Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Декабрь » 21

Из опыта формирование вариативной части ППССЗ по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Жученко Анна Гавриловна

Преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии коммерческо-технологических и товароведных дисциплин, Почётный работник СПО

АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза»

Г. Тамбов


Аннотация: в статье представлено предложение по введению дополнительных профессиональных дисциплин, позволяющих расширить и углубить квалификацию осваивающих ППССЗ по профессии и обоснование этого введения.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 539, предусматривает обязательную часть программы подготовки специалистов среднего звена по учебным циклам, которая должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.

Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Введение новых дополнительных профессиональных дисциплин позволяет расширить и углубить квалификацию осваивающих ППССЗ по профессии (специальности).

В АНПОО «Тамбовский кооперативный техникум» вариативная часть ППССЗ по специальности 38.02.04 Коммерция включает ряд общепрофессиональных дисциплин, позволяющих расширить спектр профессиональных компетенций менеджера по продажам с учетом особенностей деятельности кооперативных организаций и структуры экономики региона.

По предложению цикловой комиссии коммерческо-технологических и товароведных дисциплин решением образовательной организации в блок «Общепрофессиональные дисциплины» образовательной программы включены дисциплины: Психология и этика профессиональной деятельности, Мерчендайзинг, Организация заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья. Обучающиеся изучает эти дисциплины на последнем году обучения, так как они базируются на уже освоенных компетенциях по менеджменту, товароведению, маркетингу, логистике.

Включение мерчендайзинга позволяет углубить ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации, а также ПК 2.5 - стимулировать сбыт товаров (фрагмент компетенции).

Общепрофессиональная дисциплина Мерчендайзинг рассчитана на максимальную учебную нагрузку 81 час, в том числе самостоятельная учебная работа 27 часов, обязательная аудиторная нагрузка 54 часа, практических занятий 24 часа. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета.

Рабочая программа учебной дисциплины Мерчендайзинг может быть использована:

- в начальном профессиональном образовании по профессиям: 20004 Агент коммерческий, 17351 Продавец непродовольственных товаров, 17353 Продавец продовольственных товаров;

- в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: 20004 Агент коммерческий, 17351 Продавец непродовольственных товаров, 17353 Продавец продовольственных товаров.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована также для подготовки и повышения квалификации мерчендайзеров.

Программой предусмотрено изучение закономерностей психических познавательных процессов и их использование в мерчендайзинге, принципов распределения площади торгового зала и регулирования покупательских потоков, правил эффективного расположения товаров на полочном пространстве и определения места товара на полке, комплекса продвижения товаров на местах продажи, визуальных, звуковых, обонятельных способов воздействия на потребителя.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

исследовать предпочтения покупателей с целью создания атмосферы магазина и улучшения сервисного обслуживания;

управлять товарными запасами и потоками, планировать торговые площади;

организовывать место продаж, использовать приемы продвижения товаров на местах продаж;

составлять технологическую планировку с использованием принципов мерчендайзинга;

анализировать соответствие технологической планировки принципам мерчендайзинга;

размещать и выкладывать товары на принципах мерчендайзинга;

размещать средства внутримагазинной рекламы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

сущность, цели, задачи, инструменты мерчандайзинга

организацию торговли в предприятиях торговли на принципах мерчендайзинга;

психологические факторы формирования основ мерчендайзинга;

принципы использования пространства магазина;

правила мерчендайзинга при выкладке товаров;

методы продажи товаров на основе принципов мерчендайзинга;

основные средства внутренней рекламы;

факторы, присутствующие в торговом зале и оказывающие влияние на сенсорные рецепторы и психологическое состояние покупателя.

Дисциплина Психология и этика профессиональной деятельности рассчитана на максимальную учебную нагрузку 84 часа, в том числе самостоятельная учебная работа 28 часов, обязательная аудиторная нагрузка 54 часа, практических занятий 26 часов. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме текущего контроля знаний. Включение дисциплины в вариативную часть позволяет на более высоком уровне овладеть общими компетенциями: ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь, так как в программу включены тренинги диалогической речи, деловые игры по теме делового общения. Изучение дисциплины способствует углублению профессиональных компетенций, определенных ФГОС:

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции, в той части, где речь идет об установлении контактов с деловыми партнерами, ведение переговорного процесса и заключении договоров.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения, особенно в части делового и управленческого общения.

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров – при выборе способов и методов стимулирования, составлении текстов рекламных обращений обязательно учитываются психологические особенности потребителей.

Изучение дисциплины Психология и этика нацеливает на усвоение умений и знаний, результате студенты должны:

уметь:

- использовать знания психологии и этики в профессиональной деятельности;

- предотвращать и регулировать конфликтные ситуации;

- психологически грамотно строить беседу;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

соблюдать этические нормы поведения;

знать:

- психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности;

- психологию труда и профессиональной деятельности;

- психологию коллектива и руководства, причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций;

- особенности профессиональной этики.

Дисциплина Организация заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья предусматривает максимальную учебную нагрузку 75 часов, в том числе самостоятельная учебная работа 25 часов, обязательная аудиторная нагрузка 54 часа, практических занятий 32 часа. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета.

Программой предусмотрено изучение содержания заготовительной деятельности, ее особенностей, сущности и значения закупок сельхозпродуктов и сырья на современном этапе, действующего порядка закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, процесса регулирования взаимоотношений с сельхозпроизводителями, основных направлений развития заготовительной отрасли потребительской кооперации, материально-технической базы заготовок сельхозпродуктов и сырья, организации деятельности заготовительных пунктов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающий должен уметь:

устанавливать градации качества сельскохозяйственных продуктов и сырья;

оформлять договоры со сдатчиками продукции;

заполнять закупочные квитанции и ведомости на закупаемую продукцию;

заполнять документы на отгрузку продуктов и сырья.

знать:

формы и методы ведения заготовок сельскохозяйственных продуктов и сырья.

порядок проведения рекламно-организационной работы по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья:

порядок заключения договоров со сдатчиками на закупку сельскохозяйственных продуктов и сырья;

документальное оформление закупки и сбыта продукции;

правила безопасности труда и производственной санитарии.

Ее введение в вариативную часть обусловлено профилем образовательной организации, ориентированной на подготовку специалистов для системы потребительской кооперации. В условиях экономических санкций остро встала проблема продовольственной безопасности и импортозамещения, которую успешно может решить система потребительской кооперации, объединяющая торговлю, производство, заготовки и общественное питания. Система потребительской кооперации Тамбовской области включает 45 цехов по производству хлебопродуктов, колбасных изделий и мясных копченостей, полуфабрикатов мясных, кондитерских изделий, 116 магазинов приемозаготовительных пунктов, обеспечивая товарными запасами свои торговые предприятия и предприятия общественного питания. В этих условиях компетенции организатора заготовительной деятельности являются востребованными на рынке труда.

Коллектив преподавателей АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза» готов поделиться программной документацией и методическими материалами с заинтересованными лицами.

Список использованных источников:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 539.

Рабочие программы дисциплин, разработанные преподавателями АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза».

ombt.ru›images/ppssz/ppssz_bib_2015.PDF Нормативные документы для разработки ППССЗ 1.

viro.edu.ru›attachments/article/4980/1603.pdf Требования нормативно-правовых документов к разработке вариативной части ППССЗ

http://www.alht.ru/pdf/edu/430210/OOP_43.02.10_2015.pdf
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar