- 13.02.2017
- 10176 Просмотров
- Обсудить
СОФ МГРИ РГГРУ имени Серго Орджоникидзе
В настоящее время на самостоятельную работу по всем дисциплинам в ССУЗе отводится 50% часов, поэтому студентам необходимо овладеть навыками этой работы. О своей системе организации самостоятельной работы, помогающей повысить уровень знаний студентов, активизировать познавательную активность, разнообразить работу, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного, я рассказываю в статье.
Сейчас в процессе обучения и воспитания на первый план выдвигается социализация личности обучающегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности. К выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: меть самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Я считаю, что многое зависит от нас, педагогов. Сегодня каждый преподаватель ищет пути, средства и методы, которые способствуют повышению качества обучения, выявлению внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти студентов. Для того, чтобы повысить качество приобретенных знаний и умений, приобрести необходимый опыт в процессе обучения и раскрыть какие-либо личностные характеристики, студентам необходимо овладеть навыками самостоятельной работы на занятии. Следует помнить, что в разряд компетентностей переходят только те знания и умения, важность которых понятна всем, постоянно используется на практике и доведена до автоматизма.
С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы студентов существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и так далее. Таким образом, одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателем - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Во время учебы в системе СПО закладывается лишь фундамент знаний, умений, владений по избранной специальности (направлению подготовки). Студент в процессе обучения должен не только освоить определённую профессиональную образовательную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.
Реализация ФГОС требует от педагогического коллективов больших усилий по разработке учебно-методического обеспечения рабочих программ, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды. При переходе на ФГОС СПО можно отметить тот факт, что существенно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу, а это требует от преподавателя усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, новейших технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений.
Каждый преподаватель, как правило, имеет свой стиль обучения. Я считаю, что он должен сформировать и свою творческую систему организации самостоятельной работы. Так что же такое «самостоятельная работа?». Это, прежде всего, важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей и главный путь воспитания самостоятельности. Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления обучающегося, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются им самим. Кроме того, это активный метод обучения, метод, который очень помогает педагогу выяснить способности своих студентов.
В настоящее время при изучении любой дисциплины на самостоятельную деятельность студентов отводится практически половина часов, определенных на предмет. Например, учебным планом на изучение дисциплины «Информатика» предусмотрено максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки - 100 часов (30 аудиторных и 70 практических), а самостоятельной работы - 50 часов.
По указанной дисциплине предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: подготовка доклада, реферата, сообщения, заполнение таблиц соответствия, решение задач по образцу, составление кроссворда, ответы на вопросы к параграфам, главам учебных пособий, составленные преподавателем, подготовка опорного конспекта создание презентации, поиск информации в информационно-поисковых системах, работа над созданием собственного проекта. Темы самостоятельной работы в зависимости от ее вида определяются, как правило, индивидуально, а проверяется ее выполнение на занятиях. Интересные моменты и результаты демонстрируются всем студентам.
Главная цель моей работы – научить студентов добывать знания самостоятельно, для чего необходимо систематически воспитывать у них привычку к самостоятельной работе. Поэтому на занятиях требуется постоянно создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Я считаю, что главное на любом занятии – работа студентов. И основная моя задача – обеспечить полную нагрузку каждому из них в течение урока, более рационально использовать учебное время. Я рассматриваю самостоятельную работу, скорее всего, как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Без сомнения, мы должны использовать все формы самостоятельной работы, предусмотренные ФГОС СПО: аудиторную и внеаудиторнаую. При создании системы организации самостоятельной работы, необходимо учитывать ее признаки (как вида деятельности) на занятии. Это: наличие задания преподавателя (познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи); самостоятельность студентов (владение навыками самостоятельной работы); выполнение задания без непосредственного участия педагога (проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения действия); руководство преподавателя; активность и усилие студентов (проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач); специальное время для выполнения задания. Выполнение работы всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним студент приходит самостоятельно (результаты работы, которые отражают свое понимание проблемы). При этом преподаватель не принимает участия в выполнении задания, но организует деятельность студентов.
Необходимо также учитывать три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный (мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность), содержательно – операционный (включает в себя владение студентами системой ведущих знаний и способов учения) и волевой (волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию). Каков же главный признак внеаудиторной самостоятельной деятельности? Каждое выполняемое студентом действие осознаётся, подчинено цели, которую ставит сам студент.
