- 23.12.2016
- 4804 Просмотра
- Обсудить
Кульшин Владимир Аркадьевич
ГПОУ "Сыктывкарский торгово-экономический колледж"
С момента своего рождения человек познаёт окружающий его мир. По мере взросления усложняются формы и методы познавательной деятельности, процесс познания приобретает целенаправленность.
Особое значение приёмы исследовательской деятельности имеют в учебном процессе, при написании реферативных сочинений, выполнении курсовых и дипломных работ, исследовательских проектов. С целью оказания методической помощи студентам для выполнения указанных выше работ, в колледже введён для четвёртых курсов специальная учебная дисциплина – «Основы исследовательской деятельности».
В данной методической разработке для студентов выбран необходимый информационный материал по теме лекции, определены цели изучения темы, очерчен круг понятий, которые студентам необходимо усвоить. Завершается лекционный материал общими выводами и вопросами для закрепления полученных знаний. Для расширения информационного горизонта в методической разработке приводится список литературы.
Понятия:
-Алгоритм исследования.
- Научный вопрос.
- Научная проблема.
-Структурирование проблем.
Цели:
-Уяснить методику проведения процесса исследования, порядок организации исследовательской работы, механизмы выбора источников информации, способов и инструментов её осуществления.
-Развивать полученные навыки по написанию творческих работ и научных сочинений.
-Формировать навыки необходимые для проведения исследовательской работы: сосредоточенность, аккуратность работы с научными фактами, трудолюбие, активность в поиске необходимой информации, целеустремлённость и др.
План
1. Определение цели исследования: научный вопрос или научная проблема.
2. Структурирование научной проблемой.
3. Алгоритм (логика исследования).
4. Выводы.
1. Определение цели исследования: научный вопрос или научная проблема.
Всякое исследование начинается с поиска задачи, темы для исследования. Исследование имеет своим исходным пунктом определение целей и формулировку проблем. Под целью понимается мысленный, идеальный образ, предвосхищающий конечный итог работы, результаты.
Поиск и обоснование темы исследования требует понимания сущности и содержания, взаимосвязи и взаимообусловленности общелогических и специфических для теоретического мышления форм: понятий, суждений, умозаключений, законов, теорий, гипотез; знания сущности логических операций с этими формами.
В процессе самого исследования основным становится обоснование истинности суждений и умозаключений исследователя. Для этого надо освоить основы методологии, т.е. учение о подходах к познанию и методах познания истины, способах структуризации новых знаний, законах логического мышления, путях предотвращения логических ошибок, направлениях и способах доказательства истинности знаний.
Вместе с тем двигателем всех поступков является интерес общества, класса, индивидума. Поэтому предвосхищение результатов в виде целей есть реализация интересов, а цель есть концентрированное выражение интересов.
Многообразию интересов соответствует многообразие целей, а поскольку уже существует иерархия интересов, постольку существует и иерархия целей. В цели выражается система проблем.
Под проблемой, в общем виде, подразумевается разница между исходной (реальной) и желаемой (прогнозируемой) ситуацией.
Под ситуацией понимаются события, характеризующие состояние того или иного объекта. Целями исследования могут быть: развитие теории; совершенствование практики.
Начинается всякое исследование с поиска задачи, путём определения темы исследования, поиск и обоснование темы требует понимания её сущности, и со-держания в процессе самого исследования основным становится обоснование системности суждений и умозаключений самого исследования.
Целью исследования может быть научный вопрос или научная проблема.
Научный вопрос – это предположение возможности расширения известных исследователю знаний и распространение их на не познанную область. Два варианта ответа на научный вопрос:
Утвердительный ( подтверждаем свои суждения и умозаключение научными фактами или источниками) при этом область научного знания расширяется не меняясь качественно.
Не подтверждаются; при этом исследовании приходят к выводу, что для научного объяснения исследуемого объекта имеющиеся знания (теоретические источники не достаточны, в этом случае вместо научного вопроса возникает научная проблема.).
Научная проблема – это промежуточное состояние между системным (изучением) и не системным (мало изученным или не изученным) знанием о трудности исследования объекта и его проявлениях.
Правильная постановка научной проблемы является важнейшим для её эффективного решения.
Известны следующие логические правила постановки научной проблемы:
1. Необходимо отделить известное от не известного.
2. Необходимо проанализировать известное во времени и пространстве.
3. Необходимо чётко сформулировать проблему.
4. Необходимо определить средство или источники для исследования проблемы.
2. Структурирование научной проблемой
Исследователь в сфере социальных явлений и процессов сталкивается с четырьмя видами проблем:
1. Хорошо изученные (структурированные) стандартные проблемы.
2. Структурированные проблемы.
3. Слабые структурированные проблемы.
4. Не структурированные проблемы.
Стандартные проблемы – это такие, решение которых строго определено изменениями каких либо факторов.
Например: решение проблемы ВВП возможно за счёт:
Увеличения количества используемых ресурсов
Структурирование при решение которых необходимо учитывать существенные воздействия вероятных факторов поэтому объективно возникают условия уже того, что решение.
Слабоструктурированные проблемы в их решении неизвестные факторы занимает большее место и поэтому значительная неопределенность в решении проблем.
Например: Экономическая оценка воздействия на природную среду раз-личных вариантов, осуществление крупного производственного момента.
Не структурированные проблемы. Для этих проблем характерна максимальная неопределённость.
Например: Прогноз развития страны на 15-20 лет - для решения этих проблем могут исследоваться только эвристические методы, использующие индивидуальные и коллективные экспертные оценки на основе опыта и интуиции, учёных и практиков.
3. Алгоритм (логика исследования)
После определения темы исследования необходимо разработать алгоритм всего процесса подготовки и проведения.
После определения темы исследования рекомендуется разработать рабочий сценарий всего процесс а подготовки и проведения исследования в реальном времени.
Общая логика (или алгоритм) исследования, под которой понимается упорядоченная последовательность действий, направленных на достижения цели исследования, представлена в следующей схеме:
Алгоритм научного исследования включает 4 этапа:
1) Предварительное изучение проблемы;
2) Разработка вариантов модели (плана) исследования (с 6 по 10 стадий);
3) Непосредственное исследование.
4) Оформление исследовательской работы.
Предварительное изучение проблемы включает в себя следующие стадии:
А) Постановка задачи в общей форме.
Б) Предварительное изучение необходимых источников.
В) Формулирование проблемы и её структуризация.
Г) Установление иерархии целей.
Д) Уточнение проблемы и изменение её структуры.
Самым важным моментом 1 этапа является формирование у исследователя максимально полного представления о том, что сделано до сих пор в исследуемой области до начала его исследования. Эго предполагает знакомство с фундаментальной литературой по данному вопросу. Знакомство с литературой должно проводится от последних по времени источников к более ранним. В каждом исследовании присутствует момент субъективности. Поэтому надо обязательно ознакомиться с работами разных авторов, в том числе и зарубежных.
Круг источников должен быть максимально возможно полным. В этот период обязательны контакты с научным руководителем или специалистами, хорошо знающими данную проблему. С их помощью необходимо произвести классификацию библиографических источников по трем группам:
1. Источники, которые должны лежать в основе исследования.
2. Факты различного рода.
3. Источники, расширяющие круг информации. Кроме того, литература систематизируется по разделам:
• монографии научных исследований;
• специальные публикации научно-исследовательских институтов и т.п.
• статистические данные.
Необходимо определить форму фиксации информации (карточки, листы, тетради и т.п.). При этом должна быть обеспечена возможность классификации информации.
На 2 этапе разрабатывается план исследования. В вариантном виде сразу разработать окончательный вариант плана невозможно. Поэтому разрабатываются несколько вариантов плана:
- предварительны план;
- рабочий план;
- окончательный план.
Предварительный вариант плана должен быть гибким на предмет возможного изменения. Рабочий план должен быть подробным. В нем должны быть расписаны все частные проблемы и вопросы, мысли по каждому пункту исследования, источники, на основе которых намечается разработать тот или иной вопрос. Заканчивается этот этап разработкой концепции исследования и оформления ее в виде монографии, реферата, курсовой работы, доклада, диссертации.
На 3 этапе - Непосредственное исследование в соответствии с рабочим планом.
4 этап - завершение исследования и оформление результатов (подробно содержание и механизма этого этапа будут рассмотрены в следующих темах).
5. Выводы:
- При выборе темы исследования необходимо выяснить - насколько глубоко она изучена.
-После определения темы исследования необходимо поставить цель и определить круг задач, которые нужно будет решить для достижения поставленной цели.
- После постановки цели и задач, необходимо определить источниковедческую базу, а также инструменты и средства, которые потребуются для проведения исследования.
- Необходимо правильно определить порядок и режим работы.
- Исследовательскую работу нужно проводить последовательно, аккуратно, целеустремлённо.