- 06.12.2016
- 4205 Просмотров
- Обсудить
Боева Т.С., преподаватель математики
ГБПОУ «КГК»
ГБПОУ «КГК»
«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия»
А.Н. Толстой
А.Н. Толстой
Современные образовательные стандарты невыполнимы без домашних заданий. Причем, формирование ключевых компетенций предполагает не только умение студента ориентироваться в информационной среде, но, и как показывает любая внешняя экспертиза, уверенное активное владение учебным материалом.
Незаменимым средством перевода важнейшей информации в долговременную память становится домашняя работа. Но, наши знания стремительно устаревают. Очевидно, никакой преподаватель не в состоянии обеспечить студента знаниями на всю жизнь в быстро изменяющемся мире, более ценной становится культура интеллектуального труда, владение методами познания, сформированная познавательная активность. Формирование важнейших качеств делового человека возможно в системе организации домашней работы. А также самостоятельная работа студентов способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – это цели, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на занятии и домашней работы обучающихся.
На занятиях по математике в колледже целесообразно применять следующие виды домашней работы:
1) одна на весь класс;
2) индивидуальная;
3) групповая;
4) дифференцированная;
5) творческая;
6) составление домашней работы для соседа по парте.
«Одна на весь класс» – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней.
Однако исключать ее из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе ее выполнения у студентов отрабатываются различные навыки, формируются умения. Развитие интеллектуальных, творческих способностей возможно за счет богатого содержания фактического материала.
«Индивидуальная учебная домашняя работа» задаётся отдельным студентам группы. Это может быть учебно – исследовательская, научно – исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Тема должна быть актуальной, практически значимой, содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования. Можно предложить различные темы для исследования: «Решение уравнений с целыми коэффициентами в целых числах», «Производная на службе у физиков», «Производная в геометрии», «Максимум и минимум вокруг нас», «Велик ли мир правильных многогранников», «Определение высоты предмета, расстояния до недоступной точки», «Решение уравнений с параметрами», «Пространственные фигуры в архитектуре», «Соотношение числа вершин, ребер, граней многогранника», «Строим город будущего», «Геометрия пчелиных сот», «Применение возможностей оригами для решения геометрических задач на построение», «Соответствие классического и статистического определения вероятности» и др.
При выполнении «групповой учебной домашней работы» группа студентов может заниматься той же исследовательской деятельностью, но задание получает не один, а несколько человек. Преимущества групповых проектов:
- у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый студент, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;
- этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Систематическая организация исследовательской деятельности объединяет студентов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний.
«Дифференцированная домашняя работа» – «одна на всех», но с реализацией технологии «Индивидуальный подход и дифференциация в обучении». Студенты получают задания по одной теме, но «слабые» обязательного уровня усвоения, а «сильные» повышенного уровня сложности. «Слабые» будут реализовывать взаимосвязи между компонентами и результатами, например, вычислять объемы тел по заданным значениям, в заданиях «сильных» в том числе компоненты будут искомыми величинами.
«Творческая домашняя работа» может предполагать:
- написание сочинения по истории какого-нибудь вопроса («История обыкновенных дробей», «История интегрального исчисления», «История развития буквенной символики», и др.), по прикладной роли учебного предмета в какой-нибудь области знаний («Применение математики в ландшафтном дизайне», «Геометрия вокруг нас», «Роль математики в жизни общества».);
- ответы на специально поставленные вопросы;
- анализ литературы по теме;
- работу над продуктом, полученным в ходе исследовательской деятельности: научной статьей; тезисами; докладом; стендовым докладом (оформлением наглядного материала, текста и иллюстраций); буклетом; рефератом проблемного характера; компьютерной презентацией с текстовым оформлением;
- решение нестандартных задач.
«Составление домашней работы для соседа по парте» актуально для
При изучении нового материала важно показать связь математики с будущей профессией. Например, студентам, обучающимся по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, необходимо провести краткий экскурс в историю, рассказать о том, что в XVII и XVIII веках был создан метод дифференциального исчисления и показать значение двух великих математиков И.Ньютона и Г.В.Лейбница. Ньютон пришел к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени и рождается понятие мгновенной скорости, равномерного движения и т.д., а затем планомерно подойти к связи математики с технической механикой и другими профессиональными дисциплинами. Это будет являться хорошей мотивацией при изучении данной темы, и, как, следствие, к выполнению домашнего задания.
Студентам, обучающимся по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство будут интересны к изучению разделы «Многоугольники. Площади многоугольников» и «Многогранники. Площади поверхностей и объемы». Умение вычислять площади правильных и неправильных многоугольников, впоследствии порождает умение находить площади цветников, что является неотъемлемой частью их специализации.
Целесообразным будет выполнение по данной теме творческого домашнего задания. Примером может служить создание моделей многогранников, например «тела Платона», выполненные в одном стиле или одной цветовой гамме.
При внедрении в обучение систематического выполнения домашних заданий очень важно осуществлять за этим контроль. В начале каждого учебного занятия необходимо осуществлять проверку домашнего задания, это возможно сделать устно, как самопроверку, в форме фронтального опроса или выборочно оценить работы. Такая методика работы помогает воспитывать у студента чувство ответственности.
Таким образом, домашняя учебная работа студентов является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа студентов состоит в самостоятельном выполнении заданий преподавателя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.