- 05.01.2017
- 11037 Просмотров
- 1 комментарий
Прохорова Татьяна Владимировна
ГАПОУ «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
ГАПОУ «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Значение внеаудиторная работа студентов в образовательном процессе
Внеаудиторная работа студентов сегодня является составной частью образовательной программы СПО и остается наиболее сложной формой организации учебного процесса. Это объясняется тем, что внеаудиторная работа студентов, оказывает более эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста.
В нашем техникуме внеаудиторная работа сопровождаться методическим обеспечением: у каждого педагога разработаны
- методические указания по организации и выполнению СРС при изучении преподаваемых дисциплин,
- список основной и дополнительной литературы ;
- методические указания по выполнению практических и лабораторных работ;
-методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых проектов (работ), а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ.
Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, обеспечены доступом к информационным ресурсам сети Интернет. Это особенно важно для организации следующих видов внеаудиторной работы студентов:
Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы.
Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.
Выполнение курсовых работ.
Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне техникума.
Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов на заседаниях предметного кружка.
Подготовка бесед-лекций по актуальным темам.
В своей педагогической практике я активно использую разнообразные формы организации внеаудиторной работы обучающихся, среди которых есть такие как подготовка и написание рефератов, докладов, создание мультимедийных презентаций.
Но сегодня мне хочется остановиться на применении в организации внеурочной деятельности студентов метода проектов.
Проектная деятельность – это полезная альтернатива обычной внеаудиторной работе студентов.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
В своей работе по организации внеурочной деятельности студентов я большое внимание уделяю исследовательским проектам.
Несмотря на сложность работы, использование указанного метода позволяет достичь результатов важных и весьма значимых прежде всего для самих студентов, позволяет почувствовать, что и они способны заниматься научной деятельностью. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества. В своей работе большое внимание уделяю проектам, имеющим конкретное общественно-полезное значение.
Под моим руководством был осуществлен ряд проектов по спецдисциплинам «Торговое оборудование», «Экономика». Проектную технологию я активно применяю и в организации кружковой работы.
Остановлюсь на последнем проекте, который был выполнен студентами 2 курса техникума по специальности «Коммерция (по отраслям)» в рамках VII студенческой научно-практической конференции «Шаг в будущее» по дисциплине «Экономика» на тему «Востребованность выпускников ПО по специальности Коммерция (по отраслям) на рынке труда Чувашской республики».
Это был практико-ориентированный проект, т.к. результат имел конкретное общественно-полезное значение: анализ ситуации на рынке труда ЧР и определение реальных направлений по трудоустройству выпускника ПОУ по специальности «Коммерция (по отраслям)».
Выполнялся исследовательский проект традиционно по определенному плану, который включал следующие этапы:
Деятельность учащихся и педагога
1. Планирование работы
-выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для студентов, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);
-обсуждение возникших идей;
-планирование этапов, объема и последовательности работы.
Содержание проекта - это материал, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для студента.
Главной целью проекта о котором мне хочется рассказать было: Изучить вопрос востребованности выпускников ЧТТПК по специальности «Коммерция» (по отраслям) на рынке труда Чувашии.
Тематику исследовательского проекта как и во всех других случаях ребята выбрали сами, выбор данной темы обусловлен актуальностью вопроса трудоустройства выпускника техникума по специальности «Коммерция» после завершения обучения в техникуме.
Затем был составлен план исследования.
Студенты были разделены на мини группы, каждая из которых занималось исследованием своей части общего алгоритма исследований.
Студенты сами распределили обязанности, определили, кто каким направлением работы занимается, самостоятельно проводили исследование, но под систематическим контролем со стороны преподавателя.
2. Аналитический этап
- собирание информации, работа с различными источниками (социологический опрос, статистические справочники, учебная литература, Интернет-ресурсы);
- обмен информацией с другими лицами (работодателями, педагогом- консультантом);
- формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, другой вид творческой деятельности).
3. Этап обобщения
- аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);
- оформление полученного материала в определенном виде (презентация).
Работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяет выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.
Актуальный вопрос возможного дальнейшего трудоустройства на рынке труда Чувашской республики, стал основой данной проектной работы.
Интересный факт: Многие студенты нашего техникума, обучающихся по специальности «Коммерция», не могут дать вразумительного ответа на вопрос «Где и в качестве кого могут работать специалисты направленности «Коммерция» (по отраслям)». Поэтому первым шагом в процессе работы над исследовательским проектом, студентами самостоятельно был изучен теоретический материал по вопросу «Коммерческая деятельность. Понятие, сущность коммерческой деятельности, ее роль в рыночной экономике».
Для достижения главной цели проекта - изучить вопрос востребованности выпускников ЧТТПК по специальности «Коммерция» (по отраслям), участники проекта разработали анкеты и провели соцопрос среди работодателей нашего города.
Результаты анкетирования студенты обрабатывали при непосредственном участии и помощи преподавателя.
Для оценки перспектив в занятии выпускника индивидуальной предпринимательской деятельностью в нашем регионе участники исследовательского проекта провели большую аналитическую работу с интернет-документами: социологическими справочниками. После чего, опять же при участии педагога-руководителя, смогли сделать определенные выводы.
Участие преподавателя в координации работы исследовательской группы студентов необходимо на всех этапах работы. Как показала практика, студенты зачастую не могут отобрать нужную информацию из большого объема собранного материала, не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Студентов необходимо научить, правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
4. Презентация полученных результатов
-осмысление полученных данных и способов достижения результата;
-презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).
Презентация результатов может быть различна. Это зависит от замысла преподавателя и возможностей студентов.
Результаты своей исследовательской деятельности студенты оформили в виде презентации, которую успешно представили на VII студенческой научно-практической конференции «Шаг в будущее».
5. Рефлексия
-подведение итогов, создание ситуации успеха.
К показателям успешности исследовательского проекта созданного в процессе дополнительного внеурочного образования студентов, можно отнести следующее:
сформированность потребности в продолжение образования;
сформированность способности к самостоятельному участию в учебно-поисковой деятельности;
уровень интеллектуальных достижений студентов;
конкурентоспособность знаний студентов;
мотивация студентов на сотрудничество в учебном процессе;
демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.
Вывод:
Проектная деятельность во внеурочное время способствует формированию у студентов инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, духовности, культуры и активной адаптации на рынке труда.
Далеко не всегда практические результаты исследовательской деятельности студентов имеют научную новизну, но всегда в них присутствует новизна личностная: обогащение субъективного опыта и развитие креативных компетенций личности студента в соответствии с требованиями времени.
Хочется закончить словами: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом», А.С. Макаренко.
Поделитесь с коллегами