Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2016 » Декабрь » 3

Применение технологии дистанционного обучения иностранному языку в средне-специальных учебных заведениях

Дорожкина Оксана Васильевна,
преподаватель иностранного языка ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»
г. Волгоград


Аннотация: В статье дано теоретическое описание и рассмотрено практическое применение технологии дистанционного обучения иностранному языку в средне-специальном учебном заведении, а так же указаны достоинства и недостатки технологии дистанционного обучения.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, развитие глобальной компьютерной сети Интернет, необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, современные требования к увеличению эффективности учебного процесса создают благоприятные условия для использования в преподавании иностранного языка в средне-специальных учебных заведениях новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность студентов, обучение в сотрудничестве, развитие самостоятельной деятельности и т. д.

Наряду с использованием традиционных методов обучения иностранному языку преподавателю необходимо применять специальные интерактивные педагогические технологии, предполагающие создание организационно-педагогических условий для эффективного взаимодействия (сотрудничества) педагогов и студентов. Поэтому включение технологии дистанционного обучения иностранному языку представляется важным средством в учебном процессе. Обучение в таком формате становится интерактивным, а учебный процесс превращается в перманентный. В связи с этим возникает проблема проектирования инновационных технологий обучения иностранному языку, многофункциональных, интерактивных, ориентированных на развитие личности будущего специалиста. [3]

Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что она, характеризуясь чертами, присущими языку как знаковой системе, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им. Иностранный язык существенно отличается от любой другой учебной дисциплины по целому ряду характеристик. Существенной особенностью иностранного языка как учебной дисциплины является то, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. Язык является средством формирования и затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности. [1]

Возможно выделить основные положения обучения иностранному языку по дистанционной технологии:
• самостоятельность - в основе обучения иностранному языку дистанционно должна лежать самостоятельная практика каждого обучаемого;
• интерактивность - деятельность каждого обучаемого должна строиться под руководством опытного педагога, который должен иметь возможность систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемых;
• рефлексивность - самостоятельная деятельность обучаемого нуждается в эффективной обратной связи;
• вариативность - обучаемый должен иметь разнообразные контакты в процессе обучения с партнерами по курсу, зарубежными партнерами, преподавателем (индивидуальные, парные, групповые виды деятельности).

При организации самостоятельной деятельности в процессе дистанционного обучения иностранному языку используются основные методические принципы обучения иностранному языку с учётом особенностей данной формы обучения:
• коммуникативный принцип, который обеспечивается не только при контактах с преподавателем, но при работе с разнообразной информацией, получаемой учащимися из различных баз данных, конференций Интернет и региональных сетей, библиотек и культурных научных центров мира;
• принцип сознательности, который предусматривает опору на определенную систему правил;
• принцип опоры на родной язык обучаемых;
• принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую, зрительную, слуховую, а также организацию аудио-конференций;
• принцип доступности, что обеспечивается в дистанционных курсах не только за счет соответствующей разработки учебного материала разных уровней сложности, но и за счет интерактивного режима работы, что особенно важно при организации обучения иностранному языку на расстоянии;
• принцип положительного эмоционального фона, формирующий устойчивую мотивацию учения, позволяющий установить атмосферу взаимопомощи, доброжелательности и чувство удовлетворения.
Указанные принципы имеют методологическое значение для успешного обучения иностранному языку дистанционно. Однако это вовсе не значит, что не следует использовать другие методологические принципы. [2]

Особое значение для организации дистанционного обучения иностранному языку имеют следующие факторы:
• отбор и организация аутентичного языкового материала в соответствии с целями и задачами курса;
• структурирование курса, его методическая и технологическая организация (гипертекстовые технологии, Web страницы);
• методически корректное планирование работы группы;
• организация систематических консультаций с преподавателем;
• установление и умелое поддержание положительного эмоционального фона в группе в целом и у каждого обучаемого в отдельности.

