Меню Федеральное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2016 » Декабрь » 29

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по физическому воспитанию

Петрова Ольга Алексеевна
ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж
г.Ярославль, Ярославская область


Аннотация: Применение элементов ИКТ-технологий положительно влияет на процесс формирования знаний, умений и навыков по физической культуре. Проведение урока физической культуры подразумевает интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, что способствует развитию познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: физическое воспитание, ИКТ-технологии, урок физической культуры.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательном процессе объективный и вполне закономерный.

Использование ИКТ полезная и интересная форма работы и для учащегося, и для преподавателя. Она определяет творческих педагогов, которые готовы "добывать" необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её.

Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача преподавателя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность.

Современные педагогические технологии, в частности использование ИКТ позволяют преподавателю достичь максимальных результатов в решении многих задач:

1).Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

- повышение эффективности и качества процесса обучения;

- повышение мотивации учащихся к занятиям;

- формирование ключевых компетенций учащихся;

- повышение активности познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей;

- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие навыков самообразования;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- развитие наглядно-образного мышления;

- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

- подготовка информационно грамотной личности;

- подготовка пользователя компьютерными средствами.

Для решения данных задач в образовательном процессе по физическому воспитанию преподаватель может использовать различные формы ИКТ.

Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов

( позволяет интенсифицировать деятельность преподавателя и учащегося, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Сюда можно отнести программу по физической культуре, КТП, электронные учебники)

2. Использование мультимедийных презентаций )

(позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Сюда можно отнести составление презентаций по различным темам, видеоролики, составление таблиц и диаграмм по мониторингу физического развития, физической подготовленности, электронные тренажеры для тестирования по теории, проектная деятельность учащихся)

3 .Использование ресурсов сети Интернет

(сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

• целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

• видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении)

4. Использование интерактивной доски.

(составление целостного двигательного действия из частей. Применимо в рамках практики пробных уроков и занятий в школе и ДОУ)

Внедряя ИКТ в образовательный процесс по физическому воспитанию изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности для представления цветовой, мультипликационной, звуковой информации при создании реальной обстановки деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований).

По-другому строится и планирование урока: преподаватель специально продумывает отдельные элементы занятия, в которых используется компьютер, предусматривает интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, разрабатывает способы управления познавательной деятельностью учащихся в ходе занятия.

Алгоритм действий учителя физической культуры:

1. Общее планирование педагогического процесса с использованием компьютера;

2. Планирование использования компьютера на отдельных учебных занятиях (представление спортивных процессов, протекающих в реальности с большой скоростью (бег) и трудных для наглядной демонстрации на обычных уроках):

3.Управление познавательной деятельностью учащихся во время занятия (компенсацию с помощью техники недостатка наглядных пособий на уроке физической культуры, использование компьютера для формирования у учащегося правильного представления о технике двигательного действия)

В ходе всего курса физической культуры можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.

I этап визуальный

Умения: просмотр техники двигательных действий, с использованием компьютера собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.

I I этап технический

Умения: использование видеоаппаратуры для съемки двигательного действия.

I I I этап аналитический.

Умения: принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок - соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), формирование адекватной самооценки.

Применение компьютера помогает при организации разноуровнего обучения на занятии, в процессе самостоятельной работы, при контроле по теоретическим сведениям, консультирование по ЭП.

Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Список литературы:

1. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 6.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М.: Academia, 2008. - 192 с.

3. Попов Г.И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта / Г.И. Попов // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - N 1(2). - С. 22-23.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar