- 13.02.2017
- 6718 Просмотров
- Обсудить
СОФ МГРИ РГГРУ имени Серго Орджоникидзе
Аннотация: Организация творческой работы студентов является важным направлением деятельности преподавателя, позволяющим пробудить и поддержать интерес к различным дисциплинам, сформировать потребность к реализации собственных креативных способностей, что, в конечном итоге, приводит к формированию выпускника - специалиста, конкурентного на рынке реального производства.
Основными показателями качества подготовки специалистов в настоящее время являются: достаточный профессионализм; творческое мышление и способность к самообразованию. Подготовка специалиста, конкурентного на рынке реального производства, владеющего умениями и знаниями по своей специальности, имеющих практический, пусть и небольшой, опыт предполагает использование в процессе обучения методов, способствующих развитию творческой активности студентов. Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.
Показателями творческой активности студента могут считаться следующие: новизна, оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний из одной предметной области в другую или в сферу профессиональных компетенций. Творческая активность является неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека.
Главная цель развития творческой активности студентов - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; воспитывать интерес к участию в творческой деятельности; формировать профессиональный кругозор и творческий подход к своей профессиональной деятельности.
Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою потребность выразить себя как субъект обучения и проявить себя в профессиональной сфере. Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее не возможно. Творческое же развитие возможно только при условии включении студентов в самые разнообразные виды деятельности.
Творческая познавательная деятельность предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширяет и углубляет знания, способствует активизации познавательных и творческих сил студентов, более глубокому проникновению в сущность изучаемого вопроса, повышает их самостоятельность в овладении знаниями, вызывает новизны суждений и выводов.
Какие же условия, способствующие развитию творческой активности, я создаю для своих студентов? Прежде всего, это организация активной деятельности всех студентов на учебных занятиях (применение педагогических приемов, интерактивных технологии и активных форм организации учебного процесса), а также включение творческих заданий исследовательского характера профессиональной направленности во внеаудиторную самостоятельную работу. Сюда относится также применение современных средств обучения и включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня (от уровня учебного заведения до всероссийского уровня).
К активным формам деятельности относятся такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Одним из способов развития общих компетенций служат деловые игры. Я применяю игровые технологии достаточно часто для проведения обобщающих занятий, а также открытых уроков. Опыт работы показывает, что подготовка к итоговым занятиям для студентов всегда сопряжена с психологическим дискомфортом. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать лишнее, сопоставлять, оценивать. Процесс должен быть организован так, чтобы каждый студент стремился решить учебные задачи своими силами, и умел работать в группах.
Эффективной формой организации современного урока являются разнообразные конкурсы: докладов, рефератов, презентаций, исследовательских работ. Это, несомненно, мотивирует студентов к проявлению своего творческого потенциала. Мною разработаны критерии оценки всех видов работ студентов, причем, часто в листах оценки предлагается выставить оценки по каждому из пунктов самому автору, группе и преподавателю, что позволяет обсудить все критерии и добиться единого мнения.
Для развития творческого потенциала студентов я использую также самостоятельную работу, являющуюся одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать профессиональные задачи. Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления обучающегося, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются им самим. Кроме того, это активный метод обучения, метод, который очень помогает педагогу выяснить способности своих студентов и эффективно работать над развитием их творческих способностей. Я использую самостоятельную работу в урочной и внеурочной деятельности.
Учебные задания творческого уровня направлены на решение проблемных вопросов задач или производственных ситуаций. Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, требует применение принципиально новых средств обучения. Хочу отметить, что в настоящее время деятельность преподавателя по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности обучающихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т. д.).
Рабочие тетради являются средством развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы студентов. При разработке, формировании рабочей тетради по дисциплине я руководствуюсь некоторыми правилами. Прежде всего, все задания начинаются побудительными словами: «Изобразите», «Сделайте», «Найдите», «Обозначьте», «Выделите», «Проанализируйте», «Классифицируйте», «Предложите рациональное решение», «Рассчитайте» и так далее. Далее: задания в рабочей тетради должны быть представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов, решение ситуационных заданий. Задания должны обеспечивать усвоение знаний, причем, на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне. При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Применение дидактических пособий в обучении дает следующие результаты: улучшает качество образования; повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации; дает возможность реализации перспективных методов обучения; обеспечивает проверку уровня усвоения студентами содержания каждой темы предмета.
Наряду с рабочими тетрадями, я постоянно работаю над формированием электронных образовательных ресурсов. Так, по дисциплине «Информатика» мною разработаны следующие пособия: «Лекции по информатике», «Тестовые задания по информатике», «Практикум по информатике», «Самостоятельные работы по информатике». Рабочие тетради, как и другие методические и дидактические пособия, в электронном виде хранятся в библиотеке и открыты для пользования студентам.
Большим потенциалом для формирования творческой составляющей профессиональных компетенций студентов обладают олимпиады и конкурсы. В нашем учебном заведении сложилась система конкурсных мероприятий, которая позволяет уже на первом курсе выявить талантливых студентов с высоким уровнем творческого потенциала, индивидуально сопровождать их обучение, выращивать призёров региональных, Всероссийских и Международных конкурсов. Приведу данные за последние три года. В 2013-2014 учебному году дипломы первой степени (1 место) получили 9 студентов, дипломы второй степени (2 место) – 22 студента, дипломы третьей степени (3 место) – 13 студентов, сертификаты участников – 3 человека. В 2014-2015 учебному году дипломы первой степени (1 место) получили 26 студентов, дипломы второй степени (2 место) –25 студентов, дипломы третьей степени (3 место) – 15 студентов, сертификаты участников – 2 человека. В 2015-2016 учебному году дипломы первой степени (1 место) получили 30 студентов, дипломы второй степени (2 место) – 16 студентов, дипломы третьей степени (3 место) – 3 студента, сертификаты участников – 2 человека. Конкретные данные по участию студентов в городских, региональных, всероссийских конкурсах (включая предметные олимпиады) за последние три года приведены в приложении.
Любая творческая работа со студентами - дело очень увлекательное и полезное. В своей профессиональной деятельности для развития творческого потенциала студентов я использую разнообразные педагогические технологии. Например: ролевые игры (при изучении темы «Интернет» я использовала игру «Суд на Интернет», урок по теме «Антивирусные программы» я провела с применением ролевой игры и web-квеста http://webkvest.far.ru , с которым студенты могут работать как в урочное, так и внеурочное время); проектный метод (например, при изучении темы «Программное обеспечение компьютерных сетей», а также во время проведения практических занятий: студенты создают сайты - проекты определенной тематики, которые затем размещают в сети Интернет).
Во время своих занятий, а также во внеаудиторное время большое внимание я уделяю личностно- ориентированным технологиям. Это отражается в индивидуальной, парной и групповой форме работы. Мои студенты принимают участие в разнообразных конкурсах, фестивалях, причем связанных не только с информационными технологиями, но и в конкурсах по истории, краеведению, экологии, так как, я уверена, что только гармонично развитая личность может стать хорошим, коммуникабельным, мыслящим специалистом.
Большое значение для развития творческой активности имеет мотивация. Она выступает тем связующим звеном в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Я совершенно уверена, что творческая познавательная деятельность студентов в обучении, какой бы характер она ни носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться преподавателем.
Важную роль в мотивации играет и личный пример преподавателя. В моей жизни творчество занимает далеко не последнее место. Когда я привожу примеры своего участия в конкурсах и научно-исследовательской работе, студенты иначе осознают потребность в освоении нового. Это еще раз доказывает, что мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определенном виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде, совершенствование личности как специалиста с целью реализации потребностей в творческой деятельности.
Благодаря совместной творческой работе преподавателя и студентов, последние имеют значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяют полученный опыт в жизни и готовы легко найти выход из любой сложившейся ситуации.
На методическом семинаре, проводимом в СОФ МГРИ-РГГРУ в рамках методического объединения классных руководителей в 2014-2015 году, был представлен мой опыт развития творческого потенциала студентов во внеурочной деятельности.
Активизация творческой работы студентов нашего учебного заведения призвана, не только пробудить и поддержать интерес к различным дисциплинам и модулям, но главное, сформировать потребность к реализации собственных креативных способностей в учебной и профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к формированию выпускника - специалиста, конкурентного на рынке реального производства.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.