Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Январь » 17

Профессионализация обучающихся и формирование карьерной траектории на этапе профессионального обучения

Жученко Анна Гавриловна
Преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии коммерческо-технологических и товароведных дисциплин, Почётный работник СПО
АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза», г. Тамбов

Аннотация: в статье освещен опыт мотивирования студентов на построение карьерной траектории и формирования портфолио выпускника специальности 38.02.04 Коммерция в АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза»

На этапе профессионального обучения особо важным моментом является мотивирование обучающих на будущую карьеру. Успешность карьеры выпускника обеспечивается эффективным осуществлением начального этапа профессионализации, которая объединяет такие компоненты как профотбор, профориентирование, профконсультирование, профадаптацию.

Профессионализации - это процесс формирования профессионала, который включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, самоактуализация, т.е. «выработка индивидуальной профессиональной нормы», планки самореализации, развитие своей личности средствами профессии и др.

Професионализация в образовательной организации начинается на этапе приема документов при поступлении: проведение собеседования секретарем приёмной комиссии, консультирование родителей и абитуриентов по выбору специальности, выявление наклонностей, интересов, психологических особенностей, так как будущий менеджер должен обладать определенным набором психологических характеристик: коммуникабельностью, способностью принимать решения, быть экстравертом в силу специфики будущей профессиональной деятельности.

Рабочей группой преподавателей цикловой комиссии коммерческо-технологических и товароведных дисциплин АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза» в составе Жученко А.Г., Плотициной Л.Д., Струковой А.М. разработана и реализована Программа мониторинга профессионального потенциала и развития профессиональных компетенций студентов специальности 100701 (38.02.04) Коммерция (по отраслям). Программой предусмотрена дифференциация подходов к углублению процесса профессионального воспитания в зависимости от года обучения (курса). В нее включены викторины, конкурсы, олимпиады, экскурсии, тренинги, конференции, круглые столы, презентации, встречи с практическими работниками. Программа адаптирована к учебному плану подготовки специалистов среднего звена.

В первый год обучения предусмотрена диагностика профессиональной ориентации студентов с проведением тестирования, собеседований для определения осознанности выбора профессии. Она также определяет готовность к освоению в основном общих компетенций: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; способность работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с сокурсниками, преподавателями; логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Для студентов первого курса старшекурсниками проводились мероприятия профессиональной направленности: классный час «Моя профессия», открытое заседание кружка товароведения по теме «В здоровом теле – здоровый дух» (конкурс знатоков темы: «Спортивные товары»). Выпуск тематического студенческого вестника также был посвящен теме «Моя профессия».

На втором курсе конкурсы и викторины ориентированы на демонстрацию успехов в освоении профессиональных компетенций: олимпиада «Коммерсант 21 века», викторина по психологии и этики профессиональной деятельности, конкурс на лучшего кассира-операциониста; работают над очерками для радиогазеты с рубриками: инновационное предпринимательство; предприниматели Тамбова; молодежное инновационное предпринимательство; пишут эссе по теме «Что нужно для успешной карьеры».

На третьем курсе студенты вовлекаются в активную исследовательскую и проектную деятельность. Например, на Ярмарке предпринимательских идей презентуют проекты самозанятости, бизнес-идеи по проблеме пополнения финансовых ресурсов образовательной организации, исследуют проблемы охраны труда в торговых предприятиях. Интерес студентов вызывают тренинги «Технология поиска работы», «Составление резюме».

На последнем курсе студент достаточно мотивирован, настроен на определенную карьерную траекторию, может демонстрировать освоение профессиональных компетенций. Процесс профессонализации переходит от стадии обучения к стадии реализации освоенных компетенций при прохождении производственной практики по профессиональным модулям и преддипломной практики.

Наиболее эффективным инструментом профессионализации на этапе обучения является производственная и преддипломная практики.

Целью практики является комплексное освоение студентами видов профессиональной деятельности по профессии, использование сформированных общих и профессиональных компетенций. В процессе прохождения практики закрепляется приобретенный в процессе обучения опыт практической деятельности, осваиваются современные производственные процессы и технологии, студенты адаптируются к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.

Успешность прохождения практики обеспечивают ряд условий:

1.​ Выбор объекта практики. В качестве объекта практики, как правило, выбраны предприятия, применяющие передовые технологии и имеющие перспективы трудоустройства. Заинтересованность руководства предприятий в притоке молодых кадров, которые можно «заточить» под особенности деятельности, адаптировать постепенно к их функциональным обязанностям является также фактором успеха прохождения практики. В договорах с этими организациями следует предусмотреть доступ к экономической и коммерческой информации.

2.​ Разработка сопроводительной документации. Программа практики уточняется и согласовывается с руководством предприятий. Преподавателями цикловой комиссии разрабатывается форма аттестационного листа, образец его оформления, руководство по прохождению практики с требованиями к ведению и оформлению дневника, перечнем документов для иллюстрации деятельности. Весь комплект документов по всем видам производственных практик размещается в локальной сети техникума и на его сайте, что обеспечивает доступ студентов к материалам и при отсутствии преподавателя.

3.​ Обеспечение качества прохождения практики личными контактами руководителей практики от техникума и от предприятий. При личных встречах уточняются взаимные обязательства образовательной организации и базы практики.

Одним из эффективных средств мотивирования студентов на результативность обучения и построение индивидуальной карьерной траектории является формирование портфолио, которое может рассматриваться как общая оценка учебных успехов и достижений, с одной стороны, а с другой – как оценка готовности к профессиональной карьере в определенном виде деятельности.

Портфолио содержит гораздо больше информации для оценки потенциала будущего специалиста, чем стандартное резюме. Профессионально составленное портфолио способствует повышению конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда.

Наиболее перспективной формой является электронный вариант портфолио. Он позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями. Электронное портфолио может быть размещено на персональном сайте выпускника.

Для каждой образовательной организации содержание портфолио выпускника будет отличаться, так как за основу принимается учебный план и программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). В АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза» портфолио студента специальности 38.02.04 Коммерция, будущего специалиста с квалификацией менеджер по продажам как минимум может включать определенный перечень документов, как на бумажном носителе, так и в электронной форме:

Документ
Приложения

1.​ Профессионально составленное резюме
Копия документа об образовании

2.​ Список внеучебных мероприятий и степень участия
Дипломы победителя, грамоты, копии приказов

3.​ Должность (где на практике применяются навыки лидерства: староста, председатель кружка, творческого объединения).
Отзыв о работе классного руководителя, организатора внеклассной работы, руководителя кружка, творческого объединения

4.​ Тема курсовой работы по МДК.01.01 Организация коммерческой деятельности
Рецензия руководителя

5.​ Тема курсовой работы по МДК.02.03 Маркетинг
Рецензия руководителя

6.​ Тема курсовой работы по МДК.03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных
Рецензия руководителя

7.​ Тема бизнес-проекта по ПМ Организация кооперативного дела и предпринимательства
Резюме, презентация

8.​ Аттестационный лист и характеристика производственной практики по ПМ01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
Заключение руководителя от образовательной организации

9.​ Аттестационный лист и характеристика производственной практики по ПМ02 Организация экономической и маркетинговой деятельности
Заключение руководителя от образовательной организации

10.​ Аттестационный лист и характеристика производственной практики по ПМ03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Заключение руководителя от образовательной организации

11.​ Аттестационный лист и характеристика производственной практики по ПМ05 Организация кооперативного дела и предпринимательства
Заключение руководителя от образовательной организации

12.​ Характеристика-отзыв о прохождении преддипломной практики
Заключение руководителя практики от техникума по итогам преддипломной практики

13.​ Тема выпускной квалификационной работы (ВКР)
Аннотация, заключение рецензента

В управлении карьерой молодых специалистов активное могут принять и работодатели, погружая будущего выпускника в специфику профессиональной деятельности через целый ряд процедур:

​ включение в учебный план дисциплин дополнительной специализации;

​ корректировка программы преддипломной практики;

​ заказ на выполнение дипломной работы, имеющей реальное практическое значение для деятельности компании;

​ выполнение должностных обязанностей специалиста на рабочем месте преддипломной практики.

Заинтересованный в притоке квалифицированных молодых специалистов работодатель может принять участие в финансировании целевой подготовки в образовательной организации, оплачивая их обучение на дополнительной специализации, предполагающей существенное расширение знаний и навыков по сравнению с требованиями государственных стандартов и овладение умением осуществлять конкретные технологические операции и процедуры. Например, заслуживает внимания инициатива Мучкапского потребительского общества Тамбовской области, которое заинтересовано в целевой подготовке специалистов и берет на себя обязательства оплаты 50% стоимости обучения в Тамбовском кооперативном техникуме с условием обязательного трудоустройства в организации и применением профессиональных знаний в потребительском обществе. Имеются возможности целевой подготовки и для других потребительских обществ Тамбовской области, а также внесистемных организаций.

Студенты, определившиеся с местом трудоустройства и намечающие определенную карьерную траекторию, обучаются по индивидуальным маршрутам. Например, индивидуальный образовательный маршрут по МДК.03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров разработан для студента группы К-20 Попова Дмитрия Алексеевича, планировавшего работу в розничном предприятии ИП Андреев, основным видом деятельности которого является оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами. Маршрут ориентирован на углубленное изучение этих групп товаров.

Преодолевать несоответствие действующей системы профориентации современным реалиям возможно путем создания системы сопровождения карьеры, важным элементом которой является успешная работа карьерных тьюторов. В некотором смысле функции карьерного тьютора выполняет классный руководитель, в обязанности которого входит и отслеживание траектории карьерного продвижения как минимум в течении 3-х лет после окончания техникума. Традиционно в техникуме классным руководителем группы назначается ведущий преподаватель профессионального цикла дисциплин, назначаемый в дальнейшем руководителем дипломной работы.

Карьерный тьютор активно содействует профессиональному самоопределению и личностному росту студентов, оказывая им помощь в прохождении производственной и преддипломной практик, в выборе темы и проведении дипломного исследования, подготовке рекомендаций работодателю в форме резюме. Например, карьерный тьюторинг при выполнении выпускной квалификационной работы студента группы К-30 Алаковой Ирины Вячеславовны, выполняющей выпускную квалификационную работу по теме «Ассортиментная политика торговой организации и направления ее совершенствования» включил взаимодействие руководителя и студента по этапам:

​ Выбор темы ВКР с учетом выявленной степени интереса к заявленной проблеме.

​ Согласование объекта исследований, анализ возможности раскрытия темы в выбранном объекте исследования, объект исследования ОАО «Европа».

​ Разработка индивидуального задания.

​ Составление плана исследования по теме ВКР.

​ Корректировка плана ВКР и уточнение требований к ее оформлению.

​ Подбор и систематизация информации из учебных источников.

​ Сбор и представление информации по объекту исследования.

​ Отбор информации по теме исследования.

​ Работа над введением.

​ Работа над основной частью ВКР.

​ Формирование пакета документов, иллюстрирующих тему исследования.

​ Корректирование заключения.

​ Работа с интернет-ресурсами по проблеме исследования.

​ Работа над текстом выступления.

​ Подготовка презентации и ее репетиция.

Выбор тем дипломных работ и исследований должно иметь ярко выраженную профессиональную направленность с учетом специфики деятельности потенциального работодателя. Например, проведённое совместное исследование членами кружков менеджмента и маркетинга кооперативного техникума Тамбовского облпотребсоюза на тему «Информационное обеспечение управления по материалам Тамбовского облпотребсоюза», активизировало менеджмент организации на внедрение современных информационных технологий, в частности на обмен информацией с использованием современных коммуникаций; выпускная квалификационная работа на тему «Перспективы автоматизации торговых объектов потребительской кооперации Тамбовской области» определила реальную дорожную карту по автоматизации торговых объектов Тамбовского облпотребсоюза; ВКР по теме «Актуальные проблемы создания единой розничной торговой сети в системе Тамбовского облпотребсоюза» актуализировала задачи и определила пути использования преимуществ системы как сетевой торговли.

В заключении следует подчеркнуть, что профессионализация на этапе профессионального обучения способствует успешной адаптации выпускников к профессиональной деятельности и их карьерному росту.

Список использованных источников:

1.​ Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

2.​ Приказ Министерства образования и науки от 15 мая 2014 г. N 539 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)"

3.​ Программа мониторинга профессионального потенциала и развития профессиональных компетенций студентов АНПОО «Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза» специальности 100701 (38.02.04) Коммерция (по отраслям) на 2013-2016 гг.

4.​ http://abc.vvsu.ru/books/karjera_molodogo_spetsialista_upp/page0006.asp

5.​ http://abc.vvsu.ru/Books/up_shkola_karjer/page0001.asp

6.​ http://enc-dic.com/enc_psy/Professionalizacija-21710.html

7.​ http://www.cposo.ru/portfolio-karernogo-prodvizheniya

8.​ http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/professionalizaciya-i-socializaciya.html

9.​ http://www.znanie.info/portal/ec-terms/25/319.html

10.​ http://проф-обр.рф/blog/2016-12-21-943

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar