- 08.02.2017
- 18251 Просмотр
- Обсудить
СОГБПОУ «Десногорский энергетический колледж»
г. Десногорск, Смоленская область
Аннотация: В статье уделяется большое внимание личности педагога с точки зрения влияния на обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания посредством личного опыта.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, личность, психолого-педагогическая диагностика, гуманизация воспитания.
В воспитании все дело в том, кто воспитатель.
Д. И. Писарев
Д. И. Писарев
21 веку свойственно быстрое развитие событий, высокие скорости, огромный поток информации, в котором сложно отыскать необходимое зерно истины. Не удивительно, что люди теряют духовность, нравственные аспекты заметно сдают свои позиции. Так мы рискуем вырастить поколение ещё больших циником, нежели мы сами. Однако, для воспитания любой личности очень часто необходимы простые, земные примеры, до которых можно «дотянуться». Как правило, такими примерами часто становятся родные, близкие люди и педагоги.
В последние годы государство и система образования уделяют больше внимания духовно-нравственному воспитанию как важному условию возрождения здорового общества и человека. В условиях реализации ФГОС СПО указаны аспекты воспитательной деятельности, выполнение которых является обязательным для образовательной организации, для развития личности в рамках этой организации в отдельности и для развития личности вцелом.
Методологической основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, которая представляет собой основу взаимодействия образовательной организации с семьёй и другими субъектами социума. Основной целью такого взаимодействия можно назвать обеспечение условий духовно-нравственного воспитания и развития обучающегося, где важное место отводится преподавателю.
Учитывая мой опыт работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования, которое отличается неровностью контингента, смею заверить, что таким примером уже не может стать человек, которого можно назвать эталоном воспитателя. Люди, которые олицетворяют собой идеал преподавателя двадцатого века, к сожалению, воспринимаются совсем иначе: с большой осторожностью, с ожиданием подвоха, а иногда и с агрессией со стороны воспитуемого.
Какой же педагог может стать примером для подрастающего поколения и прикоснуться к юным душам?
Вполне вероятно, что приведенные далее качества как раз и должны быть свойственны именно современному преподавателю: жёсткий – но не категоричный: принципиальный – но способный к диалогу с оппонентом гораздо более юного возраста; справедливый – но тонко чувствующий ранимость ещё детской души; безусловно умный – но способный говорить и объяснять простыми словами; коммуникабельный – но держащий дистанцию; сдержанный – но дающий тепло другим; профессионал – но всегда стремящийся к познанию нового; верный традициям – но идущий в ногу со временем; старший товарищ – но общающийся на равных не опускаясь до панибратства, а способный дать дельный совет; строгий – но любящий детей (подростков).
Так можно продолжать до бесконечности. Одно можно сказать точно: мир меняется и взгляды меняются вместе с ним. Современным юным душам гораздо лучше не просто стремиться к какому-то идеалу, а расти вместе с ним, обмениваясь информацией, дополняя друг друга, сопереживая друг другу. Да, некоторые качества кажутся противоречивыми, но современный мир часто строится именно на противоречиях. Так, занимаясь духовно-нравственным воспитанием, мы обязаны не только чтить традиции наших предков, но и интерпретировать, приспособить их к современным условиям жизни. Мы обязаны проводить психолого-педагогическую диагностику, но можем не предусмотреть результат.
Взрослый человек всегда может пойти на маленькую хитрость и подпитать самолюбие подростка, не перехваливая его, но при этом перенаправить его энергию только на благо самого воспитуемого. Так преподавателю остаётся всего лишь корректировать направление развития, а развиваться личность будет уже самостоятельно. Пожалуй, это гуманизация воспитания. Но, чтобы всё получилось, необходимо проникнуться доверием со стороны ребёнка (подростка). Только в условиях полного доверия и конфиденциальности возможен подобный диалог. А для этого, соответственно, сам преподаватель должен обладать целым рядом тех качеств, которые не задирали бы планку для развития столь высоко, что не имеет смысла и пытаться, а постепенно повышали бы уровень шаг за шагом.
При этом преподаватель должен осознавать всю ответственность проделываемой работы по духовно-нравственному воспитанию. Должен просчитать все варианты развития личности воспитуемого, ибо цена этому – жизнь другого человека!
Соответственно, любой преподаватель должен быть ещё и хорошим психологом, а иначе ничего хорошего не получится. Кроме того, браться за подобную работу можно только в том случае, если ты искреннен и готов поступиться многими благами ради конечного результата, начисто забыв про собственный эгоизм и всецело, искренне посвятить себя другим, совсем не сформировавшимся личностям, при этом, зачастую, конфликтуя с целым миром и без всякой похвалы.
Так что действительно, в педагогике не может быть случайных людей! Только профессионалы, отобранные временем и одобренные несколькими поколениями, готовые к компромиссам, бесконечным дискуссиям и диспутам с новым и неизвестным, независимо от собственного возраста, состояния здоровья, обстоятельств и общественного мнения.
Список литературы:
А.А. Симонова, Сборник научных статей, «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов», Екатеринбург, 2015г., С. 167, 188, 256.
Научный журнал «Молодой ученый» — 2011г. — №3. Т.2. — С. 110-115. http://moluch.ru/archive/26/2776/
Учительский портал http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-5208
Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания http://razom.znaimo.com.ua/docs/1105/index-42304.html
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.