- 23.11.2016
- 2674 Просмотра
- Обсудить
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы преподавателя.
Известно, что основной критерий для студента выражается словами "интересно” — "неинтересно”. Любая творческая работа позволяет преподавателю другими глазами увидеть студента и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление — в этом я вижу свою задачу как преподавателя. «Всё, что, я познаю, я знаю, для чего это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов в развитии творческих способностей студентов.
Педагогическими целями творческих заданий являются:
1.Раскрытие индивидуального потенциала студента;
2. Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
3. Поиск нестандартных оригинальных решений;
4. Формирование общеучебных умений и навыков;
4.1 Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
4.2 Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта);
- умение выдвигать гипотезы.
4.3. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
- навыки опроса.
4.4. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение отвечать на незапланированные вопросы;
- проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;
- защиты работы.
Вовлеченность студента в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Достижение высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования. Тематика проектов может предлагаться и самими студентами. Однако окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих студентов, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.
Тематика проектно-исследовательских работ самая разнообразная, например, в прошлом ученом году были такие темы: «Мировые религии»,
«4 ноября – День согласия и примирения», «Промыслы родного края» (к 75-летию Рязанской области и Году истории в России), «Экологические проблемы современности», «Пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского», «Формы государственного правления Аристотеля», «Права, свободы и обязанности человека в России», «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях», «Героем можешь и не быть, а патриотом быть обязан».
В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:
1. В творческую и исследовательскую работу вовлекаю только тех студентов, которые проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»; способны связать и объединить различную информацию самым неожиданным образом; ориентированы на достижение цели.
2. При составлении плана работы над проектом учитываю все индивидуальные способности студентов. В полной мере даю возможность реализоваться каждому по максимуму.
3. Стараюсь отказаться от авторитарного метода руководства при работе над проектом.
Первое знакомство студентов с методом проектов происходит в форме презентации данного метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с указанием слабых и сильных мест. Следует подчеркнуть важность роли преподавателя на этом этапе, в связи с необходимостью побуждения в студентах мотивации к самостоятельной проектной деятельности, поскольку дисциплины «Основы философии» и «Основы права» не является профилирующей дисциплиной. Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей жизни. Чтобы был реализован этот принцип, желательно использовать проблемы реальной жизни или максимально приближенные к ней. Суть метода проектов заключается в стимулировании интереса студента к определенной проблеме. Например, на первых занятиях предлагаю написать творческую работу и проиллюстрировать ее, то есть сделать презентацию.
Здесь надо быть очень осторожным: если работа получилась слабой, ни в коем случае нельзя ее критиковать. Нужно на примере хорошей работы разобрать все «плюсы» и «минусы» презентации, а студенту, у которого работа не получилась, отметить только «плюсы». Надо отметить, что хороших работ бывает больше, студенты участвуют с работами во Всероссийских конкурсах и занимают призовые места, становятся лауреатами. Далее при составлении команды для работы над проектом, объединить «слабых» и «сильных» студентов.
Этапы работы над проектом могут быть следующие (варианты могут быть различны):
- Поисковый - Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка целей и задач проекта.
- Аналитический - Анализ имеющей информации, поиск оптимального способа достижений целей проекта, построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.
- Практический - Выполнение запланированных действий по реализации проекта.
- Презентационный - Подготовка и проведение презентаций.
- Рефлексия - Анализ результатов. Оценка качества проекта.
В качестве примера приведу очень интересный проект студентов 3-го и 4-го курса «Народные промыслы родного края».
Работа носила проектно-исследовательский и познавательно-воспитательный характер. Результат проектно-исследовательской работы «Народные промыслы родного края» представлял собой реферат и красочно иллюстрированный альбом, в которых не только рассказывалось о народных промыслах Рязанской области, но и через искусство народных промыслов отслеживалась связь прошлого с настоящим.
Для раскрытия темы, были выдвинуты следующие цели:
1. узнать как можно больше о народных промыслах Рязанской области;
2. сформировать и развить проектно-исследовательские компетенции;
3. и как итог проделанной работы, создать альбом и его презентацию, раскрывающие красоту и мастерство народных умельцев родного края.
Была сформулирована интересная гипотеза: «Народные промыслы – проявление самобытности и таланта. Недостаточно информации и наглядности по заявленной теме в целом для гостей города, туристов и людей, заинтересованных этим вопросом». Выбраны различные методы:
исследование статей и литературы, с целью уточнения полноты отражения заявленной темы в имеющихся источниках; анкетирование и социологический опрос, нацеленный на выявление знаний о народных промыслах, в частности о народных промыслах Рязанской области; анализ информации о каждом из видов промысла; посещение центров декоративно-прикладного искусства Рязанской области; обобщение полученной информации в виде реферата, выпуск альбома и создание презентации, рассказывающей о народных промыслах Рязанской области.
Ребята проделали огромную работу: посетили предприятий и музеев народных промыслов Рязанской области; провели классный час «Народные промыслы родного края» с использованием игры; создали альбом «Народные промыслы родного края». Проектно-исследовательская работа написана интересно и доступно, прослеживается логичность, яркость и образность изложения, чувствуется заинтересованность авторов затронутой темой, желание продемонстрировать красоту и самобытность своей малой Родины. Эта работа заняла II место во Всероссийском конкурсе презентаций «Моя Россия. Великое в малом».
Опыт применения метода проектов в преподавании дисциплин «Основы философии» и «Основы права» дает определенные положительные результаты: совершенствование философской и культурологической компетенции участников проекта; способность работать с информацией различных видов из разных источников, перерабатывать большие объемы информации с использованием информационно-коммуникационных технологий, собирать и интерпретировать соответствующие данные; способность формулировать мысли, владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, презентации; способность к системному мышлению и применению методов системного анализа, выдвижению и обоснованию аргументов, критическому оцениванию аргументации.
Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение студентами своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций наших выпускников.
Список литературы
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003г.
2. Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6. – с.14-25.
3. Азимов Е.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – ИКАР, 2009.
4. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // ИЯШ. - № 8.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ. – 2000. - № 2,3.
6. Черняк Е.Н. Информационно-педагогический модуль «Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы» [Электронный ресурс] // www.festival.1september.ru – 2012.
7. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы [Электронный ресурс] // www.festival.1september.ru – 2012.
8. Латыпова Р.Ф. Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей [Электронный ресурс] // www.nsportal.ru – 2012.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.