Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Февраль » 10

Профилактика правонарушений и других негативных явлений в ССУЗе

Федорова Галина Николаевна
Старооскольский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»

Аннотация: В России, как и во всем современном мире, одной из самых актуальных социальных проблем является рост преступности в молодежной среде. Не менее важны и такие негативные явления, как: употребление наркотиков и ПАВ, алкоголизм, табакокурение, проявление экстремизма, игромания, зависимость он социальных сетей, которым должно уделяться особое внимание в учебно-воспитательном процессе любого учебного заведения.

Профилактика правонарушений и преступности, а также других негативных социальных явлений, вопросы пропаганды здорового образа жизни в студенческой среде являются первоочередными воспитательными задачами каждого куратора студенческой группы, а также педагогического коллектива в целом.

Общая профилактика правонарушений, проводимая в нашем учебном заведении, включает в себя ежедневный сбор информации о посещаемости, установление причин неявки студентов на занятия классным руководителем, постановка на внутренний учет, совместная деятельность с общественными организациями, отслеживание результатов работы. Деятельность в этом направлении строится на основе анализа сведений, полученных путем анкетирования, индивидуальных и групповых бесед. Студенты вовлекаются в общественную, культурно-массовую, спортивную работу. На педсоветах, совещаниях, Советах профилактики регулярно заслушиваются вопросы, касающиеся работы со студентами, склонными к правонарушениям, имеющим неудовлетворительные оценки и пропуски занятий, куда приглашаются родители и представители правоохранительных органов.

В профилактической работе особое внимание уделяется привлечению подростков к занятиям физкультурой и спортом, творчеством, поддержке деятельности молодежных общественных объединений, оказание социально-психологической помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Осуществляется работа по адаптации несовершеннолетних с девиантным поведением, оказывается психологическая помощь подросткам и членам их семей. Регулярно, с участием психологов, наркологов, работников ИДН, проводятся консультации, тренинги, семинары, «круглые столы», видеолектории, психологические игры. Проводится систематическая работа по привлечению студентов в кружки и секции. В вечернее время работают спортивные секции, тренажерный зал, проводятся спортивные соревнования, турниры, игры, «веселые старты». Студенты принимают активное участие в городских и областных спортивных соревнованиях, участвуют в олимпиадах различного уровня, творческих и исследовательских конкурсах. Огромное значение в профилактике правонарушений среди молодежи имеет патриотическое воспитание. В каникулярный период подростки трудоустраиваются на временные рабочие места, причем, сфера применения их труда максимально расширена.

Особое внимание уделяется работе со студентами, требующими первоочередной социально-педагогической помощи и поддержки. Это студенты: состоящие на учете в ОПДН, с проявлением девиантного поведения, опекаемые, из «семей риска» (неполных, неблагополучных, находящихся в социально-опасном положении). Проблема организации эффективной работы со студентами из «группы риска» является острой и актуальной, т.к. «трудный ребенок» испытывает затруднения, как в обучении, так и в социализации.

В связи с тем, что частой причиной совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений бывает незанятость студентов после занятий интересной и полезной деятельностью, для профилактики этих явлений необходимо обеспечить различные формы проведения досуга для молодежи: интеллектуального, культурного, спортивного и общественно - полезного. И это нужно делать не только в масштабе учебного заведения, а в масштабе каждого города, региона, страны.

В обеспечении интеллектуального досуга следует говорить о доступности библиотек, музеев, театров и кинотеатров. На мой взгляд, необходимо ввести льготное посещение этих учреждений для школьников и студентов, т.к. цены, в своем большинстве, высокие и неработающим молодым людям не по карману. Также, проводить различные ярмарки, конкурсы, которые вознаграждались бы бесплатным получением нужной и интересной литературы, бесплатными абонементами на посещение досуговых учреждений и т.п.

Для обеспечения культурного и спортивного досуга нужно сделать доступными широкому кругу молодых людей спортивные и культурные учреждения: стадионы, музыкальные, художественные школы, школы искусств, дворцы культуры и спорта и других молодежных организаций. Необходимо также развивать новые, современные направления творческой и спортивной деятельности, открывать центры творчества в различных районах города, края (для всеобщей доступности). Также следует проводить информационную пропаганду деятельности досуговых объединений молодежи по месту жительства.

Большую роль играет обеспечение общественно полезного досуга несовершеннолетних студентов, их привлечение к волонтерской работе. Помощь нуждающимся, посещение детских домов поможет молодому поколению почувствовать свою необходимость, научит главному источнику добра - милосердию, сожалению, сопереживанию.

Одним из важнейших элементов профилактики преступлений и правонарушений является пропаганда здорового образа жизни. При этом огромное значение имеет демонстрация правильного образа жизни, свидетельствующего, что жизнь без вредных привычек может быть не менее приятной и радостной. Следует привлекать молодых людей вести и пропагандировать здоровый образ жизни, а также устраивать всеобщее праздники с целью пропаганды спорта и здоровья (эстафеты, кроссы, олимпиады и т.п.). Нужно постоянно утверждать важность выбора положительных ценностей в различных жизненных ситуациях, способствовать осознанию нежелательности и вреда табака, алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ. Кроме того, с психологической точки зрения, преподавателям и классным руководителям, социально-психологической службе учебного заведения, необходимо учить студентов контролировать свои эмоции, устанавливать конструктивные жизненные цели, достигать их, развивать оптимизм, умение налаживать контакт с людьми, находить и принимать компромиссы.

Должное внимание в вопросе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних следует уделять работе с родителями. В этом направлении, прежде всего, необходимо познакомиться с социально-бытовыми условиями проживания студентов, выявить семьи, находящихся в социально-опасном положении, а также сформировать банк данных по семьям и осуществлять работу с ними согласно ФЗ РФ №120. Значительное внимание уделяю диагностике семейного воспитания, которое провожу в форме анкетирования и тест-опроса. Важным считаю также организацию психолого-педагогического просвещения родителей, для которого приглашаю различных специалистов: медиков, юристов, психологов. Хорошо зарекомендавала себя такая форма работы, как тренинги, информационные часы, индивидуальные семейные консультации с участием социально-психологической службы учебного заведения.

Я обычно провожу на родительских собраниях цикл профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: «Права и обязанности семьи», «Бесконтрольность – основная причина совершения правонарушений», «Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке», «Пути решения конфликтных ситуаций» и т.д. Эффективной формой работы является совместная организация и проведение общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок, привлечение родительской общественности к управлению через работу родительских комитетов, деятельность Совета учебного заведения.

Социально-психологическая деятельность учебного заведения по профилактике правонарушений подростков позволяет обеспечивать систематическую и эффективную профилактику правонарушений в молодежной среде и является четко выраженной тенденцией устойчивого развития этой деятельности в современных условиях.

Рассматривая наркологические проблемы молодежи, мы выделяем отдельно такие явления, как наркомания, токсикомания, наркотизм. В вопросе алкоголизации молодежи особую тревогу вызывает наблюдающиеся во всём мире тенденция к омоложению этой болезни, возникновение её симптомов в подростково-юношеском возрасте. При этом принято выделять бытовое пьянство (без знаков привыкания), хронический алкоголизм, алкогольные психозы, «пивной» алкоголизм - тяжёлый, малоподдающийся лечению вариант алкоголизма.

Несомненный интерес для нас представляет распространенность табакокурения в молодежной среде, так как именно этот возраст служит основой начала курения, а никотиновая зависимость – заболевание, которое не имеет аналогов среди других болезней по своей распространенности и системности поражения, как самого курящего, так и лиц, подвергающихся пассивному курению.

Игромания - разновидность психологической зависимости, заключается она в потребности в азартных играх, при этом утрачивается интерес к материальным, семейным, социальным ценностям. Наиболее распространенный вариант игромании – зависимость от компьютерных игр. В последнее время актуальной проблемой стала зависимость от социальных сетей - острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами. Психологи бьют тревогу - по распространенности она уже догоняет игроманию, табакокурение и алкоголизм, так как весьма схожа с ними. Это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении, ведь в виртуальном мире намного легче выражать себя, создавать идеальный образ, особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальном мире. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные.

К сожалению, в молодежной среде распространены и явления экстремизма - приверженность крайним взглядам и мерам, мотивами которых являются убеждения, связанные с национальной, социальной, политической нетерпимостью. К ним относятся: действия, связанные с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляющиеся в незаконных формах; действия, носящие публичный характер, затрагивающие общественно-значимые вопросы и адресованные широкому кругу лиц, которые являются инструментом устрашения; действия насильственного или оскобленного характера по отношению к отдельным лицам или другим людям.

Задача каждого преподавателя - постоянно обращать внимание студенческой аудитории на правильный образ жизни, позволяющий быть здоровым и счастливым в семье и обществе. Классному руководителю студенческой группы необходимо: проводить профилактические классные часы – беседы на все волнующие темы асоциального поведения студентов в обществе; организовывать встречи с инспектором ОПДН, специалистами служб системы профилактики, медицинскими работниками; проводить диагностическую и коррекционную работу; стремиться обеспечить различные формы проведения досуга для молодежи (интеллектуального, культурного и спортивного, общественно полезного (волонтерское движение); организовывать участие студентов в конкурсах, интерактивных играх, акциях «Один день без наркотиков», «Один день без сигарет». «Мы за здоровый образ жизни», « СПИДу – нет»; примером собственного опыта прививать здоровый образ жизни каждому студенту, независимо от его спортивной подготовки и полученных природных качеств.

Вопросам профилактики негативных явлений в молодежной среде в нашем учебном заведении уделяется большое внимание. Прежде всего, систематически осуществляется работа со студентами в указанном направлении: беседы, классные часы, открытые внеклассные мероприятия, «круглые столы», «дебаты», конференции, видеолекции, выставки литературы, конкурсы плакатов, встречи с работниками правоохранительных органов, психологами, наркологами. Используется и такая интересная форма работы, как проектная деятельность. Студентам дается задание: разработать свой проект и представить его в форме презентации на конкретные темы, например: «Молодежь и экстремизм», «Электронная сигарета – путь к раку», «Что такое наркотизм?», «Социальная паутина», «Пивной алкоголизм», «Компьютерная игромания», «Правонарушения среди несовершеннолетних», «Мы выбираем жизнь!» и т.д. Создавая свой проект, студенты анализируют материал по данной проблеме, подбирают возможную статистику, проводят свое исследование в группе и представляют полученные данные в виде отчета о проделанной работе, что позволяет им лучше разобраться в проблеме.

В рамках работы методобъединения классных руководителей проводятся семинары, родительские собрания по этой тематике. Педагогический коллектив не только использует традиционные методы, средства, технологии, но находится в постоянном поиске новых. Учитывая важность проблемы, работа эта будет продолжаться и совершенствоваться.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar