Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Февраль » 19

Эссе: "Моя педагогическая философия"

Григорьев Игорь Александрович
Филиал федерального казённого профессионального образовательного учреждения № 44 ФСИН России по Владимирской области.

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить»
(М.И. Калинин)

«Чтоб других учить, надо свой разум наточить»
(Русская народная пословица)


Прежде, чем написать эссе на эту тему, я попытался перевести понятие жанра эссе и его заголовок на русский лад. Философия — «любовь к мудрости», а педагогика — «детовождение» или искусство воспитания. В результате получил «моё искусство мудрого воспитания». А под жанром эссе подразумевается взвешивание, опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Взяв за основу ключевые слова определений эссе, прочтя тексты и взвесив труды и мысли многих педагогов, философов и мастеров своего дела я попробую набросать свои личные впечатления и соображения о моём искусстве мудрого воспитания. И прежде чем перейти к моей философии, хочу пояснить, что я с детства привык учиться любить, ценить и гордиться своим Отечеством — нашим могучим народом, великими русскими писателями и поэтами, художниками и мастерами-ремесленниками, учителями и мыслителями. И сейчас стараюсь жить, думать, учить и говорить по-русски, поэтому для меня важна трактовка терминов на русском языке — это моё личное соображение и привычка опираться на многовековой русский опыт, законы и всю исцеляющую силу нашей русской природы, и народное сознание, которым пропитана наша русская земля.

Размышления в своём сочинении я попытаюсь начать с того, что, находясь на середине своего жизненного пути, начинаешь замечать, как стремительно пролетают дни и года. Работа, да и жизнь преподавателя проходит по строгому расписанию. Уроки сменяются переменами, учебные периоды каникулами, одни обучающие сменяют других. Анализируя свою педагогическую философию, невозможно отделить мудрость образования от мудрости жизни вообще. Кто как ни преподаватель из года в год, становится мудрее, познавая мир вместе со своими воспитанниками. Каждому педагогу предоставляется уникальная возможность - каждый раз смотреть на окружающие нас вещи и явления и видеть их по-новому, с каждым новым поколением идти вперёд, учитывая ошибки прошлого, совершенствоваться не только в интеллектуальном, физическом, но и духовном развитии.

Известно, что Л. Н. Толстой в юности составил себе программу самосовершенствования, где было три раздела: совершенствование качеств ума, чтобы стать себе культурным человеком; приобретение качеств души, чтобы служить людям с пользой; искоренение нравственных пороков (бесхарактерность, раздражительность и лень), чтобы уважать себя.

Так в чём же заключается искусство моего мудрого воспитания? Размышляя над этим вопросом, возникает необходимость первоначально найти ответ на другие:

«В чём состоят жизненные ценности?» Чем ценна для меня моя профессия, которую я возвожу в рамки искусства посредством накопленного жизнью опыта и грамотного применения знаний?

«Что является целью жизни?» К чему я стремлюсь, выбрав профессию педагога?

«Зачем (для чего) жить?» В чём я нахожу смысл жизни, обучая подрастающее поколение? Какое благо хочу получить от жизни и какие удовольствия доставляет мне моя педагогическая деятельность?

Я выделяю три группы ценностей, наличие которых предопределяют интерес и удовлетворение в моей жизни:

1. Первую группу ценностей я называю "Три С".

«…Не забывайте того доброго, что умеете,
а чего не умеете, тому учитесь...»
(Владимир Мономах)


Профессия преподавателя изначально предполагает постоянное самопознание, саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной, социально-культурной и личностной сферах. Познавая себя в своей профессии преподавателя и мастера столярно-мебельного производства, стараюсь увидеть свою работу, с другой стороны. Любовь к декоративной обработке древесины у меня с детских лет и с тех пор для меня важно мнение людей, оценивающих продукт моего творчества. Считаю сам и как утверждают другие, что в столярном и резчицком ремёслах я знаю толк. Но предела в совершенстве нет, потому, передавая свои знания, умения и навыки ученикам, не останавливаюсь на достигнутом. Получаю новые знания вместе с обучающими в постоянном поиске различных интересных исторических и современных источников, которые мы обсуждаем на внеклассных занятиях. Как говорится: «Учитель и ученик растут вместе...» Замечая при этом интерес у обучающихся, стараюсь определить в каких направлениях мне стоит двигаться дальше в педагогической деятельности. Так со временем я увидел заинтересованность учеников в истории культуры и быта нашего отечества и родного Владимирского края. Теперь стараюсь больше самосовершенствоваться, изучая не только современные новые труды, но и педагогические идеи древней и средневековой Руси, и вовлекать в это учение своих воспитанников. Как говорят мудрецы: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...».

И хотя в Древней Руси не было детской литературы, музыки, книжной графики, общая культура русского народа была в высшей степени педагогична. Древнерусская педагогика большое значение придавала воспитанию таких нравственных качеств, как правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим. Педагогические идеи обнаруживаются в сборниках типа «Златоуст», «Изборник», «Пчела», «Домострой», «Азбуковник» и др., а также в трудах таких мыслителей и учителей, как митрополит Иларион, Феодосий Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, Епифаний Премудрый, Нил Сорский, архиепископ Геннадий, Стефан Пермский, Максим Грек, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, протопоп Аввакум и др.

В начале моей педагогической деятельности моё кредо звучало так: «Надо учить так, чтобы научить!» Теперь считаю, что сложность и интерес моей профессии состоит в том, чтобы не только научить своих учеников приёмам деревообработки и дать возможность постичь все секреты столярно-резчицкого ремесла, но привить любовь к древесине, как к божественной материи, роднящей нас с природой по вере наших пращуров, и найти путь в обстановке искренней любви и уважения к каждому из них, создать все условия для развития способностей, которые они в будущем будут совершенствовать самостоятельно.

Л.Н. Толстой когда-то сказал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель".

Но совершенным учителем по одному лишь желанию не станешь, тем более сам себя таковым не наречёшь. Вот когда твои труды признают и о тебе скажут эти слова коллеги и воспитанники, только тогда можно считать, что я не зря ем свой хлеб.

Мы педагоги изо дня в день делаем шаг вперёд, проводим новый урок, реализуем очередной проект — мы двигаемся вперёд к светлой жизни. Какими будут эти шаги, куда мы придём, зависит только от нас. При этом на нас лежит ответственность вести за собой наше молодое поколение.

Поэтому, не есть ли смысл нашей жизни в постоянном росте над собой, самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании? Ведь шагая вперёд, осваивая и применяя новые, современные технологии, мы не только становимся лучше и успешнее сами, но каждый день можем на качественно новом уровне созидать и творить, делать добро и нести положительную энергетику, создавать условия и показывать направление движения нашим обучающимся! А если будут успешны и радостны наши ученики, довольны и счастливы наши дети, то не есть ли это лучшая награда для учителя, родителя и просто человека?!

«Учитель, наделяющий своих воспитанников способностью находить радость в труде, может называться хорошим учителем...»
(А.С. Макаренко)


2. Ко второй группе ценностей относится радость и счастье.

Давайте пофилософствуем на тему радости и счастья. Что есть радость, что есть счастье и в чём сходство и различие между ними?

Для этого разберём некоторые определения – что есть что?

Радость – положительная эмоция, возникающая при возможности получать наслаждение от результатов своей работы, проявляющихся в заинтересованности, восторженном взгляде и благодарности учеников.

Самая большая радость для учителя – когда похвалят его ученика.

А счастье – душевное состояние, как вспышка салюта настигающее учителя в моменты радости учеников, вдохновлённых наслаждением от положительной оценки результатов своей учёбы, ощутивших вкус победы над собой. Нет сильнее восторга и большего счастья для педагога, видя, как лица его воспитанников не могут скрыть улыбки и радость от их личного успеха на уроках и практических занятиях. И от этих улыбок «станет всем светлей».

С праславянского счастье — «хороший удел». Мыслители дохристианской эпохи давали следующие определения: «Судьба человека, находящегося под покровительством богов», «Деятельность души в полноте добродетели». Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

Многие философы, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своих биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом видах учили практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни. Они утверждали, что к счастью можно прийти двумя путями.

Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение.

Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостаёт, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжёлых условиях.

Продолжая рассуждать над определениями радости и счастья, хочу привести слова из работы русского религиозного философа Василия Розанова "Цель человеческой жизни". Здесь молодой Розанов исследует "счастье как верховное руководительное начало человеческой жизни". Понятию «наслаждения», которым проникнуты этические трактаты последних веков, которым волнуется текущая история, давно пора противопоставить другое понятие, совсем исчезнувшее: это – понятие «радости». Как нечто желаемое, оно одно с наслаждением, той же категории, как и оно. Но по происхождению, но по природе своей оно ему диаметрально противоположно. Радость есть чисто внутреннее ощущение, которое является, «когда сделано всё, что нужно»; нужно не для потребностей человека, не в насыщение его, но иногда вопреки этим потребностям, ограничивая это насыщение.

Её источник в первоначально чистой человечности. Как идея «счастья» соответствует внешней деятельности человека, её обнимает собою, в ней руководит им; так это другое понятие соответствует внутренней его деятельности: сопутствует тому, что в ней правильно, и тотчас исчезает, когда эта правильность нарушена. Как сказано, что в ней скрывается истинный источник насыщения для человека, и, действительно, об этом свидетельствует история: еще никогда радующийся человек не пожелал умереть, как этого слишком часто желал человек наслаждающийся.

На уроках и внеклассных занятиях в беседах я привожу своих воспитанников к мысли о том, что для полноты жизни человека, которая называется счастьем, недостаточно материального благополучия и физического здоровья. Высшие радости — это радости духовной жизни. Но восприятие и понимание последних прямо пропорционально степени развития сознания. Улучшение материального положения людей должно сопровождаться развитием их сознания, их духовной жизни.

В моей педагогической практике был и восторг, и удовлетворение от собственных успехов и успехов моих учеников, но порой и случались моменты, когда руки опускались от того, что что-то не получалось или не воспринималось так, как мне этого хотелось…

К этому я стараюсь подходить по-философски – если представить нашу жизнь в виде игры в шашки, то я, мои единомышленники и приятные положительные эмоции - белые фигуры. А "враги" и трудности - чёрные. Что бы представляла собой игра, будь только одни белые фигуры? Бессмысленные перемещения и комбинации в пространстве и времени. Выходит, игра имеет смысл только при наличии фигур разного цвета. Так и в жизни, смысл её – единство и борьба противоположностей, это гармония: светлое и тёмное, лёд и пламень, любовь и разлука, день и ночь… Это и есть жизнь, жизнь с её «белыми» и «чёрными» полосами. Жизнь не может состоять только из «белых» или только из «чёрных полос». Они всегда рядом, одно не может обходиться без другого. Убери из жизни «чёрную полосу» и ты не познаешь белую. «Чёрная полоса» это только период нашей жизни, пройдя который, научишься ценить другой, научишься достойно выходить из проблемных ситуаций. А «то, что нас не убивает – делает нас сильнее», поэтому не стоит бояться и уворачиваться от проблем, ведь «чёрная полоса — это тоже наша жизнь». В противном случае получается, что «именно наша жизнь мешает нам жить?!» И что тогда получается: нет жизни - нет проблемы? Не стоит это расценивать как проблему, это "ситуация", очередное испытание, достойно проходя через которое мы становимся опытнее и сильнее. Это и есть жизнь ― естественный путь самопознания, саморазвития и самосовершенствования, который и доставляет нам удовольствие. Доставляет именно тем, что никогда не знаешь, до какого конечного результата дойдёшь. И вообще неизвестно конец ли это или только начало?..

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

Размышляя вместе с учениками о радости и счастье, приходим к выводу: истинное счастье — прежде всего гармония, уравновешенность между всеми вышесказанными определениями, их слияние в единое органическое целое.

Моё счастье — состояние наибольшей внутренней удовлетворённости условиями моего бытия в гармонии с полнотой и осмысленностью жизни, осуществлением моего человеческого назначения, которое заключается в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании для мудрого воспитания молодого поколения, достойного нашего отечества.

«Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживёт.»
(Н.А. Некрасов)

«…Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д.И. Менделеев)

3. Третья ценность – воспитание достойного поколения. Преподавание специальных дисциплин по профессиям, связанным с обработкой и отделкой древесины позволяет мне поделиться с обучающимися богатством выбора видов декоративно-прикладного творчества и открыть перед ними возможность различных форм их самореализации, которые даёт знание столярно-резчицкого дела. Чем интересно это ремесло? Тем, что любой человек может выразить свои мысли при помощи зрительной памяти, пространственных представлений и творческого воображения и воплощать свои фантазии в художественный образ в собственных работах.

Я часто своим обучающимся повторяю, что профессия столяр, плотник, мастер столярного и мебельного производства не только уважаема, но и необходима, как тысячи лет назад, так и в необозримом будущем.

Столяр - одна из самых древнейших профессий. Первое, что сделал древний столяр - самая необходимая мебель: стол, стул, кровать. Ведь недаром и корнем слова «столяр» является «стол».

Самыми известными плотниками были св. Иосиф Обручник и помогавший ему в мастерской Иисус Христос.

Ж.М. де Эредиа в 1893 г. написал стихотворение «Плотник из Назарета» на эту тему:

Зной в воздухе разлит; недвижим лист; Иосиф,

На землю долото, рукой усталой бросив,

Концом передника пот вытер трудовой.

А юный ученик, венчанный светлым кругом,

Всё так же трудится во мраке мастерской,

И стружки золотом взвиваются над стругом.

С плотницким делом были также знакомы Ной, построивший ковчег, и Дедал, который соорудил печально знаменитые крылья. Дедал в греческой мифологии - легендарный строитель и художник, потомок афинского царя Эрехфея. Он считается основателем столярного мастерства. Он изобрёл рубанок, отвес и клей. На Руси также с древних времён столяра и плотники были очень известными и всеми уважаемыми людьми.

А повторяю это я потому, как полагаю, что учить и воспитывать надо так, чтобы возбудить в ученике желание видеть в вас соперника, и стараться превзойти своего наставника в знаниях, умениях и навыках. Кто знает, быть может кто-то из них станет великим мастером, зодчим…

Я не имею ничего против этого, если это призвание, которому вы отдаёте всю свою энергию, приносит пользу вам и окружающим, никому не вредит, делает вас счастливым, полностью раскрывает ваши возможности, не высасывает все силы, а только наоборот, заряжает вас энтузиазмом.

Сегодня усиливается тенденция интеллектуализма, стремление передать обучающимся воспитанникам как можно больший объём знаний, при этом далеко не всеми понимается важность проблемы гармоничного развития, опасность одностороннего подхода к развивающейся личности. Можно обратить внимание на исторический факт: до революции 1917 года существовало министерство Просвещения, которое впоследствии стало называться министерством образования, как бы сужая круг проблем, за которое отвечало это ведомство. Закончим эту главу словами, высказанными по поводу современных проблем философии образования.

"Если мы сейчас посмотрим на общественную жизнь России, то увидим, что у нас вся страна расслоена, есть два полюса: на одном полюсе - люди чрезвычайно интеллигентные, высококультурные и неуспешные в делах. На другом полюсе - люди совершенно бескультурные, но чрезвычайно деловые и хваткие, которые, не обладая образованностью, добиваются необычайных практических успехов".
ректор СПб ГУП Запесоцкий А.С.

Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план задачи воспитания и формирования личности нового русского интеллигента, который был бы одновременно высококультурным, образованным и деловым человеком с собственным мировоззрением. Стремиться к этому необходимо, но, каким будет результат для нашей страны, покажет время.

Подытоживая все размышления на тему моей педагогической философии и отвечая на вопросы, заданные мною самому себе, делаю вывод.

Смысл жизни человека — стремление к благу. Определение этого блага составляет главную цель жизни. Воплощение благих идей и наслаждение от получения результатов работы жизни во благо всего человечества — есть ответ для чего стоит жить.

Смысл моей жизни — стремление к результатам моей педагогической деятельности, что способны удовлетворять повседневные жизненные потребности, приносить людям пользу, доставлять удовольствие посредством моей профессии преподавателя столярно-резчицкого ремесла.

Цель моей жизни — самосовершенствование и саморазвитие себя в профессии для правильного, мудрого, патриотического воспитания своих учеников.

Жить стоит для того, чтобы "посеянные мною зёрна дали достойные всходы". Чтобы правильно воспитанное поколение знало, умело, могло и искренне желало возрождать великое, светлое, святое и славное прошлое и созидать мирное будущее для продолжения рода человеческого.

Связь понятий моего смысла жизни с искусством мудрого воспитания нового поколения на благо нашего Отечества с целью духовного и нравственного возрождения Руси — есть моя педагогическая философия.

Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймёт:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести Ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья

Почётнее и радостнее нет.

Бессмертными идеями очерчен

Пусть будет труд Ваш честен до конца!

И Вам тогда откроются навстречу

Сограждан юных чистые сердца!

И пронесут они как эстафету,

Как память об учителе своём

Стремленье краше сделать землю эту

Планету, на которой мы живём!
Поделитесь с коллегами
avatar
8
Очень интересная статья. Когда читаешь, взвешиваешь каждую фразу. И в каждой фразе, в каждом слове имеется определённый смысл, хоть и объём статьи небольшой. Видно, что всё прочувствованное, всё прожитое вложено автором в свою философию. Можно читать несколько раз, чтобы до конца понять и осознать суть жизни. И философия жизни автора так сильно похожа на философию мою и моих коллег. В статье затронуты труды всем на известных философов и мыслителей, писателей и религиозных деятелей. Однако при всём разнообразии этих мудрецов, автор выставил свою конкретную жизненную позицию, учитывая отечественное самосознание. В этой статье, как пишет автор, практически каждая фраза окутана любовью к своей Родине и её истории, любовью к русскому народу и желанию служить во благо этого народа через свою педагогическую деятельность.

Большое спасибо за статью и за эти ёмкие фразы!
avatar
7
В этой статье каждое слово на вес золота взвешено. Все свои переживания автор вложил в свою жизненную философию. Эссе патриотично и пронизано любовью к всему русскому народу и свою педагогическую деятельность автор философски ставит в жизненную цель.
Спасибо большое автору за это эссе!
Спасибо за его работу!
Спасибо за его поучение!
avatar
6
Непростая статья. Каждое слово взвешено, продумано. В небольшой по объёму текст автор концентрировано вложил свое миропонимание и свою жизненную философию. Надо вчитываться вдумываться в каждое предложение, чтобы чтобы осознать суть изложенного. И видно, что философия автора строилась не только на собственном эмпирическом опыте. В поисках ответов на свои вопросы автор изучал труды философов и мыслителей, писателей и религиозных деятелей, но при этом строил свою жизненную позицию с учетом национального самосознания. Эссе просто пронизано любовь к своей Родине и ее истории, любовью к русскому народу и желанию служить во благо этого народа через свою педагогическую деятельность.
Славно, что в стране есть такие люди, ведь именно они определяют наше будущее!
avatar
5
Глубокая мужская философия, наполненная патриотизмом и любовью к профессии. Уважаю таких людей. Спасибо Вам за эссе. Надеюсь увидеть ещё работы.
avatar
4
Очень хорошее эссе. Мне понравилось по духу по мысли и своей философией. Большое спасибо автору.
1-5 6-8
avatar