- 04.12.2016
- 20481 Просмотр
- Обсудить
ГАПОУ ИО ИТАМ
В связи с введением в профессиональную школу новых федеральных образовательных стандартов (ФОС) совершенно изменился подход к обучению студентов. В связи с этим, усвоение студентами определенной системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществить поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Рассмотрим сущность понятия «самостоятельная работа».
Известно, что в педагогической литературе содержится большое множество определений самостоятельной работы. Р.М.Микельсон подразумевает под самостоятельной работой выполнение студентами заданий без всякой помощи, но под наблюдением преподавателя. Е.Я.Голант подчеркивает, что самостоятельная работа – это выполнение работы без непосредственного руководства преподавателя, немедленной проверки им каждого действия, наличие учебного задания, состоящего из нескольких действий.[Голант Е.Я, 2007.с.36]. П.П.Пидкастый отмечает, что основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда студентов конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приемами умственного труда, умение систематически работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности.[Пидкастый П.И, 2000. с.18]
В свою очередь, Р.Б.Срода самостоятельной работой называет такую деятельность, которая характеризуется проявлением студентами максимума активности, инициативы, творчества и самостоятельного суждения.[Срода, 2005. с.7]
Н.Г.Дайри, рассматривая понятие самостоятельная работа, выделяет несколько ее признаков:
1. Отсутствия посторонней прямой помощи.
2. Опора на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, использование их при рассмотрении вопроса и решении его по – своему, выражение личного отношения, высказывание собственной аргументации, проявление инициативы и творческого начала.
3. Образовательное, воспитательное, логическое содержание работы, которое обогащает студента, вызывает напряжение мышления и его развития.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что до сих пор нет однозначного, единого и согласованного определения сущности понятия «самостоятельная работа», так как оно рассматривается либо как «метод обучения», либо как «как система приемов обучения», либо как «форма организации учебной деятельности».
Наиболее общепризнанным среди педагогов считается определение Б.П. Есипова. Б.П.Есипов в своих исследованиях дает достаточно полное определение .самостоятельной работы. Он утверждает, что самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное время, при этом студенты сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая результат в форме физических или умственных действий. [Есипов Б.П, 2012. с.7]. Ценным в определении Б.П. Есипова является подчеркивание воспитательного потенциала самостоятельной работы, в процессе выполнения которой формируется и воспитывается важная черта личности – самостоятельность.
Исследователь А.В.Щербаков в своей монографии "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждении профессионального образования: методические рекомендации" (Челябинск, ЧИРПО, 2007) дает следующее определение, которое мы будем считать наиболее удачным:
"Самостоятельная работа является разновидностью учебной деятельности обучающегося (студента) при опосредованном руководстве учителя (преподавателя), в результате которой закрепляются, углубляются, расширяются или осваиваются знания, умения и навыки (компетенции), формируются потребности к саморазвитию и самосовершенствованию с использованием различных средств обучения и источников информации".
Итак, суммируя все вышесказанное, мы делаем вывод о том, что системообразующим ядром самостоятельной работы является деятельность студентов как активных ее субъектов, представляющая собой многостороннее, полифункциональное явление, специфика и важность которой определяется тем, что она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значения. Поэтому эффективность и результативность самостоятельной работы определяется тем, насколько глубоко и точно в ней отражена специфика вида деятельности самих учеников. Это, несомненно, требует от учителя высокого уровня методической компетенции и большого мастерства.