- 05.01.2017
- 11900 Просмотров
- Обсудить
Халилова Юлия Владимеровна
РГОУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Минобразования Чувашии
“Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру” /Д.С. Лихачев/
Изменения, происходящее в системе общественной жизни, непривычные для человека (безработица, банкротства предприятий, занятия личным бизнесом, завоевание своего “места под солнцем” любой ценой, жёсткий индивидуализм в различных сферах межличностных отношений и т.п.) оказывают неоднозначное влияние на содержание деятельности всех социальных институтов, начиная с семьи и до образовательных учреждений всех уровней и рангов. В результате “воспитательное пространство” в наши дни, избавившись от прежних мировоззренческих и нравственных ценностей, значительно расширилось, в нём представлены различные точки зрения. Основной смысл этих изменений заключается в призвании приоритета личности, её прав и свобод в профессиональном выборе, в приверженности к различным формам и видам творческой художественной деятельностью.
В традиционной теории целью образовательной системы воспитания признавалось всестороннее гармоничное развитие личности. В настоящее время идёт становление системы образования, ориентированного на иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Воспитание учащихся обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика.
Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания ставят в центр образовательной системы личность учащегося и обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её обучения. Углубить и расширить знания и умения по предмету можно через проектную деятельность.
Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений студентов.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и студента.
Методологической основой использования метода проектов в образовании являются общепедагогические и дидактические принципы: связь теории с практикой;
научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний.
Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости; предприимчивости; ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании студентов возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.
Проблемы сферы образования затрагивают интересы практически всех граждан. Их верное и своевременное решение определяет судьбу каждого человека в частности и всего общества в целом. От того насколько наши дети будут умны, духовно развиты, широко образованны, зависит и наше, и их собственное благополучие в будущем. На данном этапе основной задачей образовательной политики государства является обновление содержания образования, обеспечение его доступности, эффективности, качества.
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности студента, усиливается осознание ее ценности. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы, адаптируя учебный процесс к особенностям обучения и развития личности студента, помочь учащимся раскрыть и развить те способности, которые позволили бы им максимально реализовать себя в окружающем мире.
Современные учебные заведения, инновационные процессы, характерные для них, модернизация общего образования и др. актуализируют проблему изменения методов обучения учащихся, обеспечивающих становление творческой, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях личности. Я считаю, одним из таких методов является метод проектов. Используя метод проектов, как инновационную технологию обучения я исхожу из гипотезы о том, что он при обучении экономики будет обеспечивать повышение качества обучения и развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Проект — «самостоятельная планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст, другой деятельности».
Давайте посмотрим, что такое метод проектов? Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем).
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» — вот основной тезис современного понимания проектов.
В последние годы проектная работа студентов стала одним из важных видов работ.
Это полезный вид работы, хотя для отечественной методики не новый: «проект» — просто новое название того, что раньше называли «творческая работа», «творческий этап» и т. д.
Студентам нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого студента.
Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая создается с применением мультимедийных средств.
Работа над проектом ведется под руководством преподавателя, продолжается дома, а презентация осуществляется на зачете или экзамене.
Метод проектов в экономической подготовке студентов — это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал.
Специфика проекта как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении субъектно-объектных отношений в процессе обучения студентов. Педагогическая теория и существующая практика доказали, что эффективность системы обучения выше, если учащийся сам становится субъектом обучения. Активная позиция студента и реализация принципа «учиться, делая» являются отличительной особенностью проектной деятельности.
Центральным принципом проектной работы является совместная деятельность учителя и студента, то есть учащиеся вместе с учителем формулируют тему, определяют задачи, разрабатывают план, контролируют этапы выполнения работы и оценивают полученный результат. Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько преподаватель уважает выбор студента при определении темы.
Организация итоговой аттестации по экономике с использованием проектирования неизменно вызывает у студентов энтузиазм и высокий интерес к содержанию курса и выполнению самой работы.
Целями проведения промежуточной аттестации в группах СПО по дисциплине «Экономика организации» с применением метода проекта является:
- реализация и совершенствование информационно-коммуникативной компетенции студентов повысить активность студентов на уроках экономики.
- формирование информационно-коммуникационной грамотности: умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.
- совершенствование технических знаний и навыков: умение отсканировать документ, преобразовать его из изображения в текст, внести заданные исправления, разместить в Интернете и распечатать; создать и обработать графические объекты, анимационные ролики, кроссворды в среде Excel; мультимедийные презентации.
- воспитание значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
- развитие исследовательских и творческих способностей личности.
Основной задачей является - изучение и анализ существующей литературы по данной теме , разработка авторского проекта по выбранной теме, создание презентации проекта с использованием мультимедийных средств.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов:
теоретический метод анализа проблемы, методы синтеза, сравнение, систематизация, классификация.
Проектный подход в деятельности студентов играет важную роль обучении и оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения, позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки в области экономики, способствует творческому развитию и решению воспитательных задач в образовательной деятельности.
Метод проектов в преподавании экономики - это разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения, а также способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы.
В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Проектный подход в преподавании экономики дает дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные по другим наукам, могут быть использованы в проектах по гуманитарным дисциплинам.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Ключевым фактором формирования успешной социализации личности является информационно-коммуникативная компетенция студента. Поэтому при реализации какого-либо социально-образовательного проекта предполагается не только стимулирование развития личностного потенциала учащегося, но и создание условий становления информационно-коммуникативной компетенции.
Проектирование зачетной и курсовой работы курса «Экономика организации (предприятия)» – один из таких социально-образовательных проектов, в рамках которого обучающиеся приобретают умения, являющимися предпосылкой успешной самореализации личности.
Данные проекты – это конструирование новой формы педагогической деятельности. Группа студентов под руководством преподавателя – координатора (руководителя) проекта исследуют актуальные экономические вопросы, оформляют портфолио проектов, разрабатывают электронные презентации проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сроки реализации проектов – в течении учебного года.
Современное образование характеризуется переходом от установленных норм «ребенок – субъект воспитания» к системе саморазвития личности, как помощи студентам в самостоятельном решении своих жизненных проблем. Учась в техникуме, студенты должны овладеть умениями, которые будут помогать успешной самореализации личности, ее социализации. Сегодня от выпускника требуется умение использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
«Цель современного образования – формирование ключевых компетенций – останется на словах, если не будут созданы механизмы их формирования ».
Проектная работа успешно (как было выявлено на практике) позволяет реализовать данную цель.
В последние годы проектная работа студентов стала одним из важных видов работ.
Это полезный вид работы, хотя для отечественной методики не новый: «проект» — просто новое название того, что раньше называли «творческая работа», «творческий этап» и т. д.
Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая создается с применением мультимедий.
Учебные проекты сочетаются с традиционной системой предметного классно-урочного обучения, дополняют ее, позволяют отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работают на повышение качества образования
Для того чтобы создать и защитить проект, необходима соответствующая информация. В ходе обсуждения алгоритма действий учащиеся выбрали способы сбора информации: социологический опрос.
Этап поиска и сбора информации дает учащимся возможность приобрести иные навыки в получении необходимой информации. Через личные наблюдения и общение с людьми студенты учатся координировать различные точки зрения. Наиболее сложная часть работы над проектом - обработка полученной информации. Здесь необходимо уметь формировать собственные суждения, делать выводы.
Далее - этап представления полученных результатов работы, который проходит в форме конференции, позволяющей каждому учащемуся осознать важность своего участия в данном проекте. Работая над проектом, обучаемые показали, что они могут самостоятельно осуществлять поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой информации .На первой консультации по проектной работе я объясняю студентам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю студентов с требованиями к портфолио, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами. Выбор темы происходит по перечню тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования: подготовленность учащихся к данному виду деятельности; интерес студентов к проблеме; практическая направленность и значимость проекта; творческая постановка задачи практическая осуществимость проекта. В тематике проектных заданий учитываю актуальные вопросы экономики,. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым студентом, определяя конкретные задания, выбор материалов , необходимой литературы. Затем студенты приносят план работы над проектом. При необходимости вношу поправки. Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций.
В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.
Убеждена, что проектная деятельность- дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у студентов. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу студента. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.
Успешность выполнения проекта окончательно выясняется на его защите. Студенты делают сообщения по вопросам проекта, представляют портфолио проекта ,показывают электронную презентацию проекта
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других студентов, преподавателя. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
При оценке проекта учитываю полноту рассмотрения проблемных вопросов, полученные результаты, сделанные выводы, кроме того – актуальность темы, наличие анкетирования или социологического опроса, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У студента вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей .В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества преподавателя и студента – учитель помогает учащемуся самостоятельно добывать знания.
При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
При выполнении проекта создаются предпосылки для формирования у студентов активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.
Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов.
Так у студентов возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для преподавателя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных студентами за весь курс изучения дисциплины «Экономика организации».
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу студентов.
В процессе выполнения проекта студенты проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку студентов метода проектов. У студентов появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому в педагогической деятельности я применяю проектную технологию.
Углубленное изучение предмета возможно только тогда, когда студенты мотивированы на получение знаний, заинтересованы в обучении и владеют навыками самостоятельной работы по добыванию знаний. Выйти за рамки предмета можно через творческие задания: написание рефератов по темам проектной деятельности, выполнение нестандартных практических заданий, творческая поисковая работа в рамках предметов по проекту, создание мини-проектов на уроках и т. п.
Чтобы чего-то достичь в жизни, человек должен не только захотеть, чтобы его выучили, но и научиться получать знания самостоятельно. Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся приобрести знания, умения, освоить навыки самостоятельной работы, развить потребность в самообразовании. А это очень важно, потому что назрела необходимость в специалистах, которые способны самостоятельно повышать свою квалификацию, реагируя на изменения рыночной экономики.
Литература
1. Векслер С.И. Современные требования к уроку: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.
2. Гузеев А. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
3. Достижения молодых: методическое пособие «Наш город». – Волгоград, 2005.
4. Ермакова И.В., Протасевич Т.А.Начала экономики. – М.: Вита-Пресс, 2002.
5. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.
7. Образовательная система «Школа 21002» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Балласс, 2006. – 320 с.
8. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика – 3: пособие для учителя. – М.: Вита Пресс, 2002.
9. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации в помощь учителю экономки: 2-3 (2-4) классы. – М.,1998.
10. Ушакова Н.Н. Ценностные аспекты урока. – Курган: ИПК и ПРО, 2005. – 24 с.
11. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 321 с.
14. www.econachala.narod.ru
15. www.besh.websib.ru