- 12.11.2016
- 5427 Просмотров
- Обсудить
Социальная ответственность образования – мысли вслух.
ГБПОУ ОНК им.С.И. Кувыкина
преподаватель : Т.А. Гильмутдинова
По понятным причинам , каждый из педагогических работников активизирует свою работу ближе к окончанию срока аттестации. Я не стала исключением. Изучая материалы стандартов ФГОС третьего поколения, перебирая новости в различных источниках, прочитала статью Ф.Ш. Мухаметзяновой (д-р пед.наук, профессор, директор Института проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования, член-корр.РАО,г.Казань) «Социальная ответственность: приоритеты и закономерности». Задумалась. Скорее это мысли в слух. Хочется сказать, что критика, которая может быть изложена, касается ,наверное, каждого из нас, причем, я—не исключение.
Известно, что у государства есть целевые ориентиры, которые заложены в Госпрограмме РФ «Развитие образования на 2013-2020гг», а именно.
1. сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
2. патриотическое воспитание;
3. «образование через всю жизнь»;
4. формирование научного мировоззрения с учетом исторического опыта и новейших достижений в культуре, науке, технике, экологии и т.д.
5. многообразие типов образовательных организаций.
Нельзя не согласиться с тем, что социальная роль образования, образовательных систем всех уровней, образовательных организаций позволяет говорить о социальной ответственности общества в целом и индивида , в частности, за потенциал развития страны , преодоления масштабного кризиса современной цивилизации…
Ф.Ш. Мухаметзянова выделяет закономерности системы образования:
1. Социальная ответственность образования включает соблюдение законодательства РФ и социальных норм всеми агентами образования.
2.Все образовательные агенты признают ответственность за свой вклад в образование.
3. Учет интересов образовательных агентов не может быть выстроен на основе любой иерархии – любой «перекос» в отношении приоритета позиций означает потерю социальной ответственности.
4.Координация интересов образовательных агентов определяется «всеобщим качеством»(процессов, ресурсов, результатов), как способом согласования.
5. Выпускники образовательных организаций всех видов демонстрируют социальную активность образования, воздействуя на социально-экономическую среду.
Иными простыми словами: социальная ответственность образования лежит на государстве, но исполнители этой ответственности---педагоги от воспитателей детского сада до профессорского состава высших учебных заведений( при том, что с государства тоже ответственность не снимается)!
Что такое ответственность? Современный словарь русского литературного языка: ответственность—возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких –нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия…
Что же получается на самом деле? Я постаралась проанализировать закономерности с той точки зрения системы профобразования.
Как должно быть!
Что есть?
Всегда ли мы выполняем и соблюдаем…
1.Социальная ответственность образования включает соблюдение законодательства РФ и социальных норм всеми агентами образования.
1.Законодательство РФ законопослушные педагоги—таких все таки подавляющее большинство!!!
2. Социальные нормы:
-обычаи и традиции;
-моральные нормы;
-нормы этикета;
-правовые нормы;
-эстетические нормы
-и т.д.
Вот с этим ,например, возникает вопрос? Социальные нормы должны соблюдаться всеми—и педагогами и обучающимися. На деле, например, опаздывать нехорошо, всем, не только обучающимся…
2.Все образовательные агенты признают ответственность за свой вклад в образование.
Ответственность за свою работу, за то, что аттестованы по той или иной категории. Иногда получается, по бумагам вроде все идеально, красиво и гладко. А на самом деле…
3.Учет интересов образовательных агентов не может быть выстроен на основе любой иерархии – любой «перекос» в отношении приоритета позиций означает потерю социальной ответственности.
Очень важно, понимать каждому из нас , что мы, педагоги, делаем все одно дело. Действуем по единым стандартам …Но , например, административные работки знают, как непросто добиться, например, выставления оценок в срок или сдачи вовремя отчета. Наверное, если не строить своего «государства» в государстве, было бы легче и понятнее всем. Просто, без «перекосов».
4.Координация интересов образовательных агентов определяется «всеобщим качеством»
(процессов, ресурсов, результатов),
как способом согласования. С согласованием всегда есть сложности, но надо признать—это необходимость. Опять таки , желательно без «перекосов».
5.Выпускники образовательных организаций всех видов демонстрируют социальную активность образования, воздействуя на социально-экономическую среду.
Если предыдущие пункты выполняются не всегда добросовестно, то выпускники могут воздействовать на социальную среду не в нужном ракурсе!!!
Понятие социальной ответственности государства и индивида—очень сложные. Зачастую мы, педагоги, обвиняем всех и вся в наших педагогических неудачах, забывая , что многое –в наших руках.
Для себя лично я сделала следующие выводы:
1.Реализация социальной ответственности образования начинается с ответственности на местах. (При поддержке государства!!!)
2. Механизма и программы реализации социальной ответственности нет, а значит, находясь в этой цепочке, без начала и конца, каждому образовательному агенту трудно определить свою значимость и, иногда, не смотря ни на что, нужно себя оценить и найти свои слабые стороны.
Литература.
1. Ф.Ш. Мухаметзянова. Социальная ответственность образования: приоритеты и закономерности.//Профессиональное образование.№5.20016г.
2. Национальная доктрина образования в РФ//официальные документы в образовании.-2000.-№21-с.3-11.
3. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020годы//электронный ресурс//сайт Минобр и науки РФ//документ 2882.