Курсы дистанционного обучения иностранному языку могут иметь специфику, обусловленную самим предметом, а именно: базовый курс по иностранному языку, курс второго иностранного языка, курс углубленного владения иностранным языком, курсы по обучению одному из видов речевой деятельности (чтению и письму), бизнес-курс на иностранном языке, иностранный язык для научных сотрудников, курс страноведения, культуроведения. [1]

В ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» с 2005 года ведется активное применение технологии дистанционного обучения в обучении иностранному языку студентов выпускных курсов различных специальностей очного отделения. Системными администраторами колледжа совместно со студентами была разработана информационно-образовательная среда на платформе Moodle, которая позволяет осуществлять работу в трех режимах: администратора сети, преподавателя и студента. Доступ к данной информационно-образовательной среде осуществляется через Образовательный портал колледжа, который находится на сайте учебного заведения. Каждый студент колледжа получает индивидуальный логин и пароль для прохождения авторизации. Преподаватель-тьютор разрабатывает программу дистанционного курса иностранного языка на основе примерной рабочей программы для определенной специальности, с учётом формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Далее преподаватель формирует группу студентов, имеющих доступ к данному курсу дисциплины, инструктирует студентов о видах и сроках выполнения заданий. Студенты, прошедшие авторизацию выбирают курс дисциплины «Иностранный язык» из представленного списка, выполняют практические или тестовые задания по определенной теме в рамках периода времени, обозначенного на ресурсе. Выполненные задания в виде текста остаются на образовательном портале и проверяются преподавателем в течение установленного заранее времени. Затем преподаватель оценивает работу студента, выполняет письменный комментарий к ошибкам студента при выполнении заданий. Итоги проверенных преподавателем работ автоматически фиксируются в электронной ведомости.

Информационно-образовательный контент ресурса колледжа включает в себя курс профессионального иностранного языка для студентов третьего курса специальности «Документационное обеспечение управления и Архивоведение». Данный курс был разработан в качестве вспомогательного средства для решения проблемы эффективного обучения иноязычной деловой письменной речи, которая остаётся актуальной в наши дни. В контексте данной профессии выпускник должен уметь грамотно оформить различные виды деловой документации на иностранном языке. В связи с тем, что оформление деловой документации на иностранном языке имеет ряд отличительных особенностей, студентам представлены электронные шаблоны документов, с подробным описанием характеристики и структуры документа, наиболее часто употребляемые клише и выражения в данных документах, лексические упражнения для тренировки и закрепления профессиональной терминологии. После ознакомления с шаблоном документа и выполнения практических заданий студенты оформляют документ на иностранном языке, который в электронном виде отправляется преподавателю. При составлении образца документа на иностранном языке студенты могут использовать различные Интернет- ресурсы для поиска названий и адресов реально существующих иностранных компаний для имитации деловой переписки. При оформлении документа на иностранном языке студенты должны использовать клише и выражения, изученные по данной теме и строго придерживаться определенной структуры документа, что исключает возможность скачивания подобного документа из Интернет- источников.
По завершении курса для итоговой аттестации студенты предоставляют портфолио, содержащее все изученные образцы документации, оформленные на иностранном языке. Портфолио может быть представлено как в электронном, так и в печатном виде, по желанию студента.
В процессе практического применения дистанционной технологии для обучения иностранному языку студентов очного отделения выявились следующие достоинства: развитие способностей студентов к самообучению, развитие творческих способностей студентов, гибкость графика обучения для студентов, возможность выполнять задания в удобное время дома, развитие познавательной активности, интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов.
В качестве недостатков можно отметить: проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы, отсутствие возможности у некоторых студентов приобретения ПК для изучения иностранного языка дистанционно в домашней обстановке (возможность заниматься только в электронном зале учебного заведения), постоянный мониторинг со стороны преподавателя посещаемости учебного ресурса студентами с целью повышения активности студентов.
Таким образом, технология дистанционного обучения представляет собой эффективную обучающую технологию, с помощью которой можно индивидуализировать и оптимизировать процесс обучения иностранному языку.

Список литературы
1. Кихтан В.В. Изучение иностранного языка с использованием дистанционной технологии // Преподаватель высшей школы в XXI веке (сборник 6, часть 2). – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 134-149.
2. Биккулова Г. Р. Некоторые методические положения, концептуально определяющие особенности содержания дистанционного обучения иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (выпуск 61). – Москва, 2008. – С. 344-347
3. Истомина-Нуркеева А.В. Организация самостоятельной работы студентов с помощью e-learning, 2012. http://www.e-learning.by/Article/Organizacija-samostojateljnoj-raboty-studentov-s-pomoschjju-e-learning/ELearning.html
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar