на основе всестороннего анализа данных, с просчетом сильный и слабых сторон при их практической реализации, а также принятия того факта, что в практической деятельности не существует однозначно правильных решений. Получение таких навыков студентами на занятиях по специальным дисциплинам наиболее эффективно достигается при применении кейс-метода.
Определяющими педагогическими характеристиками кейс-метода являются:
- демонстрация социально-экономической модели предприятия с описанием условий его функционирования максимально приближенных к реальным;
- предоставление необходимых материалов или указание на источники их содержащие (в зависимости от модели кейса);
- постановка и структурирование проблемы, определение параметров ее разрешения;
- коллективная выработка решения, формулирование его и презентация;
- оценка альтернатив и анализ ситуации;
- генерирование эмоционального напряжения связанного с практической ответственностью за правильность выбранного решения.
Классификация кейсов вносит особенности при их разработке и реализации, которые отражаются на целях кейса, объеме предоставляемого материала, структурировании этапов работы и промежуточных результатов, а также степени участия преподавателя на каждой стадии. Тем не менее, существуют основные стадии разработки кейса, которые включают в себя:
- определение дидактических целей занятия с использованием кейс-метода, а также его места в структуре специальной дисциплины;
- выбор базы для реализации кейса (вымышленная или реальная фирма с указанием финансово-экономических или других необходимых характеристик) и ее описание;
- сбор данных, их анализ, подготовка необходимой для кейса информационной базы;
- построение или выбор практической ситуации, предлагаемой для решения;
- структурирование кейса относительно основных классификационных критериев, написание текста кейса в соответствии с ними;
- оформление информационных материалов, представление их в достаточном объеме и оптимальной форме (источники оригиналы, таблицы, презентации, сводки и прочее);
- апробация на внеаудиторных занятиях, проверка корректности поставленных задач и достаточности информационных материалов;
- внедрение кейса в программу практического обучения по дисциплине, подготовка методических рекомендаций по реализации на занятии.
Применение кейс-метода на занятии может иметь различную цель, и как следствие, объем применения и продолжительность. Использование кейса эффективно сочетается с другими традиционными и инновационными педагогическими методами:
- моделирование применяется при построении модели, ложащейся в основу кейса и моделировании ситуаций реализации решений;
- описание дает представление о социально-экономической ситуации, представленной в кейсе;
- проблемный метод мотивирует на поиск решения и показывает неоднозначность сложившейся производственной ситуации;
- системный анализ позволяет оценить предложенную ситуацию и выработать решение на основе информационно-аналитических материалов;
- метод классификации структурирует проблемную ситуацию и выставляет критерии полноты ее решения, помогает очертить границы кейса на этапе его разработки и подготовки информационных материалов;
- игровые методы создают ситуацию максимально приближенную к практической производственной ситуации;
- «мозговой штурм» применяется при выработке проекта решения;
- дискуссия позволяет выработать решение в группе и впоследствии оценить их перспективность;
- метод проектов, может быть частью кейса, как условие или как информационная основа для решения ситуации.
Применение кейс-метода как основного или дополнительного элемента на занятии существенно повышает эффективность обучения при изучении дисциплин специального курса, поскольку студенты могут почувствовать себя в ситуации необходимости и неоднозначности выбора, оценки альтернатив, выработки и планирования реализации управленческого решения. При изучении дисциплин профессионального цикла специальности 43.02.10 «Туризм» наиболее перспективно применение кейс-метода на практических занятиях по дисциплинам «Технология и организация туроператорской деятельности», «Маркетинговые технологии в туризме», «Технология продаж и продвижения турпродукта», «Управление деятельностью функционального подразделения».
Разработка кейса и применение методики на занятии требуют от преподавателя высокого уровня профессиональной подготовки, большого количества времени на поиск и анализ информации. Данная методика предъявляет требования не только к уровню преподавателя, но к уровню подготовки и мотивации студентов. Поэтому вводить практику кейс метода необходимо дозированно. Начать следует с проблемного или проектного метода, превалирующего при постановке задания. Следует предлагать кейсы с единым решением, дискретной формулировкой задания. Такие кейсы, как правило, являются результатом научно-методического труда преподавателя и ситуации в них описываются вымышленные.
После того, как студенты освоили данный вариант метода, можно предложить им кейсы, созданные на основе сбора вторичной информации в информационных, аналитических и статистических изданиях. В сфере туризма это статистические данные по потокам, объемам и направлениям въезда и выезда, предложения туристических операторов и другая информация.
За основу разработки кейса можно взять данные предприятий сферы туризма (туристические фирмы, гостиницы, рестораны), изучением организации работы которых, студенты занимались во время прохождения производственных практик.
Наиболее высокий уровень эффективности кейс-метод продемонстрировал, как исследовательская методика. В форме кейса может быть заключена задача не только учебного или образовательного содержания, но и более высокого исследовательского уровня. Для организации научно-исследовательской работы студентов можно предложить разбирающий «первооткрывательский кейс». В данной форме оправданно организовывать выполнение курсовых и дипломных работ, а также проведение индивидуальных исследований.
Еще одной из положительных характеристик кейс-метода является его личностно развивающая направленность, позволяющая развивать студента, как субъекта образовательной деятельности, мотивированного на выработку профессиональных навыков и получение опыта коллективной профессиональной деятельности.
В настоящий момент применение кейс-метода при подготовке специалистов среднего звена по специальности «Туризм» имеет ряд специфических препятствий:
- узкий круг специалистов и «молодая» специальность, как следствие недостаток методических разработок по специальным дисциплинам;
- профессиональное образование по специальности «Туризм» проходит этап становления, связи с чем меняются профессиональные стандарты подготовки специалистов, а вместе с ними учебные планы и программы специальных дисциплин, что не дает возможности проследить стойкий эффект от внедрения инноваций;
- централизация туристических операторов в столице не дает практической возможности ознакомления с технологией их работы в регионах, путем проведения производственных практик на их базе, разработки данных кейсов на практических примерах.
Также можно констатировать, что разработка материалов кейса является информационно емким и затратным по времени процессом, требующим от преподавателя аналитического подхода не только на этапе разработки, но и на этапе применения. Необходим достаточный уровень мотивации, ориентации на практическую и научную деятельность студентов, поскольку данный метод требует дополнительных усилий не только от преподавателя, но и от студентов при подготовке к занятию. Психологическими особенностями внедрения метода анализа конкретных ситуаций служит неоднозначность практической значимости и правильности выработанных решений и вместе с тем их оценки на занятии.
Несмотря на сложности в реализации кейс-метода невозможно не отметить заинтересованность активных преподавателей в применении данного метода, поскольку очевидна его результативность, повышенный интерес при его применении студентов, резонанс и рефлексию среди студенческой аудитории, а стало быть, и стойкость полученных результатов на занятии. Несомненно, данный метод является одним из наиболее перспективных при целенаправленном систематическом применении в цикле дисциплин практической подготовки специалистов среднего звена по специальности «Туризм».

Список литературы
1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / А.М. Долгоруков. – Мн., 2014. – 172с.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельчнинов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2015. - 168 с.
3. Зобов А.М. Метод кейс-стади // ЭЛИТАРИУМ: центр дистанционного образования. URL: www.elitarium.ru (дата доступа 08.11.2016).
4. Наумова М. Использование метода case-study в преподавании экономических дисциплин в высших учебных заведениях / М. Наумова, Л. Гладкова. – К., 2013. – 217с.
5. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод / Е.А. Михайлова. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2015. - 136 с.
6. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 2013. - 192 с.
7. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: метод. пособие / Под ред. В. И. Матирко. – М., 2014. - 255 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar