- 13.02.2017
- 18244 Просмотра
- Обсудить
Федорова Галина Николаевна
СОФ МГРИ РГГРУ имени Серго Орджоникидзе
Аннотация: В настоящее время процесс обучения в ССУЗе и ВУЗе предполагает обязательное участие студентов в научно – исследовательской деятельности практически на всех курсах. Навыки подобной работы пригодятся и в профессиональной деятельности. В статье представлен опыт проведения социологических исследований и использования их результатов в учебно-воспитательной работе учебного заведения.
Организация исследовательской деятельности студентов является одним из способов повышения качества учебно-воспитательного процесса и необходима как студенту в процессе получения знаний, так и будущему специалисту. Почему? Она способствует развитию познавательных навыков, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решать проблему, принимать субъективное решение, что пригодится при написании курсовых и дипломной работы и, далее, непосредственно в профессиональной деятельности.
Поэтому я уделяю особое внимание (как в урочной, так и во внеурочной работе) исследовательской деятельности студентов. В урочной деятельности выбираю темы, связанные с преподаваемыми дисциплинами – информатикой, информационными технологиями в профессиональной деятельности. Причем, начинаю эту работу со студентами первого курса, которые вначале работают малыми группами (3-4 человека), а затем, на старших курсах, берутся проводить исследование (как правило, уже не связанное с изучаемыми дисциплинами) индивидуально.
Уже более пяти лет под моим руководством студенты работают в творческой лаборатории, где мы занимаемся в основном социологическими исследованиями в молодежной среде. Почему меня привлекает именно это направление? Прежде всего, потому, что респондентами являются молодые люди (как правило, студенты), с которыми мне непосредственно приходится иметь дело в своей профессиональной деятельности (как преподавателю, классному руководителю, председателю методического объединения классных руководителей) и результаты исследований могут быть использованы в воспитательном и учебном процессе, например, при планировании работы социально-воспитательного отдела, планировании классных часов. Кроме того, проводят анкетирование также наши студенты, часто привлекая в помощники студентов своей группы, что приводит к обсуждению изучаемых проблем,близких им и определение круга следующих исследований, интересных молодежи.
Разумеется, на первых порах от преподавателя требуется многое: помочь студентам определить цели, задачи и методы исследования, объект и предмет, выдвинуть гипотезы. Конечно же, очень важно правильно составить анкету для опроса респондентов, при этом следует показать студентам, что вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них позволили рассмотреть поставленную проблему со всех сторон.
Студенты, начавшие заниматься исследованием, должны строго уяснить для себя и запомнить алгоритм работы. Преподавателю следует также уделить особое внимание культуре работы с респондентами, что позволит провести анкетирование (как письменное, так и устное) корректно.
Исследовательская деятельность требует от студента определенных навыков работы с сетью Интернет и офисными программами, которые он приобретает, в том числе и на практических занятиях по информатике. Это, например, выполнение следующих операций: поиск и отбор литературы по изучаемой проблеме ( преимущественно в сети Интернет), создание и редактирование текстового документа, отражающего проведенное исследование, создание самой анкеты и таблиц для фиксирования результатов (в текстовом редакторе MS Word), обработка результатов – создание сводной таблицы (MS Access), подсчет результатов анкетирования, построение диаграмм, графиков по полученным данным ( в табличном процессоре MS Excel), создание отчета о проведенной работе для публичного выступления ( в мастере презентаций MS PowerPoint).
Таким образом, исследовательская работа позволяет преподавателю оценить действительный уровень знаний по преподаваемой мной дисциплине, так как все погрешности и пробелы в знаниях студентов на каком-либо этапе деятельности выплывают неизбежно и могут быть восполнены в более благоприятных условиях личной заинтересованности. Это мною проверено в результате многолетней деятельности в данном направлении.
Теперь об особенностях и организации проведения социологических исследований в молодежной среде. Что же такое социологическое исследование? Это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью получения достоверных данных об изучаемом явлении. Система исследования позволяет получить новые знания о молодежи как социальном объекте и о социальных проблемах современного молодого поколения.
Организация и проведение социологического исследования социальных проблем молодежи представляют собой систему последовательных процедур сбора, обработки и анализа информации с целью систематизации и представления в форме определенным образом организованной базы данных. Практическая направленность таких исследований определяется тем, что результаты, полученные после анализа первичных данных, составляют диагностическую основу принятия управленческих решений в области молодежной политики, в том числе на уровне учебного заведения.
Следует отметить, что особенность исследования социальных проблем молодежи связана с невозможностью жесткой алгоритмизации процедуры сбора и анализа информации. Здесь нужно учитывать смысловое разнообразие содержания различных молодежных проблематик, зависящих от влияния как объективных, так и субъективных факторов.
Процесс социологического исследования состоит из комплекса взаимосвязанных процессов и процедур, выполняющихся в определенной последовательности. Качество результатов исследования во многом зависит от организации его проведения и правильности выполнения всех требований. В частности, подготовка и проведение социологического исследования предполагает разработку программы исследования, являющуюся стратегическим документом научного исследования, основная цель которого – представить общую схему и план будущего мероприятия, а также изложить концепцию всего социологического исследования. Содержание и структура программы зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследования.
Хочу заметить, что при выделении проблемы следует учитывать, что социальная проблема может и не осознаваться как общественная потребность, так как условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной. Но и после того, как проблема осознается, она не обязательно становится предметом изучения и целенаправленных действий, поскольку для этого необходимы заинтересованность и готовность к преобразованиям социальной действительности.
Следует четко представлять, что молодежь в качестве объекта эмпирического социологического исследования должна рассматриваться как социальная общность, функционирующая по определенным законам и принципам, отражающим качественную специфику ее положения в обществе. В то же время должно учитываться, что элементами объекта исследования выступают реальные люди с их целенаправленным поведением, системами ценностей, потребностями и интересами, которые формируются и реализуются в ситуации коллективного взаимодействия.
Такое представление отходит от традиционного взгляда на объект исследования как совокупность респондентов, объединенных по формальным признакам, и позволяет провести более глубокий анализ изучаемых социальных проблем. При составлении программы исследования должны учитываться социально-демографические (в первую очередь – возрастные и гендерные) различия в структуре молодежной среды, выделенные в качестве особого предмета анализа.
Поскольку современная российская молодежь представляет собой весьма неоднородную группу, различающуюся как по демографическим, так и по социальным параметрам, до начала эмпирического исследования целесообразно провести системный анализ объекта исследования на базе имеющейся информации, а также общедоступных статистических данных, отражающих основные характеристики современного молодого поколения. Мы, как правило, работаем со студентами своего учебного заведения, хотя иногда привлекаем родителей, а также студентов из других учебных заведений или проводим опрос молодежи на улице.
Помимо объекта исследования выделяется также и предмет изучения в зависимости от свойств объекта и характера поставленных проблем и от уровня научных знаний, исследовательских средств, которыми располагает исследователь. Наиболее распространенным предметом исследования в изучении социальных проблем современной молодежи являются факторы, влияющие и формирующие изучаемое явление и сам объект исследования.
Первым шагом в разработке программы социологического исследования является формулировка проблемы и выделение объекта и предмета исследования. Цель социологического исследования - общая его направленность, проект действий, определяющих достижение конечного результата - решение исследовательской проблемы, разрешение противоречия, содержащегося в проблеме, научными средствами и методами.
Постановка цели имеет прямую связь с описанием проблемной ситуации и конкретизацией ее в виде заявленной исследовательской проблемы. В формулировке цели закладывается преимущественная теоретическая или прикладная ориентация исследования. В соответствии с видом проводимого исследования его цели различаются по глубине проникновения в проблему исследования и объему информации.
Задачи исследования - совокупность конкретных требований к выполнению процедур анализа и решения исследовательской проблемы, сформулированных в виде целевых установок. По сути, задачи являются конкретизацией цели исследования. Задачи включают расшифровку методов, способов, получение необходимой информации, обработку ее и результатов предполагаемого исследования. Количество задач в исследовании, как правило, не лимитируется.
Следующим этапом составления программы является выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза - научное предположение о возможном объяснении исследуемой проблемы. Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющийся его логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение.
Гипотеза может подтвердиться в процессе исследования собранными социальными фактами, но может и не подтвердиться, что свидетельствует или о неопытности социолога, выдвинувшего в качестве предположения малозначимые факторы или причины, или о глубоких изменениях, произошедших в общественном сознании и оставшихся незамеченными учеными. Основное требование к формулировке гипотезы – она должна быть эмпирически проверяемой.
Ключевым понятиям программы социологического исследования подбирают частные определения, которые указывают на поступки людей, результаты их деятельности, мнения, знания, оценки, на конкретные события и предметы. Необходимость интерпретации возникает от того, что многие явления или тенденции недоступны непосредствен пому восприятию и они обнаруживаются косвенно. Интерпретация понятий - расчленение предмета исследования на составные элементы. Это уточнение, объяснение, определение и перевод на научный язык. Основная главная задача процесса интерпретации – однозначность понимания.
При проведении различного рода исследований в рамках изучения социальных проблем молодого поколения могут использоваться оригинальные или типовые методики, применяемые во многих исследованиях независимо от целей и задач. Для определенного типа исследований разрабатываются свои специальные методики.
Работа с таким объектом исследования, как молодежь, требует использования различных техник сбора и обработки данных. Следует отмстить, что при разработке инструмента исследования применяются специальные техники составления инструментария.
Наиболее распространенными методами сбора социологических данных в настоящее время являются методы опроса, основные из которых – анкетирование и интервью. Данные методы позволяют получать информацию непосредственно от респондента, устанавливая с ним наиболее полный или опосредованный контакт в зависимости от применяемого метода.
В опроснике должны найти отражение основные пласты возможных социальных проблем молодежи. Перечень замеряемых признаков относительно изучаемой проблематики должен быть единым для всех участников опроса, а его содержание должно адекватно и однозначно восприниматься всеми респондентами, т.е. молодыми людьми. Соблюдение последнего требования имеет важнейшее значение, поскольку только в этом случае возможно выделить и изучить влияние основных факторов на формирование современных проблем молодого поколения. При проведении исследований подобного рода рекомендуется опираться на методические разработки, которые использовались при осуществлении аналогичных эмпирических социологических исследований.
Основными сферами, выделенными на предварительном этапе исследования, могут являться: профессиональная, политическая, семейно-бытовая, общественная и досуговая сферы деятельности. С учетом выделенных сфер жизнедеятельности объекта исследования формируются и соответствующие социальные проблемы молодежи.
Поскольку предполагается, что понятие «социальная проблема» может иметь различное смысловое содержание в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов, в молодежных группах могут быть проведены дискуссии, направленные на выделение указанных различий. Дискуссии могут проводиться в два этапа. На первом этапе определяются смыслы исходных понятий, на втором - рассматриваются представления молодежи о содержании элементов, входящих в структуру рассматриваемых социальных проблем. Итогом проведения групповых дискуссий являются уточнение структуры смысложизненной сферы молодого поколения и определение в общих чертах иерархии ее основных компонентов.
На заключительном этапе проверки разработанного инструментария на соответствие цели и задачам социологического исследования проводится пилотажное исследование. При пробном исследовании нужно попытаться определить, насколько корректно сформулирована тема, выявлена и обозначена проблема, сформулирована цель исследования, его задачи, обоснованы выдвинутые гипотезы. Проверяется также правильность разработки инструментария. Пилотажное исследование помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать сроки проведения главного исследования, решить вопросы подбора и инструктажа анкетеров, а также другие технические вопросы. Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования.
После проведения пилотажного исследования формулировка отдельных вопросов анкеты корректируется и проводится полноценное эмпирическое социологическое исследование. В зависимости от поставленных целей исследования выделяются различные виды социологического исследования: описательное, аналитическое, монографическое, панельное, трендовое, когортное, территориальное, мониторинговое и лонгитюдное.
После сбора информации, в нашем случае обычно заключающемся в анкетировании и интервьюировании респондентов, приступают к ее обработке, которая в общем случае делится на три этапа. На первом этапе можно выявить систему социальных проблем молодежи, а также провести сравнительный анализ полученных результатов с итогами исследований по аналогичным проблематикам. На втором этапе необходимо выполнить факторный анализ, позволяющий выделить факторы, влияющие на формирование определенных социальных проблем молодежи. На третьем этапе посредством применения методов многомерного шкалирования возможно конструирование определенного геометрического пространства. Результирующим этапом исследования может выступать построение определенных моделей возникновения и функционирования социальных проблем современного молодого поколения страны.
Стоит отметить, что сложность процедуры обработки первичных данных может компенсироваться большим объемом объективной информации, представляющей действительно научный интерес и имеющей статус новизны. Обычно, если проводится масштабное исследование с большим количеством респондентов и в масштабе района, региона, страны, то данные обрабатываются с помощью специального пакета прикладных программ SPSS или других специализированных программ обработки данных.
В нашем же случае, когда выборка достаточно небольшая (обычно до 300 респондентов) мы ограничиваем аналитические процедуры описанием полученных распределений ответов респондентов и их представлением в линейной форме. Подсчет производим вручную, а затем с помощью табличного процессора оформляем, суммируем, обрабатываем, строим диаграммы и графики.
После завершения анализа данных, результаты оформляются в итоговые документы исследования. Структура отчета повторяет в основных чертах программу исследования. Анализ данных представляет собой своеобразную кульминацию проведения социологического исследования, является результатом исследования, ради которого все и осуществляется.
Результаты проведенных исследований мы, как правило, представляем на заседании предметного кружка, где происходит защита проведенного исследования, а затем на конференциях различного уровня (внутри учебного заведения, на региональных и всероссийских конференциях). Для представления исследования студенты готовят отчет в виде презентации, где отражают цели и задачи, объект и предмет исследования, использованные методы, представляют полученные данные в виде диаграмм, графиков, а также выводы исследования и возможности использования его результатов.
Статьи студентов, написанные под моим руководством, публикуются в сборниках конференций, в которых традиционно ежегодно участвуют студенты: в региональной студенческой научно-практической конференции «Молодежь и глобальные проблемы современности», во Всероссийской заочной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал», во Всероссийской научной конференции «Малышевские чтения», «Инновации в современной геологической науке и практике».