- 31.01.2017
- 11508 Просмотров
- Обсудить
заместитель директора по учебной работе и производственному обучению
ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»
Проблема сохранения контингента обучающихся и обеспечения качества профессионального образования выпускника в условиях снижения конкурсного набора абитуриентов для техникума является особенно актуальной.
Решение этой проблемы, главным образом, ложится на плечи классных руководителей. Работать с нашим контингентом студентов бесспорно непросто, т.к. к нам идут учиться в основном те студенты, которые имеют некоторые «пробелы» в знаниях, т.е. боятся предстоящего ЕГЭ. Или даже те, от которых школа открыто отказывается (обычно, это дети, имеющие проблемы с поведением) и у многих нет достаточной мотивации к обучению.
В целях сохранения контингента группы работу классных руководителей необходимо вести в нескольких направлениях:
Формирование студенческого коллектива и его интеграция в различные сферы деятельности учебного заведения. Задачей классного руководителя является создание условий для самореализации студентов, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей, координация и коррекция различных влияний на студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, что в итоге способствует благоприятному положению студента в коллективе и содействует нормальному развитию его личности.
Осуществление тесного взаимодействия с родителями. Если родители не привлечены в воспитание своего ребенка, то достичь успеха довольно трудно, а порой просто невозможно.
Ежедневный контакт с ведущими преподавателями. Специфика работы преподавателей не предполагает глубокого вникания в жизненные ситуации каждого студента в отдельности (проблемы со здоровьем, проблемы его семьи), поэтому задача классного руководителя в случае возникновения необходимости донести нужную информацию до преподавателей.
Совместная работа с заведующей отделением.
Привлечение студентов по мере возможности, во все мероприятия техникума, поскольку нельзя забывать о том, что одной из задач любого учебного заведения является воспитание нравственных качеств личности и любви к людям. Альберт Эйнштейн говорил: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица».
Работа со студентами требует постоянной работы над собой, обмен опытом с коллегами.
Несколько правил классного руководителя:
Не ставь своей целью избавляться от неугодного студента. Отправляя его на улицу на произвол судьбы, ты содействуешь появлению преступника, который может угрожать твоей жизни и твоих близких.
Будь требовательным, но мудрым наставником.
Доброжелательность – лучший инструмент в воспитании.
Умей защищать свою группу.
Поддерживай своих коллег. Критикуя их вместе со студентами, ты зарабатываешь дешёвый авторитет. Однажды это может тебе вернуться бумерангом.
Решение проблемы сохранения коллектива является одной из приоритетных задач и педагогического коллектива в целом. Непосредственной задачей педагогов является работа с неуспевающими студентами.
Неуспеваемость – отставание в учении - всегда вызывается совокупностью причин.
Причины неуспеваемости
Внешние
Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы
Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).
Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность)
Внутренние
Отсутствие мотивации
Дефекты здоровья студентов
Слабое развитие волевой организации
Низкое развитие интеллекта
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить причину неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов.
Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики
1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению
Помощь неуспевающим студентам
Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.
Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности.
Студентам третьей группы поможет позитивная психология.
У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может
Работа преподавателей с неуспевающими студентами включает следующие направления:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе использование активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, применение индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, разработку разноуровневых вариантов контрольных работ.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, которые помогают своевременно выявить пробелы в знаниях.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия, индивидуальные дополнительные задания).
4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.
В заключение, необходимо помнить о том, что каждый преподаватель должен знать не только, как устранить отставание в учебе, но и как его предупредить.
Меры предупреждения неуспеваемости студента.
Прежде всего, необходимо заинтересовать своим предметом, а для этого:
Всестороннее повышать эффективность каждого занятия
Формировать познавательный интерес к учению и положительные
мотивы
Разработать индивидуальный подход к студенту
Использовать специальную систему домашних заданий
Усилить работу с родителями
Привлечь актив группы к работе по повышению ответственности
обучающегося за учение.