При построении системы самостоятельной работы следует исходить из роли преподавателя в организации этого процесса. Что я делаю в этом направлении? Начинаю с планирования самостоятельной работы студентов в рамках образовательной программы по семестрам, затем определяю конкретное содержание материала, подлежащее самостоятельному изучению по дисциплине в соответствии с учебным планом. Далее устанавливаю связь материала между теоретическими знаниями и производственной практикой, устраняю дублирование учебного материала, определяю бюджет времени студентов. После этого определяю виды и темы заданий, сроки представления результатов самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу. Затем определяю основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному получению знаний и разрабатываю необходимое учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по курсу.
В ходе изучения дисциплины я осуществляю индивидуальную педагогическую поддержку студентов в самостоятельной работе, включаю студентов в рефлексию проведённой работы и оцениваю её результаты. Кроме того, обеспечиваю контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы студентов, осуществляю промежуточный контроль хода выполнения заданий, анализирую эффективность самостоятельной работы студентов, вношу коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов. При этом осуществляю мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов и вырабатываю рекомендации по их совершенствованию. Самостоятельная работа отражается в тематическом планировании преподавателя по дисциплине на весь период изучения.
Студенты должны четко усвоить, что необходимым условием для успешной самостоятельной работы является четкое планирование своего рабочего времени. В чем же состоит миссия преподавателя при организации самостоятельной деятельности студентов? Она сводится к следующему. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Цель каждого задания должна быть осознана, что достигается четкой формулировкой цели работы. Преподаватель должен мотивировать студентов к освоению учебного курса. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Студенты же должны ясно представлять, в чем заключается задача и, каким образом будет проверяться ее выполнение. Преподаватель должен уметь создать студентам условия для совершенствования общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной, побуждать обучающихся при ее выполнении работать напряженно, при этом они должны быть подготовлены к выполнению такой работы теоретически и практически (самостоятельной работе должен предшествовать наглядный показ приемов работы с преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями). Преподавателю необходимо постоянно работать над формированием у студентов системного мышления на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по дисциплине и т.п. Необходимо отметить, что нужно соблюдать все правила организации самостоятельной работы студентов в комплексе.
Естественно, что создавая свою систему организации самостоятельной работы, я предполагала, что с ее помощью студенты сумеют добиться определенных результатаов. Каких? Прежде всего, это: приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с теоретическим материалом, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений.
Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную форму занятия. Индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учёт меры сложности для каждого студента или группы, имеющих почти одинаковый уровень развития. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и других компетенций. Работая самостоятельно, студент постепенно овладевает такими общими приёмами самостоятельной работы, как ясное представление цели работы, её выполнение, проверка, исправление ошибок.
На занятиях разного типа с помощью разнообразных самостоятельных работ студенты могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему. Под системой самостоятельных работ я понимаю совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит и от того, каким образом организована деятельность обучающихся. Форма организации - это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия преподавателя и студента, самих обучающихся между собой. В связи с этим необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и местосамостоятельной работы, формы и методы её организации, уровень сложности и объём работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у студентов в ходе её выполнения.
В зависимости от целей занятия использую следующие формы самостоятельной работы: индивидуальную (дифференцированный подход), фронтальную (как правило по учебникам-практикумам), групповую (творческая). По уровню самостоятельной деятельности студентов использую формы: воспроизводящую (работа по образцу), реконструктивно-вариативную (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическую (поиск ответа за пределами образца) и творческую (получение принципиально новых знаний).
Считаю, что фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда студенты приступают к изучению темы, тогда важно создать определённый настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда обучающиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа, по сравнению с индивидуальной и групповой, в большей степени, позволяет мне решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в группе, не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в практикуме или учебном пособии или учебнике.
Какие же виды работ я использую в своей системе организации самостоятельных работ студентов при изучении информатики?
Работы репродуктивного типа: воспроизводящие; тренировочные; обзорные; проверочные работы. Выполнение воспроизводящих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Тренировочные работы предусматривают не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.
Обзорные работы - это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Студентам можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны. Цель проверочных работ - всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у студентов формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают преподавателю осуществлять оптимальное управление процессом обучения.
2. Работы познавательно-поискового типа: подготовительные; констатирующие; экспериментально-поисковые; логически-поисковые. При выполнении подготовительных работ студенты пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Осмысление студентами противоречий между имеющимися у них знаниями и новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. Констатирующие работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их внешним признакам. Наблюдение и констатация фактов важны, например, при изучении видов информации, объяснении аналоговой и цифровой информации, аналоговых и цифровых устройств и т. д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует студентов, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении, так и в процессе закрепления.
Экспериментально-поисковые работы представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых студенты выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т. д. Например, при работе с дисками даётся задание определить, какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD-ROM диск. Выполнив задание, студенты приходят к выводу, что количество помещаемой информации на разные носители неодинаково, при этом они делают вывод, что CD-ROM предназначен только для считывания информации, но не для записи её. Преподаватель подтверждает правильность выводов, даёт определения и организует дальнейшую работу с дисками. Данный вид учебных занятий - эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.
К числу логически-поисковых работ относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам.
3. Самостоятельные работы творческого типа: художественно-образные; научно-творческие; конструктивно-технические. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых студенты создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. Так при работе с текстовым редактором, студентам можно предложить написать собственный рассказ или сказку о мире информатики, используя элементы форматирования и работы с таблицами, а в графическом редакторе – создать образы, например, битиков и байтиков, ЭВМ будущего и т.п. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником преподавателя.
К самостоятельным научно-творческим работам относится учебная деятельность студентов, выходящая не только за рамки программ изучаемого курса, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности - проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т. д. Примером такого задания служит создание обучающих и контролирующих программ по какой-либо теме курса или по другой дисциплине. Например, при изучении презентаций студенты выполняют работу по созданию тестов с использованием графического и текстового материала по любой дисциплине. Вовлечение студентов в подобную работу - важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.
Я также практикую задания по обработке (как правило, в табличном процессоре) данных исследований, проводимых студентами в самой группе. Как правило, это связано с информатикой, например: безопасность работы в сети Интернет, зависимость от социальных сетей, игровая зависимость и т.д.
К виду конструктивно-технических работ относится творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ. Студенты, при работе с графическим редактором, могут создавать эмблемы для своей команды, обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые эффекты и т. д. Этот вид учебных занятий является действенным средством политехнического образования.
4. Работы познавательно-практического типа: учебно-практические и общественно-практические. К учебно-практическим работам относится изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов, подготовка статей для конференций и т. п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом студента. Под общественно-практическими самостоятельными работами понимается учебная деятельность студентов, выходящая за рамки жизни учебного заведения. Выполнение учебных заданий подобного рода - незаменимый путь связи обучения с жизнью.
Я использую на занятиях также короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад. Для ряда тем разрабатываются специально кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Недостаток этих работ, как и некоторых других - возможность подсказок. Что бы свести их к минимуму, необходимо несколько вариантов заданий. Каждому студенту выдается карточка с заданием и сеткой кроссворда. Решенный кроссворд остается после проверки у студента как напоминание основных понятий изученной темы. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Время, затрачиваемое на уроке на решение кроссворда достаточно мало и на прямую зависит от количества слов, однако это требует достаточной подготовки к проверочной работе.
Студенты также проявляют интерес к самостоятельному составлению кроссвордов, поэтому подобная работа предлагается студентам в качестве домашней работы. Такой тип домашнего задания позволяет расширить кругозор обучающихся, приучает к краткому и точному изложению, формированию вопросов, работе с дополнительной литературой.
Каковы же требования к студенческим кроссвордам? Они, конечно же, должны быть едиными для того, чтобы правильно организовать проверку этого вида работы. Прежде всего, это максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв. Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей студента. Кроссворд должен быть представлен следующим образом: Сетка кроссворда. Вопросы по вертикали и горизонтали. Заполненная сетка (она позволяет не допускать орфографические ошибки). Критерии оценки кроссворда объявляются студентам при выдачи задания. Разработаны также критерии оценки сообщений, докладов, рефератов, презентаций, творческих работ.
Какие еще виды урочных и внеурочных самостоятельных работ я использую на занятиях? Это поиск информации в информационно-поисковой системе по различным критериям с использованием управляющих символов; анализ документа, понятий; составление развёрнутого плана текста или темы, конспекта, кроссворда, тематической схемы; ответы на вопросы по учебному пособию, составленные преподавателем; заполнение таблиц соответствия, составление блок-схемы решения задачи; решение задач по специальности; составление списка информационных ресурсов; подготовка устного выступления, дополнительной информации к занятию; подготовка тезисов доклада; практические работы, собственные проекты.
Особо я выделяю практическую деятельность, как форму самостоятельной работы, включающую в себя следующие виды самостоятельной работы: подготовку научных докладов, рефератов и выступление с ними на заседаниях научного кружка студентов; изготовление наглядных схем, диаграмм, плакатов и т.п.; подготовку отчетов по практике;
участие в конкурсах, олимпиадах на лучшую работу студентов; выступление с докладами на научных студенческих конференциях.
Отдельно следует выделить подготовку к экзаменам и зачетам, как особый вид самостоятельной работы. Основное его отличие от других видов изучения литературы в том, что студенты готовятся к экзамену по имеющейся программе и ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы. Т.е. источники не изучаются сплошным методом, а выборочно по оглавлению и ключевым терминам (которые можно найти в конце большинства учебников).
Как правило, для использования на занятиях я подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых студентов. Пытаясь всячески заинтересовать студентов своим предметом, использую дополнительный материал, провожу уроки - КВНы, семинары, лекции, практикумы, уроки-путешествия, презентации, использую приемы составления синквейнов. Ребята с удовольствием работают на открытых уроках, проводимых в рамках единого дня педагогического мастерства.
Развиваю в студентах коммуникабельность, использую работу в группах, парах, индивидуальную работу. Ребята приучаются творчески решать поставленные перед ними задачи и проблемы, понимать их смысл, отвечать за результаты своей работы. Стараюсь, чтобы на моих занятиях присутствовали взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого - развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего. Стараюсь добиваться на уроках высокого уровня познавательной деятельности. Студенты с отличающимися возможностями занимаются дополнительно, чаще по собственной инициативе, им на занятиях я даю задания повышенной трудности. Слабые студенты остаются на дополнительные занятия.
Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают обучающихся и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности. Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетворение. На своих уроках я стараюсь создавать среду, способствующую формированию у студентов мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Учу следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, находить контакт людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы. Главное для меня - это научить студентов самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда обучающиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить, они состоятся как личности.
Результаты своей самостоятельной внеаудиторной работы студенты представляют, прежде всего, на занятиях. По изучаемым темам они готовят доклады, рефераты, анализы, оценочные таблицы, презентации. Так как я часто использую метод опережающего обучения, то студенты получают задания по подготовке сообщений по новой теме. Ежегодно в рамках недели предметно-цикловой комиссии проводятся выставки и конкурсы рефератов, докладов, презентаций, на которые отбираются лучшие работы и их студенты защищают перед комиссией для определения победителей.
Высшая степень овладения умением самостоятельно работать - это способность организовать собственное индивидуальное продвижение по изучению учебных предметов, т.е. выход на собственную образовательную программу. Однако нам ещё рано об этом говорить, хотя к этому нужно всячески стремиться.
Самостоятельная работа, привлекая современных студентов, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний. Я заметила, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо ещё в школах, а получается, что в нашем учебном заведении мы эту работу начинаем с нуля.
Поэтому, я считаю, что необходимо организовывать самостоятельную работу студентов на уроках и вне его, несмотря на все сложности процесса обучения и воспитания, и запомнить это как правило, первой необходимости в рамках компетенций педагога. Но при этом всегда важно помнить две тесно связанные функции, которые не в коем случае нельзя забывать: развивать самостоятельность в познавательной деятельности обучающихся; применение ее на практике - это не «самоцель» деятельности студентов.
Как и любому педагогу, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих студентов. Представляется, что более результативно решать поставленные задачи можно используя современные интерактивные технологии, они позволяют обеспечить самостоятельную деятельность студентов, направленную на достижение поставленных целей и высокого уровня развития личности. Поэтому процесс изучения данных технологий не прекращается с целью их применения в урочной и во внеурочной деятельности.
Использование в системе различных видов самостоятельных работ помогает педагогу повысить уровень знаний студентов, активизировать познавательную активность, разнообразить работу со студентами, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.