Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2016 » Декабрь » 9

«Все начинается с детства» - профессия преподаватель

Григорьян Эллада Абеловна
ГБПОУ "Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства"

«Учителями должны быть люди … честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим»
Я.А. Коменский.


«Все начинается с детства», - сказал мудрый поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель. Два великих предназначения на земле! Отношение к матери – пробный камень всех человеческих достоинств. И отношение к учительскому призванию тоже! Призвание учить и воспитывать юное поколение – призвание святое! И как я никогда, ни на миг единый не расстаюсь с мамой, которой, к несчастью, давно уже нет на земле, так никогда не забываю свою первую учительницу Асланову Любовь Владимировну и многих других учителей, у которых я училась. Они были замечательные, добрые, отзывчивые, творили только хорошее, любили свое дело. Наверное, благодаря им, я и выбрала свою профессию – преподаватель. Я поняла, что ничего более увлекательного для меня нет. В своем выборе я не ошиблась. Как замечательно, когда профессия, работа становиться еще и удовольствием. Я люблю не только то, что преподаю, но и тех, кому преподаю.

Дело, которому я посвятила себя, считаю важным и ответственным, потому что в основе его – забота о нравственном, духовном здоровье человека. Поэтому постоянно приходится повышать требования к себе, работать над собой, чтобы иметь право воспитывать других. Правилами моей профессии являются:
1. Будь осторожна.
2. Не ошибись.
3. Не навреди.
4. Будь надеждой для студента.
5. Знай, к чему стремишься.
6. Будь терпелива.
Эти слова повторяю я каждое утро, когда иду в техникум, каждый раз, когда передо мной возникает сложная педагогическая ситуация.

За время моей преподавательской деятельности мне выпала возможность работать с целым рядом дисциплин. Это «Основы философии», «Основы социологии и политологии», «Культурология». В настоящее время преподавание общественных дисциплин, как мне кажется, рассчитано на преподавателя, который не боится показать в учебном процессе собственное мышление, раскован в оценках, смело выходит за рамки сложившихся схем и стереотипов. Исходя из этого, я часто у себя на уроках задаю студентам вопросы: «Зачем мы живем на земле?», «В чем предназначение и смысл жизни человека?», «Стоит ли жить»? и т.д. Мы ищем ответ, осмысляя окружающее, тревожа память, вглядываясь в судьбы людей. Постигая истину, мы начинаем понимать себя, других, открываем глубину строк: «Ничто на земле не проходит бесследно …» И приходит ощущение неразрывной связи со всем сущим на земле. Сделаешь больно другому – ударишь по самому себе. Все в жизни связано: тронешь одно – отражается на другом. Поэтому стараюсь привить своим студентам золотое правило нравственности, записанное в Библии: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Для своей педагогической деятельности я выбрала технологию развивающего обучения. Его сущность заключается в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека, т.е. в создании условий, при которых в процессе обучения студент становится активным субъектом.
Представленная ниже таблица позволяет представить эту модель обучения.
Характеристика системы Развивающее обучение
1) Цель обучения Получение знаний и развитие способностей и мышления
2) Главный девиз педагога Думай, как сделать
3) Пароль учителя Организатор деятельности студента
4) Функция педагога Консультант, управляющий учебным процессом
5) Стиль преподавания «Выращивание» человека
6) Стиль обучения демократический
7) Формы организации занятий Групповые, индивидуальные

Цель моей работы – всестороннее развитие личности студента через нравственное его совершенство; формирование личности специалиста, способного реализовать свои возможности, легко адаптироваться в любом коллективе, умеющего вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения.
Студенты, поступившие в наш техникум разные, но зачастую не имеют устойчивого интереса к предметам, их стремление к самообразованию слабое, читательская активность снижена, творческие способности при выполнении самостоятельной работы находятся на среднем уровне.
Отсюда вытекают задачи:
1. активизация познавательной деятельности студентов
2. углубление познаний по изучаемой дисциплине
3. расширение общего кругозора
4. раскрытие и непрерывное развитие индивидуальных особенностей юношества
5. развитие умений самостоятельной работы
6. формирование нравственных качеств личности студента, повышение кругозора общения
7. создание благоприятной обстановки для процесса обучения и воспитания.

Для использования данной системы на практике необходимо достаточно хорошо представлять тематическое планирование своего курса, продумать методы обучения, формы уроков, их организацию, познакомиться с их содержанием, объемом литературы по темам, наличием наглядных пособий. Все это я разрабатываю в начале учебного года.

Методами обучения, реализующими задачи, являются следующие:
1. Метод проблемного обучения ставит перед студентами задачи, требующие решения.
2. Метод сопоставительного анализа дает возможность определить характерные особенности тех или иных тем.
3. Метод групповой работы формирует у студентов навыки совместного обсуждения поставленного вопроса, поиска варианта ответов, требует соответствующей предварительной подготовки.
4. Метод творческого самовыражения помогает определить личностное восприятие и отношение к прочитанному
5. Блочно-модульный метод помогает системно представить изучаемый материал по теме.

Система обучения предмету предполагает не только овладение знаниями, предусмотренными учебным планом, но и знаниями, умениями, навыками, необходимыми в будущей жизнедеятельности: студенты учатся самостоятельно подбирать материал по заданной теме, составлять планы, конспекты, вопросы к тексту, доступно, лаконично излагать материал аудитории, рецензировать ответ товарища.

Хороший урок – это тот урок, где царит деловая творческая атмосфера, где стремление студентов «придумать» и «найти» бьет ключом, где они спешат вступить в диалог с преподавателем, друг с другом, авторами тех или иных философских концепций не боясь ошибиться. Успех будет в той группе, в которой преподаватель создает для студентов представление, что никакая ошибка не страшна, что все можно исправить, главное – придумать, создать, увидеть что-то новое, незнакомое.

Поэтому часто у себя на уроках использую метод проблемного обучения, в основе которого лежит мыслительный процесс. Мыслить человек начинает тогда, когда у него есть потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы, вопроса. Проблемное обучение облегчает овладение знаниями, навыками, умениями. Студент учится прогнозировать, исследовать, проверять правильность гипотез, принятых им решений. Результаты проблемного обучения проявляются в интеллектуальном росте студентов, в повышении самостоятельности; развивает память и воображение; формирует ответственное отношение к учебе, требовательность к самому себе.

Также в своей педагогической деятельности я использую личностно-ориентированный метод обучения, который заключается в том, чтобы видеть не только лекции, вопросы, задания, а нечто гораздо большее: человеческие отношения. Главная цель – способствовать личностному росту студента и научить его уважать чувство собственного достоинства. Ведь студентов всегда волнует их личность – отношение к ней, понимание, уважение. Подростки хотят, чтобы их воспринимали как личность. Это им нужно для самоутверждении, самореализации.

В процессе обучения использую все типы уроков: изучение нового материала, совершенствование знаний, умений, навыков, обобщение знаний, контроль и коррекция знаний, комбинированный урок, деловые игры и т.д. Нетрадиционные уроки обычно провожу как итоговые по нескольким темам, или по окончании изучения дисциплины в конце семестра в игровой форме. При этом используются разные виды деятельности: выступления, сценки, вопросы и ответы, решение кроссвордов, дискуссия и т.д.

Убеждена, что большую роль в усвоение материала играет внедрение технологии конспектов лекций, использования рабочих тетрадей, опорных схем. Это способствует рациональному использованию рабочего времени на уроке. Также я веду картотеку индивидуальных заданий, используемых на уроках, что позволяет разнообразить работу: письменный опрос, работа у доски, тестирование и т.д. При изучении тем использую наглядные методы обучения; иллюстрации, плакаты, видеофильмы.

Считаю, что на занятиях студенты должны трудиться самостоятельно, а преподаватель только руководить этим процессом, обеспечивая учащихся материалом. Значение самостоятельной работы в развитии и становлении личности огромно. Этот вид деятельности воспитывает самостоятельность, чувство ответственности, трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели, умение рационально организовывать учебу и планировать ее, развивает мышление, любознательность, познавательный интерес, речь. Многие студенты с удовольствием выбирают такие виды работ, как сообщение, рефераты, составление кроссвордов, изготовление плакатов, оформление альбомов, видеосъемки.
Особенностью моей системы обучения является домашнее задание. Домашнее задание дается на уроке по изучению темы, и в дальнейшем каждый из студентов, исходя из особенностей своей памяти, учит теоретический материал.

Проверка выполнения домашнего задания проводится регулярно на каждом уроке, практически, всех студентов. Такую возможность мне дают разные методы опроса: устный, письменный, тестирование, решение задания, взаимопроверка студентов по составленным вопросникам. После изучения отдельных разделов дается контрольная работа по проверке теоретических знаний по тем или иным темам.

Отдельно хочется уделить внимание оценке знаний студентов. На мой взгляд, необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом, процесса учения, тех трансформаций, которые осуществлял студент, усваивая учебный материал. Следовательно, процесс учения должен сопровождаться использованием правил, предписаний, разработанных преподавателем (например, сравни и дай оценку, укажи положительные и отрицательные стороны и т.д.). При опросе на уроке должен оцениваться не только правильный ответ студента, но и самостоятельность, оригинальность суждения, старательность подготовки к уроку. Преподаватель в ходе опроса должен проанализировать то, как рассуждал студент, почему и в чем он ошибся, дать установку на рациональную организацию работ. Я стремлюсь, чтобы в процессе моего взаимодействия со студентами, чаще звучали одобрение, похвала, поощрение, особенно в адрес слабого, но старающегося студента. Ведь наши оценки за ответ, наши замечания или пожелания всегда воспринимаются и интерпретируются студентами в контексте нашего отношения к ним.

Большое значение в своей преподавательской деятельности я уделяю педагогическому общению со студентами:
1. При входе в аудиторию стараюсь чаще улыбаться, т.к. считаю, что это говорит о том, что встреча со студентами приятна мне.
2. Стараюсь печать озабоченности, усталости, проблемы оставлять за пределами аудитории.
3. Стараюсь называть студентов по имени
4. Стараюсь внушить своим студентам уверенность в их собственные познавательные и нравственные способности.
Считаю, что важную роль в процессе обучения играет речь преподавателя. Она должна быть грамотной, лаконичной, отчетливой, конкретной. Преподаватель должен следить за собственной речью и помнить, что она отражение его личности, не употреблять вульгаризмов, не повторять речевых ошибок студентов. Особое внимание нужно обращать на интонацию и помнить, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат урока. Обязательно нужно исключить из своей речи окрик, резкие интонации, которые влияют на студентов, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

И в заключении хочется отметить, что педагог учит, одухотворяет, вкладывать смысл в каждую развивающую жизнь, озаряет ее светом. Пусть всем нашим детям достанутся лучшие педагоги – бескорыстные, страстно верящие в добро, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за общественное благо и не знающие снисходительности к нарушению законов чести. Такие, каким должно быть человеку навечно вызванному к доске отвечать перед детьми, отвечать за детей.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar