- 04.12.2016
- 13740 Просмотров
- Обсудить
Башарина Светлана Александровна, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ ИО ИТАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Чем самостоятельней мы учимся,
чем активнее занимаемся самообразованием,
тем сильнее нуждаемся в помощи,
всегда деловой и конкретной,
но становящейся со временем
все более тонкой и деликатной.
И начинается она с рекомендаций, как учиться,
чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле,
чтобы оно приносило удовлетворение,
побуждало к дальнейшему знанию.
Одной из важнейших задач современной профессиональной школы является формирование общих, профессиональных компетенций будущих специалистов.
Формирование общих, профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.
На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически.
Несомненно, перед преподавателями учреждений среднего профессионального образования стоит задача такой организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах.
Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь будущего выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь.
Студент и преподаватель должны составлять союз, в котором стороны связаны общей целью: достижение положительных качественных результатов в итоге выполнения студентом самостоятельной работы.
Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи, которая состоит из определения алгоритма выполнения работы, основных направлений поиска ответа на поставленные вопросы, систематизации полученных результатов, их анализа, подведения итогов выполнения работы, их оценки.
Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем "Чем больше, тем лучше”. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ, а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях.
Для того, чтобы данную проблему искоренить, должно быть, изначальное согласование преподавателями в рамках основной профессиональной образовательной программы различных видов самостоятельной работы студентов с целью избежать перегрузки студентов и определенных «наслоений» во времени.
Преподавателям учреждений профессионального образования необходимо организовывать самостоятельную работу студентов так, чтобы она дополняла и усиливала работу, направленную на формирование общих и профессиональных компетенций, и, способствовала бы самостоятельному установлению связи материала различных дисциплин, его связи с практикой.
Документальной базой для организации самостоятельной работы студентов является:
• федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, основная профессиональная образовательная программа (рабочий учебный план, календарный график учебного процесса,
• рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей);
• положение об организации самостоятельной работы студентов;
• программа самостоятельной работы студентов.
При предъявлении видов заданий на аудиторную, внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами аудиторной, внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, предоставляет памятки, методические предписания или схематические планы, а также другие необходимые средства для формирования и развития компетенций; основные требования к результатам работы, критерии оценки, В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации, коллоквиумы, через специально разработанные учебно – методические материалы.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Эффективность и результативность самостоятельной работы студентов связана с ориентацией на достижение успехов, основана на твердом убеждении в ее целесообразности, зависит от мотивации целей и самомотивации студентов. Здесь действует известный принцип: «Успех влечет за собой новый успех». В работе, ориентированной на студента, есть только один ключ к успеху – доверие. Чем больше преподаватель доверяет студенту, тем больше он располагает его к себе, к сотрудничеству, к сотворчеству.
Таким образом, воспитание активности и самостоятельности студентов остается основной и неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО. Организация самостоятельной работы, руководство ею остается ответственной и сложной задачей каждого преподавателя.
Используемая литература
1. Пидкасистый П. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. (учебное пособие). Издательство: М., Педагогическое общество России, 2005;
2. Воронин А.С. Самостоятельная работа. Студентов. Учебное электронное текстовое издание, Екатеринбург. 2005
Приложение
Урок: литература.
Тема: А.П.Чехов.
Курс:2
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Цикла рассказов "Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Чтение и работа по вопросам. Чтение рассказа «Ионыч». Сочинение - миниатюра «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
Время выполнения - 2_час
По итогам самостоятельной работы студенты должны предоставить
1)Ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
2)Рабочую тетрадь с ответом на вопрос «Как Старцев превратился в Ионыча»? в виде таблицы или сочинение «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
По итогам самостоятельной работы студенты смогут:
освоить практический опыт в написании сочинения на предложенную тему, анализа литературного произведения по вопросам.
усвоить умения в систематизации материала.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1)Прочитайте один из рассказов «Маленькой трилогии»: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре».
2)Подготовьтесь к обсуждению по вопросам.
Вопросы и задания к рассказу "Человек в футляре"
-Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
-Как он относится к своему рассказу?
-Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
-Каким показан Беликов? Почему о нем говорят "человек в футляре"?
-Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
-Как и почему Беликов терроризировал город?
-Почему Беликов умер? Как понять фразу: "Хоронить таких людей... большое удовольствие"?
-За что осуждает автор Буркина?
Вопросы и задания к рассказу "Крыжовник"
-Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
-Почему он не может заснуть, о чем задумался?
-Как в этом рассказе появляется автор?
-В чем смысл слов рассказчика: "Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!"
-Какова роль описаний природы в рассказе?
-Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
-С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: "Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе"?
-В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
-Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
Вопросы и задания к рассказу "О любви"
-Как и каким показан герой-рассказчик?
-Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
-В чем дисгармоничность жизни Алехина?
-В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Источники:
Рассказы. Ан. ЧЕХОВА. СПб., 2011г.
3) Прочитайте рассказ «Ионыч», при анализе текста рассказа необходимо раскрыть взаимодействие человека и окружающей его социальной среды. Ответьте на вопрос «Как Старцев превратился в Ионыча»? При анализе основные положения запишите в таблицу или напишите в рабочей тетради сочинение - рассуждение «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
Вопросы и задания к рассказу «Ионыч»:
1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение?
2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: "Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось"
5. Почему на рубеже 1880-1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз. Этот материал поможет сформулировать ответ на вопрос «Как Старцев превратился в Ионыча»? или написать сочинение – миниатюру «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
-В тетрадь начертите Таблицу №1, используя карандаш и линейку.
Таблица№1
«Как Старцев превратился в Ионыча»?
Этапы жизни, возраст героя События
в жизни
Старцева Его внутренняя жизнь и духовные запросы Среда.
Город С.
Внешний план Внутренний план
1 ступень
2 ступень
3 ступень
4 ступень
Урок: литература.
Тема В.Шукшин. Рассказы.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Подготовить сообщение о Шукшине. Чтение рассказов «Чудик», «Срезал» Шукшина. Сочинение-рассуждение: «Есть ли место «чудикам» в современной жизни».
Время выполнения-1 час
По итогам самостоятельной работы студенты должны представить:
1)Рабочую тетрадь с сообщением «В.Шукшин. Жизнь, творчество» или презентацию (на выбор)
2)Ответы на вопросы по прочитанным рассказам..
3)Рабочую тетрадь с сочинением-рассуждением «Есть ли место «чудикам» в современной жизни».
В процессе выполнения работы студент сможет:
освоить практический опыт в прочтении и отборе материала при подготовке к обсуждению, подготовке сообщения, презентации.
осознать значимость роли прозы В.Шукшина в развитии речевых, коммуникативных компетенций.
усвоить умения в систематизации материала
Прочитайте рассказы В.Шукшина «Чудик», «Микроскоп» «Стёпка», «Сапожки», «Алёша Бесконвойный» и подготовьтесь к обсуждению. http://www.litres.ru/ http://lib.ru/SHUKSHIN/rasskazy3.txt (на этих сайтах вы найдете все рассказы)
Вопросы для обсуждения.
-Постарайтесь ответить на вопрос: «Кто же они такие - чудики?».
-Подготовьте сообщения по содержанию и проблематике рассказов.
-Подготовьтесь к выразительному чтению важных, на ваш взгляд, эпизодов текста.