- 04.12.2016
- 20437 Просмотров
- Обсудить
Башарина Светлана Александровна, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ ИО ИТАМ
ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сложность осваиваемых знании должна
соответствовать уровню развития учащихся
Л. Выготский.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Основной принцип организации СРС - перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Цели самостоятельной работы студентов:
формирования общих и профессиональных компетенций;
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
аудиторная;
внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов выполняется студентом по заданию преподавателя и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях реализации компетентностного подхода являются активные и интерактивные формы проведения занятий, а именно: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, в том числе углубляющих теоретические знания, кейс-стади, психологические и иные тренинги и другие формы.
Формы внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Русский язык», «Литература» разнообразны:
-работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;
-самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленным на CD-носителях;
-подготовка реферативных обзоров источников периодической печати, опорных конспектов, заранее определенных преподавателем;
-поиск информации по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме доклада, презентаций;
-подготовка к выполнению аудиторных контрольных работ;
-выполнение домашних контрольных работ;
-выполнение тестовых заданий;
-составление кроссвордов, схем;
-подготовка сообщений к выступлению на конференции;
-составление моделей-образцов (шаблонов) документов;
-заполнение рабочей тетради;
-написание эссе, очерков, мини-сочинений, сочинений рассуждений на заданные темы;
-подготовка к деловым и ролевым играм;
-составление резюме;
-подготовка к зачетам и экзаменам;
-исследовательская работа;
- пересказ текстов;
-подбор и изучение литературных источников;
-разработка и составление различных схем;
-подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах;
-выполнение проектов;
-выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы.
Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы.
Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время - основная задача преподавателя. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.
Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Используемая литература.
1. Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений / Аргунова Т.Г. - М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2009.
2. Голант Е.Я. О развитии самостоятельной и творческой активности учащихся в процессе обучения//Воспитание познавательной активности и самостоятельности. Ч. 1.-Казань, 2007.-С.36.
3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке.- М.:Педагогика, 2012.-34с.
4. Кондауров М.Т. Самостоятельная работа студентов / М.Т. Кандауров // Профессиональное образование. - 2011 - №9.
5. Пидкастый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико – экспериментальное исследование. - М.:Педагогика, 2000.-240с.
6. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. - М.:, 2008.
7. Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования / Т.М. Скобелева. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2010 (Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»).
8. 10.Срода Р.Б.Воспитание активности и самостоятельности студентов в учении.-М.:Москва, 2005.-С.7
9. Управление самостоятельной работой студентов: метод. пособие / под общ. ред. И.П. Пастуховой, Т.Г. Аргуновой. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2010.
10. Шаповалова Ксения Николаевна САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // СИСП . 2012. №1. С.800-806.
Приложение
Урок: Русский язык
Тема: Нормы русского языка
Курс:1
Аудиторная самостоятельная работа в группах.
Каждая группа получает карточки, в которых нарушены определенные языковые нормы.
Задача – используя карточки – информаторы, определить какие нормы нарушены и записать предложения в соответствии с нормами литературного языка.
1-я группа ( стилистические нормы)
1) По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.
2) Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину на рассмотрение.
3) Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.
4) Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
5) Мать-медведица следила, чтобы дети не получали травмы.
6) К пристани подъехала карета, и из нее вылезла прекрасная девушка.
7) Каждый чиновник корчил из себя человека.
2 группа (морфологические нормы)
1) Светлана рассказала небольшое стихотворение про мыша.
2) Книги Марка Твена пользуются большой популярностью.
3) Моя соседка купила сегодня очень красивую тюль на окна.
4) В ихнем доме всегда было чисто и прибрана.
5) Ему удалили сухой кашель.
6) Вы думаете, что воздух пахнул хлебом?
7) Почему ты все время надсмехаешься нодо мной?
8) Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо.
9) Петя не с нами, он идет сзади.
3 группа (синтаксические нормы)
1) Я с братом ходили на рынок.
2) За Ирину Александровну я ничего не могу сказать плохого.
3) Катаясь на моторных лодках и создавая шум в воде, рыбы не всегда откладываю икру.
4) Поезд прибыл согласно расписания.
5) Вы не стали описывать о внедрении.
6) Я скучаю за ним.
7) Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали его жизнь и честь.
4 группа (лексические нормы)
1) К службе Чацкий относился честно и добровольно.
2) На небе появилась дождливая туча.
3) Предлагаю наиболее эффектный способ решения данной проблемы.
4) Сегодня у меня на редкость удачливый день.
5) Он оказался круглым невежей в технике.
6) Лиза была домработницей в доме Фамусова.
7) На репродукции художник изобразил букет цветов.
Проверка заданий.
2)Просмотр фрагмента фильма по роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
Задача – прокомментируйте речевое поведение персонажей.
-Кто из персонажей обладает достаточно богатым словарным запасом, умеет понять собеседника, добиться поставленной цели?
-Важный ли уровень – богатство речи.
Урок: Русский язык.
Тема: Правописание з-с на конце приставок.
Аудиторная самостоятельная работа
Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в два столбца:
1) слова приставкой РАЗ-; 2) слова с приставкой РАС-.
1вариант
Ра_базарить, ра_бинтовать, ра_кормить, ра_бирательство, ра_богатеть, ра_влекательный, ра_бойничать, ра_пахать, ра_бомбить, ра_кладушка, ра_писка, ра_борчивый, ра_катистый, ра_кошелиться, ра_брасываться, ра_порядок, ра_весной, ра_брестись, ра_крепощение, ра_брызгать, ра_кольник, ра_бушеваться, ра_валина, ра_сада, ра_венчать.
2вариант
Ра_положение, ра_сортированный, ра_весистый, ра_критиковать, ра_бухнуть, ра_точительный, ра_глашать, ра_кидистый, ра_ветвление, ра_графить, ра_клейщик, ра_двоенный, ра_кусить, ра_квартировать, ра_задорить, ра_золоченный, ра_магнитить, ра_смешить, ра_каяние, ра_рекламировать, ра_плести, ра_пилить, ра_цвести, ра_реветься, ра_целовать.
3. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов.
1вариант
Р_зыгрыш, р_ссыпать, р_ссыпь, р_зливаться, р_звальни, р_списной,
2вариант
р_списаться, р_спись, р_зваливаться, р_зжигать, р_зыскивать, р_зжиг.
4. Подберите к данным словам антонимы с приставками БЕЗ-/БЕС-. Объясните их написание.
1 вариант
1) совестливый
2) порядок
3) участливый
4) одаренный
5) результативный
6) жалостливый
7) трусливый
8) злобный
2 вариант
1) щадящий
2) рассудительный
3) набожный
4) корыстный
5) сильный
6) системный
7) радостный
8) трепетный
5. Замените описания словами с приставками РАЗ-/РАС-. Объясните написание слов.
1)Движение с целью набрать скорость.
2) Здравый смысл, способность правильно мыслить.
3) Беседа, диалог.
4) Полное поражение противника.
5) Соленая жидкость для засолки овощей.
6) Молодые растения, выращенные для пересадки.
7) Сбор сведений о противнике.
8) Освобождение от груза.
9) Отправление каких-либо предметов, писем в разные места.
10) Небольшое художественное произведение и прозе.
11) Разрешение конфликта.
12) Величина, габариты вещи.
2 вариант
1) Место расхождения дорог.
2) Детский альбом для раскрашивания.
3) Восход солнца.
4) Грабитель.
5) Открытая торговля старыми вещами, книгами (обычно разложенными прямо на земле).
6) Действия, осуществляемые войсковыми группами для получения сведений о противнике и занимаемой им местности.
7) Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи.
8) Пособие для изучения иностранного языка.
9) Количество и расположение слогов в стихе или ритмических единиц в музыкальном такте.
10) Перекрёсток двух или нескольких дорог.
11) Мясной или рыбный суп, сваренный с солёными огурцами.
Урок: Русский язык
Тема: Правописание ь после шипящих.
Аудиторная самостоятельная работа.
Цифровой диктант по теме «Орфография» «Правописание ь после шипящих»
Правильные ответы впиши в таблицу
1)дым пожарищ_
2)пожариш_ картошку
3)жгуч_ февральский морозец_
4)заехал в глуш_
5)прорешаеш… несколько задач…
6)прольёш_ щёлоч_
7)бульончик свеж_
8)уж_ смеркалось
9)отворить настеж_
10)умчаться вскач_
Фамилия Имя студента
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ - ь - ь ь ь - - ь ь
Урок: Русский язык
Тема: Причастие
Аудиторная, внеаудиторная самостоятельная работа.
Внимательно причитайте текст.
Сколько бы (ни) смотреть на море, оно никогда (не) надоест.
Оно всегда разное, новое, (не) видан..ое. Оно меняет..ся на глазах каждый час.
То оно тихое, (светло) голубое, в (н..) скольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно (ярко) син..е, пламен..ое, сверкающ..е. То оно игра..т б..рашками. То под свеж..м ветром становит..ся вдруг (темно) индиговым, шерстян..ым, точно его гладят против ворса.
То налета..т буря и оно грозно преображается. Штормовой ветер гон..т крупную зыбь. По грифель¬ному небу летают с криками чайки. Взбаламучен..ые волны волокут и швыряют вдоль берега глян¬цевитое тело дохлого дельфина. Ре(з;с)кая зелень гор..зонта стоит зубчатой стеной над бурыми об¬лаками шторма. Малахитовые доски пр..боя размаш..сто исписан..ые белыми зигзагами пены с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушен..ом воздух.. . Тонкий туман брызг в..сит кисеей (во) всю громадную высоту потрясен..ых обрывов.
Но главное очарование моря заключает..ся в ка¬кой (то) тайн.. , которую оно всегда хр..нило в сво¬их пространствах.
(В. Катаев.)
1. Озаглавьте текст.
2. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
3. Произведите фонетический разбор слова зыбь.
4. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.
5. Определите лексическое значение слов:
(темно) индиговое —
(по) грифельному (небу) —
6.Произведите морфологический разбор слова.
(Оно) покрытое
7. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Взбаламучен..ые волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина.
8. Графически обозначьте в тексте причастные обороты.
Виды самостоятельной работы по разделу «Стилистика»
для студентов 1 курса.
Изучите теоретический материал по теме "Стили речи", выполните конспект и заполните таблицу.
После изучения выполните практические задания.
Стиль языка – это разновидность, которая обслуживает какую – либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально – деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно–художественное творчество. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует.
Функциональный стиль речи – это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующей определенной сфере деятельности и соотносительной с ней форме сознания. Таким образом, стиль литературного языка называется функциональным, потому что выполняет определенную функцию (роль) в речи.
Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется обычно в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней (неофициальной) обстановке. Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим получить информацию. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах. Ядро разговорной речи составляет разговорный стиль.
Разговорныйстиль.
Разговорный стиль речи используется в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней (неофициальной) обстановке.
Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями.
Высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, т.е. отсутствует предварительный отбор языкового материала; в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства:
• -разговорно-бытовые слова;
• -фразеологизмы: вымахал, мешкать, брякнуть, ледяшка, с жиру бесится, ни бе ни ме;
• -просторечные слова: давеча, завсегда;
• -эмоционально – окрашенные слова: тетенька, маменька, духотища, родненький;
• -слова с переносным значением;
• -частицы;
• -междометия;
• - обращения;
• -вводные слова;
• -повторы слов.
В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Научный стиль.
Сфера общения научного стиля отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли.
Эта разновидность литературного языка употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности.
Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов.
Обычная форма реализации этого стиля – диалог.
Типичными для научной речи являются смысловая точность, безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость.
В научном стиле хорошо используются следующие языковые средства:
специальные слова, в том числе термины;
специальная фразеология;
сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь;
конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.
Слова употребляются преимущественно в прямом значении.
Для дано стиля характерны значимость, точность, доказательность, аргументированность и строго системное изложение научных проблем.
Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах:
• монография
• статья
• диссертация
• доклад
• реферат
• отзыв
• рецензия
• аннотация
• учебник
• лекция.
В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.
Одной из особенностей научного стиля является оперирование понятиями, которые отражают существенные свойства целых групп предметов и явлений. Понятие раскрывается в определении, которое обычно строится так: сначала указывается более широкое, родовое понятие, в которое входит определяемое, затем сообщается его отличительный, видовой признак, один или несколько.
Официально – деловой стиль.
Этот стиль употребляется в официально – деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом; в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
Задача этого стиля – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.
Высказывание делового стиля обычно бывает официальным, точным, безэмоциональным, в нем имеет место предварительный отбор языковых средств.
В официально – деловом стиле преимущественно используются нейтральные языковые средства:
слова в прямом значении,
слова – термины,
стандартные выражения (принимая во внимание, во исполнение решения, считать недействительным).
В официальном стиле не допускается употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных средств.
Официально – деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключать разное толкование.
При написании деловых бумаг предусматривается стандартное расположение материала. Официально – деловой стиль располагает своими жанрами:
• устав
• кодекс
• закон
• указ
• приказ
• доверенность
• расписка
• акт
• протокол
• инструкция
• заявление
• отчет.
Обычная форма реализации этого стиля – монолог.
Образцы документов
Образец заявления о приеме на работу
Директору ОАО «Радуга»
Иванову С.В.
Петрова Василия
Григорьевича
заявление.
Прошу Вас принять меня на работу старшим инженером с 19.11.2012 г.
18.11. 2012
Петров
Образец заявления на ежегодный отпуск
Директору ООО «Желание»
Степанову Г.Н.
Менеджера по продажам
Ларионова Василия Ивановича
заявление.
Прошу Вас предоставить мне ежегодный очередной оплачиваемый отпуск с 01.08.2013 г. по 14.08.2013 г.
15.07.2013
Ларионов
Пример заявления на очередной отпуск
Директору ООО «Карусель»
Королевой И.В.
Бухгалтера
Ковалевой Татьяны Павловны
заявление.
Прошу Вас предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.08.2013 г. продолжительностью 28 календарных дней.
15.07.2013
Ковалева
Образец заявления на увольнение по собственному желанию без отработки
Директору Филоненко Р. А.
PR-менеджера
Ахматовой Елены Андреевны
заявление.
Прошу Вас уволить меня с занимаемой должности по собственному желанию 31 августа 2013 года в связи с зачислением на дневную форму обучения в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Справка о зачислении прилагается.
25.08.2013
Ахматова
Публицистический стиль.
Этот стиль используется в общественно - политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах, в агитационных выступлениях.
Цель публицистического стиля – сообщить информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно – политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах; сформировать у людей правильное отношение к общественным делам.
Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным, поэтому в публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.
К характерным языковым приметам относятся:
• Совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств
• Сочетание стандартных и экспрессивных выражений
• Использование, наряду с нейтральными, высоких, торжественных слов и фразеологизмов
• Использование слов в переносном значении
• Вопросительные и побудительные предложения, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы
• Повторы, обратный порядок слов, обращения, параллельный способ связи предложений
• Слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, иронии, негодования, общественно – политическая лексика
Публицистический стиль реализуется в форме публицистической статьи, очерка, памфлета, фельетона.
Стиль художественной литературы (художественный стиль).
Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве.
Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимые в каждом случае слова, писатели создают яркие и запоминающиеся образы природы и народной жизни, рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всем ее своеобразии.
В своих произведениях писатели изображают различные исторические эпохи; героями художественных произведений могут быть представители разных классов и социальных групп; действие может развиваться в самых разных местах нашей страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения действительности, для того, чтобы создать правдивые речевые характеристики героев, вызвать у читателей более точные представления об определенной исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Таблица.
Стили речи С какой целью употребляем? Где употребляется? Жанры речи Языковые средства речи
Разговорный
Официально-деловой
Научный
Публицистический
Художественный
ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА И РЕДАКТИРОВАНИЯ.
1)Отредактируйте тексты и запишите правильный вариант.
Текст 1
Директору МОУ «СОШ№124»
Рябушкиной С.П.
от Савенкова В.В.
Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону! Не откажите. Ваш Василий Васильевич.
Текст 2
Директору Астраханской средней школы
Куренкову М.И.
Соловьева Виталия Олеговича
Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться. Прилагаю свои фотки.
Виталий С.О.
15 августа 2012 год.
Текст 3
Добренькая вы наша Татьяна Андреевна! Вчера я не смогла присутствовать на собрании, потому что мне срочно нужно было сбегать к глазнику. Простите меня, пожалуйста, больше этого не повторится.
20 января 2009г. Мария Степановна Свиридова.
Текст 4
Пусть Иванову Петьке отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный (я его давно знаю) и, надеюсь, денег моих не растратит.
21 февраля 2009г. Василий Петров.
Текст 5
Я получил в библиотеке пару книжек. Скоро верну. Сашка Смирнов.
Текст 6
Я, Ремизова Ксюша, вчерась не пришла на субботник, так как сильно расхворалась. Не ругайте меня, пожалуйста, Марья Степановна.
22апреля2008г. Ваша Ксюша.
2).Исправь ошибку в утверждении:
1)Книжными стилями речи называют научный, художественный, разговорный, официально-деловой, публицистический.
2).Каком(-их) стиле(-ях) речи не могут быть использованы метафоры?
3).Назовите стиль речи, который используется для создания документации.
4).Основным признаком какого стиля является призывность?
5).В каком стиле речи наиболее часто используется терминология?
3)Тест по теме «Текст. Типы речи. Функциональные стили речи»
1.Выберите правильное определение
А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
2. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?
А. научный
Б. публицистический
В. официально-деловой
5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?
А. научный
Б. разговорный
В. официально-деловой
6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?
А. художественный
Б. публицистический
В. разговорный
7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?
А. разговорный
Б. научный
В. официально-деловой
8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. публицистический
9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?
А. эпитет
Б. метафора
В. олицетворение
10. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»
А. эпитет
Б. метафора
В. олицетворение
11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:
1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.
2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.
3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности
4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.
а) научный
б) официально-деловой
в) публицистический
г) художественный
д) разговорный
12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.
А. ода
Б. роман
В. репортаж
Г. рассказ
Д. элегия
Е. очерк
13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи
А. в лазоревой воде
Б. под сенью дружных муз
В. взять на баланс
Г. перлы дождевые
Д. сладкий трепет
14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли
А. повествование
Б. описание
В. рассуждение
15. Дайте толкование стилевым чертам
А. Объективность – это …
Б. Конкретность – это …
В. Логичность – это …