Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Декабрь » 14

Использование информационных технологий для формирования ключевых компетенций как важнейший компонент компетентностного подхода к обучению.

Введение в образовательный процесс ФГОС НПО и СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
Образование должно соответствовать потребностям общества, а современному информационному обществу требуются специалисты, которые могли бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.


К сожалению, выпускники колледжа, получив знания, не всегда умеют применить их за пределами учебных ситуаций, в которых эти знания формируются.
Именно поэтому ФГОС СПО, в отличие от ГОС СПО, предусматривает как результат -освоение программы подготовки специалистов среднего звена не просто сумму усвоенной информации в виде знаний, умений и навыков, а модель специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных компетенций.


У таких дисциплин как «Компьютеризация строительного производства», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Компьютерная графика» имеется ряд особенностей:
• информационные технологии выступают и как предмет изучения, и как средство активизации познавательной деятельности на занятиях;
• эти дисциплины содействуют углублению междисциплинарных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки;
• в аудитории, где проходят занятия, имеются автоматизированное рабочее место преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, принтер, доступ к ресурсам сети Интернет) и автоматизированные рабочие места студентов (ПК, доступ к ресурсам сети Интернет);
• занятия проходят в «гиперактивном» режиме (очень высок объем самостоятельной работы студентов, в конце практических и некоторых теоретических занятий студент должен представить свой продукт нового качества);
• высокая мотивация студентов, уверенных в значимости знаний, полученных на занятиях по информатике и информационным технологиям, в своей будущей профессии.


Надо отметить, что в ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж » имеется материально-техническая база кабинетов информационных технологий: в них в течение нескольких лет закуплены компьютеры. Имеется плоттер для цветной печати чертежей формата АI, которые выполняются студентами во время курсового и дипломного проектирования.
В связи с требованиями ФГОС СПО были значительно скорректированы с учетом специальностей используемые на дисциплинах «Компьютеризация строительного производства» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» методы и формы обучения. Наряду с рациональным применением используемых ранее традиционных и активных методов обучения осваиваются новые, в том числе интерактивные методы обучения, которые более эффективно содействуют формированию общих и профессиональных компетенций студентов:
• в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» увеличено количество практических работ, содержащих профессионально ориентированные задания (например, Выполнение геометрических построений и др.);
• используется метод «мозгового штурма» (например, расчет железобетонных конструкций в MS Excel);
• на занятиях по дисциплине «Компьютерная графика» студенты разрабатывают проекты по своей специальности в программе ArchiCAD, информацию по заданиям на практические работы находят самостоятельно в сети Интернет;
• на занятиях используется электронный учебник, используя ссылку, которая находится на рабочем столе компьютера, студенты через Интернет могут открыть учебный элемент и самостоятельно изучить тему урока, даже если этот урок был пропущен.
• традиционным стало проведение внутритехникумовского конкурса по информационным технологиям, основными целями и задачами которого являются:
 оценка качества подготовки студентов СПО в области информационных технологий;
 формирование современного мировоззрения студентов средствами информационных технологий;
 повышение роли современных информационных технологий в образовательном процессе, воспитании, развитии личности, профессиональной ориентации;
 развитие умения использования средств информационных технологий для решения задач практической направленности;
 создание условия для интеллектуального и творческого развития участников;
 мотивация студентов учебных заведений к углубленному изучению информатики;
 повышение уровня и совершенствование качества профессиональной подготовки выпускников;
 выявление, пропаганда и развитие творческих способностей студентов СПО и интереса к научно-исследовательской деятельности посредством использования новых информационных технологий;
 создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых студентов, с ориентацией на дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональную деятельность.
• планируется проведение обобщающего занятия по дисциплине «Компьютеризация строительного производства» в виде игры, на котором студенты работают в командах и имитируют работу строительных фирм, начиная от расчета строительных конструкций, в MS Excel и заканчивая созданием смет своих проектов в программном комплексе AROS 2500, роль экспертов играют сами студенты;
• планируется проведение обобщающего занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в виде игры, на котором студенты работают в командах и имитируют работу архитектурных фирм показывая презентации своих проектов, роль экспертов играют сами студенты;
• в рабочую программу дисциплины «Компьютеризация строительного производства» планируется ввести практическую работу «Оформление выпускной квалификационной работы», основной целью которой является знакомство с внутренним стандартом колледжа ;
• в 2015-16 уч. году было проведено on-line тестирование на сайтах «Профконкурс» http://профконкурс.рф/news/ , «Мир олимпиад» http://mir-olimpiad.ru/, которое проходят студенты при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», участвуя в дистанционных олимпиадах студенты получают дипломы и сертификаты, пополняя ими свое порфолио;
• в рамках внеклассной работы по информатике в колледже планируется провести конкурс готовых творческих проектов «Проект моей мечты» среди студентов специальности 07.02.01 Архитектура, для участия в котором студентам необходимо создать свой продукт нового качества;
Определенные трудности для преподавателей представляет собой оценивание компетенций.
Оценивать знания, умения и навыки можно традиционными способами и это не вызывает у преподавателей затруднений. А вот оценивание компетенций на занятиях по информатике и информационным технологиям пока затруднительно, носит скорее опосредованный характер, является многофакторным и комплексным, оно проводится в ходе занятий, на которых имитируется профессиональная деятельность или производственные ситуации, например, таких как деловые и ролевые игры. Понятно, что оценка компетенций студентов должна производиться
• и на основе созданных ими заданий и проектов профессионального характера
• и посредством наблюдения за их реальным поведением (например, совместная работа над проектом при имитации работы архитектурной фирмы), для этого используется помощь студентов-экспертов.
Опыт работы показывает, что рациональный выбор с учетом специальности студентов методов и форм обучения, а также способов оценивания имеет большое значение при формировании и развитии как общих, так и профессиональных компетенций. Эта проблема не утратила своей актуальности и сегодня.
Таким образом, в колледже при изучении дисциплин информационных дисциплин ведется постоянная работа по созданию условий для реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

Список литературы.
1. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.
2. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar