- 19.01.2017
- 2283 Просмотра
- Обсудить
ГБПОУ «Нижегородский областной колледж культуры»
г. Бор Нижегородская область
Аннотация: Реализация задач практико-ориентированного обучения по специальности 51.02.03 Библиотековедение на примере проведения читательских конференций среди студентов заочной формы обучения в условиях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: Практико-ориентированное обучение, читательская конференция, библиотековедение, заочное обучение.
В Нижегородском областном колледже культуры сложилась система профессиональной подготовки, ориентированная на библиотеку 21 века. Стратегией развития библиотечного отделения является глубокая теоретическая подготовка в сочетании с практической направленностью учебного процесса.
Современной библиотеке нужны специалисты, имеющие не только глубокие знания, но и умеющие применять эти знания на практике. В последние годы формируется модель библиотеки нового типа на основе концепции «Библиотека – третье место», именно такие центры сохранения и развития читательской и книжной культуры создают «ткань» человеческих взаимоотношений, интеллектуального общения.
ФГОС СПО третьего поколения реализуется в колледже с 2011 года. За этот период накоплен опыт широкого применения практико-ориентированного обучения. Стандарт предполагает подготовку обучающихся к различным видам деятельности, одним из которых является культурно-досуговая деятельность, предполагающая реализацию досуговой и воспитательной функции библиотеки, обеспечение дифференцированного обслуживания пользователей. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» дает полный перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний для организации и поведения культурно-просветительных и интеллектуально-досуговых мероприятий. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности.
Традиционно на библиотечном отделении НОКК практической подготовке студентов уделяется серьезное внимание. В 2012 году преподаватели отделения возродили практику проведения читательских конференций среди студентов. Читательская конференция используется очень редко в практике работы библиотек, но имеет высокую степень эффективности. Такая форма библиотечной работы способствует возбуждению читательской активности, выработке навыков критического мышления.
Конференции были проведены в форме мастер-класса. Цель - познакомить студентов с технологией проведения читательской конференции. Подготовка читательской конференции при заочной форме обучения имеет свою специфику и определенные трудности, так как основная самостоятельная работа выполняется студентами в межсессионный период.
При выборе произведений учитывались пожелания студентов, а это в основном женщины, художественная ценность произведений, актуальность, отражение острых проблем действительности. «Выразить словами свою душу» - так была названа тематическая читательская конференция по произведениям современных российских писательниц Л. Улицкой, В. Токаревой, П. Санаева.
Читательская конференция «Время женщин» объединила в себе произведения так или иначе связанные с женскими судьбами военной и послевоенной поры «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Вдовий пароход» И. Грековой, «Время женщин» Е. Чижовой.
По - иному было построено экспресс – обсуждение коротких рассказов Л. Петрушевской «Страна» и И. Поляковой «Мама». Студенты услышали эти произведения, прочитанные студентами специальности Социально-культурная деятельность.
В подготовке и проведении конференций принимают участие студенты под руководством преподавателя библиотечных дисциплин. Работа над проектом включает в себя несколько этапов. Подготовительный этап: разработка и оформление материалов для проведения конференции осуществлялась под руководством педагога в микро-группах. Составляются вопросы для обсуждения, буклет по творчеству писателей, презентация, выставка литературы, студенты пишут читательские отзывы. Читательские конференции проводятся в виде обсуждения вопросов по произведениям писателей на тему или отдельным произведениям авторов. Студенты на практическом примере осваивают методику проведения читательской конференции и могут использовать этот опыт в своей работе.
Такие формы обучения позволяют студентам продемонстрировать эффективность читательской конференции или обсуждения для развития интереса к чтению, читательских и коммуникативных умений, формирование эстетических взглядов и вкусов.
Такие проекты учебному заведению позволяют реализовать задачи практико-ориентированной подготовки кадров, а студентам полноценно показать себя в профессиональной деятельности.
Список литературы:
Мирсаетова Н. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности: статья/Н. Мирсаетова //Среднее профессиональное образование. – 2011. №3. – с.61
Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.