- 09.01.2017
- 5764 Просмотра
- Обсудить
ГПОУ ТО "Ефремовский химико-технологический техникум"
Аннотация: Самостоятельная работа стала неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированного на активизацию познавательной деятельности студентов. В статье рассматривается современный подход вовлечения студентов во внеаудиторную деятельность, раскрывается опыт работы преподавателя в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Электротехника».
Основными показателями качества подготовки специалистов в системе СПО сегодня являются овладение профессией, развитое творческое мышление и сформированные навыки самообразования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подготовка специалиста, владеющего необходимыми умениями и знаниями, предполагает системное использование в учебном процессе такого вида учебной деятельности как самостоятельная работа.
Освоение полного объема знаний по общепрофессиональной дисциплине «Электротехника» является основной целью при подготовке специалистов среднего звена технического профиля. Применение различных форм организации самостоятельной работы непосредственно способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся. Современные студенты не должны оставаться пассивными потребителями знаний. Задача преподавателя - целенаправленно воздействовать на развитие активного творчества обучающихся, ведь им предстоит стать профессионалами, которые умеют не только формулировать проблемы, но также анализировать и находить оптимальные пути их разрешения. И именно мотивированная самостоятельная деятельность является одним из эффективных средств обучения.
Результативность самостоятельной работы обеспечивается лишь при соблюдении следующих условий:
- рациональное сочетание и распределение аудиторных и внеаудиторных занятий;
- организация времени студентов в соответствии с современными методиками преподавания;
- обеспечение студентов необходимыми методическими материалами, чтобы самостоятельная работа приобрела еще и творческий характер;
- тщательный контроль и поощрение со стороны преподавателя;
- соответствие заданий самостоятельной работы определенному уровню сложности, отражающему сущность дисциплины «Электротехника» и постепенное использование комбинированных методов активизации познавательного процесса от простых к наиболее сложным.
Существует два вида самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная. Первая традиционно реализуется во время лекций и выполнения лабораторных (практических) работ, вторая же - вне стен учебного заведения.
На самостоятельную работу уделяется 50 % времени, отводящегося на изучение дисциплины «Электротехника». Задача преподавателя - правильно распределить объем и содержание данного вида деятельности студентов, обеспечить рациональную ее организацию и научить самостоятельно получать и обрабатывать информацию, творчески решать поставленные задачи. Студентам же необходимо распланировать свою деятельность в зависимости от объема информации, необходимого для самостоятельного изучения. Так, к примеру, в обычные учебные дни на самостоятельное изучение рекомендуется тратить два - три часа, а в выходные же не менее четырех часов. За всеми видами самостоятельной работы студентов ведется постоянный контроль преподавателей, который необходим не столько для оценки их деятельности, сколько для корректировки и закрепления приобретенных знаний.
На начальном этапе обучения задания для самостоятельного выполнения должны быть несложными и соответствовать уровню знаний по дисциплине «Физика». В дальнейшем свою эффективность доказывают активные методы обучения и творческие задания, стимулирующие самостоятельную работу студентов в выполнении более масштабных творческих работ – тематических проектов и презентаций.
Выполнение лабораторных работ также даёт студентам возможность самостоятельно проводить оценку полученных результатов:
- сравнить полученные экспериментальные данные с теоретическими, найти причины в случае их несовпадения;
- оценить методику эксперимента и точности измерений;
- найти и устранить неисправности в электрических схемах;
- проверить приборы на соответствие справочным характеристикам;
- проверить гипотезы, основанные на теоретическом предположении.
При выполнении домашних расчетно-графических работ студенты самостоятельно выбирают рациональный метод расчета электрических цепей и учатся обосновывать свой выбор.
При изучении электротехники наибольшую эффективность дают такие проблемно-творческие задания:
- разработка доклада в форме электронной презентации Microsoft Power Point по творчеству выдающегося ученого;
- подборка серии портретов ученых в области электротехники с их краткими биографиями;
- подборка афоризмов, высказываний, цитат по дисциплине;
- проведение тематического вечера, устного журнала и т.п. по проблемам электротехники.
- организация дискуссии (игры, диспута и т.п.) по актуальным проблемам электротехники;
- разработка принципиальной схемы какого-либо устройства;
- составление тематического теста для однокурсников;
- составление кроссворда по теме, разделу и т.п.
- описание и обоснование своего творческого портрета профессионала.
Высшим уровнем познавательной активности студентов считается деятельное и результативное участие в научно-исследовательской работе по изучаемому предмету.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной деятельности и ориентирована на достижение следующих результатов:
- формирование навыков организации собственной деятельности, согласованных с поставленными целями и способами достижения необходимых результатов;
- анализ общих ситуаций, осуществление контроля над оценкой и результатами собственной деятельности;
- активизация использования информационно - коммуникативных навыков;
- формирование навыков работы в команде, способствующих в будущем наладить эффективное общение с коллегами и руководителем;
- развитие представления о профессии, а также настоящего интереса к ней.
Таким образом, будучи особым видом познавательной деятельности, самостоятельная работа в учебном процессе выполняет свое основное предназначение – формирует у студентов необходимую мотивацию и профессиональные компетенции будущего специалиста.
Список литературы:
Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Специалист». №4-6 2016 г.
Тюрикова, Г. Организация самостоятельной работы – условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. – 2008. - № 10.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.