Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Февраль » 20

Роль исследовательской деятельности студентов в развитии их познавательной активности

Федорова Галина Николаевна
СОФ МГРИ РГГРУ имени Серго Орджоникидзе

Аннотация: В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов решения этой проблемы может служить организация творческой, исследовательской деятельности студентов. В статье представлен опыт работы, касающийся роли исследовательской деятельности студентов в развитии их познавательной активности.

В основе исследовательской деятельности студентов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решать проблему, принимать субъективное решение.

Как показывает практика, по мере взросления у современных молодых людей ослабевает мотивация к познавательной деятельности. Эта проблема является делом общественной значимости, поэтому я и акцентировала внимание на исследовательской деятельности студентов и выбрала методическую тему по самообразованию: «Роль исследовательской деятельности студентов в развитии их познавательной активности»

Работу по развитию умений и навыков исследовательской деятельности студентов можно условно разделить на четыре этапа. Первый этап – подготовительный - изучение структуры исследовательской работы.

Второй этап - содержательный. Целью данного этапа является развитие навыков исследовательской деятельности, их дальнейшее практическое совершенствование. Это применяется и на отдельных учебных занятиях по информатике (небольшие исследовательские задания в рамках одного – двух уроков).

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую проблемное обучение, метод проектов, элементы учебного исследования, опережающее обучение. Виды уроков: урок - исследование, урок - творческий отчет, урок - экскурсия (заочная), урок - проект, урок - конкурс исследовательских работ. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Как правило, начинаю привлекать студентов к исследовательской деятельности с заданий на создание собственного текста (сообщения, доклада, реферата, эссе). Затем следуют исследования, основанные на сборе материала и исследования, основанные на анализе материала.

Внеклассная работа тоже способствует совершенствованию навыков исследовательской деятельности. Прежде всего, это научно-практическая конференция, олимпиады, неделя ПЦК, конкурс исследовательских работ.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний: тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Третий этап - собственно исследование. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека, поэтому я уделяю внимание умению студентов самостоятельно работать на уроке, иск5ать, понимать и извлекать нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания.

Исследовательская деятельность студентов - деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

1.Формулировка проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

2.Постановка цели и конкретных задач исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Выбор метода (методики) проведения исследования.

5.Описание процесса исследования.

6.Обсуждение результатов исследования.

7.Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

Студенты должны четко представлять свою деятельность на каждом этапе исследования. Темы исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов студентов. На занятиях предлагаю исследования, связанные с изучаемыми дисциплинами. Так, например, студенты занимались исследованиями по темам, связанным с сетью Интернет, социальными сетями, компьютерной зависимостью и компьютерной безопасностью. Результаты своей деятельности они представляли на конкурсе исследовательских работ.

Для меня и студентов, исследовательской деятельностью которых я руковожу, наиболее предпочтительными являются социологические исследования, проводимые в основном среди студентов нашего учебного заведения - СОФ МГРИ-РГГРУ, причем, как в рамках отдельной группы, так и курса, отделения, всего контингента.

Четвертый этап - защита исследовательской работы. Это происходит на учебных занятиях, конкурсах, презентациях исследовательских работ, конференциях различного уровня. Для защиты, как правило, студенты готовят презентацию, по которой рассказывают о своей работе, представляют результаты и делают выводы.

Хотелось бы подробнее отметить степень активности студентов и преподавателя на разных этапах. В исследовании студенты должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков исследовательской деятельности.

Роль преподавателя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как преподаватель сыграет свою роль на первом этапе – этапе погружения в исследование, - зависит судьба работы в целом. На последнем этапе роль руководителя также велика, поскольку студентам, как правило, не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать преподаватель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Исследовательская деятельность студентов имеет практическую направленность. Она учит самостоятельно добывать информацию, способствует развитию речевой активности, развивает критическое мышление. Внедрение элементов исследования в урочную и внеурочную деятельность приводит:

​ к развитию творческого потенциала и природных способностей студентов;

​ созданию условий для обретения каждым из них универсальных умений и навыков деятельности;

​ созданию на занятии ситуации «успеха»;

​ подготовке к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Необходимо также отметить, что она может принести пользу только при правильном применении, хорошо продуманной структуре осуществляемого исследования и личной заинтересованности всех участников.

Я пришла к выводу, что организация исследовательской деятельности студентов позволяет:

​ повысить мотивацию к учению;

​ расширить свой творческий потенциал;

​ способствовать развитию личности студента: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

​ создать условия, в которых студент, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

​ способствовать приобретению опыта при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

​ наладить диалог с каждым студентом; получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Опыт руководства исследовательской деятельностью студентов был представлен в на семинаре, проводимом в рамках методического объединения классных руководителей. Приведу некоторые данные по участию студентов, занимающихся исследовательской деятельностью под моим руководством, в конференциях.

В 2012-2013 учебном году 6 студентов представили свои работы на: IV Всероссийской заочной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал»; ХХ Всероссийской студенческой научно-технической конференции «Молодежь и наука 21 века»; I Всероссийской научной конференции «Малышевские чтения»; III Всероссийской студенческой научно-исследовательской конференции «К вершинам познания», Региональной студенческой научно-практической конференции «Великая битва великой войны».

В 2013-2014 учебном году 12 студентов участвовали в: V Всероссийской заочной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал»; VIII региональной студенческой научно-практическая конференция «Молодежь и глобальные проблемы современности»; I Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в современной геологической науке и практике».

В 2014-2015 учебном году статьи 18 студентов, работающих над исследованием по двое, были напечатаны в сборниках следующих конференций: VI Всероссийской заочной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал»; II Всероссийской научной конференции «Малышевские чтения».

В 2015-2016 учебном году 16 студентов участвовали в: II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в современной геологической науке и практике» и VII Всероссийской заочной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал».

Положительная динамика показывает, что все большее количество студентов занимается исследовательской деятельностью, активно участвует в конференциях не только в рамках своего учебного заведения СОФ МГРИ-РГГРУ, но и Всероссийских.

Без сомнения, исследовательская деятельность студентов является средством развития их познавательной активности. Этот факт отмечают не только сами студенты, но и преподаватели, а также родители. Практически все обучающиеся, занятые исследованиями, активно участвуют в различных творческих конкурсах, занимая призовые места.

Опыт проведения исследований пригодится студентам при написании курсовых и дипломных работ, а также при продолжении обучения в ВУЗе и профессиональной трудовой деятельности. В перспективе я планирую больше внедрять элементы исследовательской деятельности в процесс изучения дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», так как работа с офисными программами позволяет обрабатывать и представлять полученные результаты в различной форме, предпочтительной для восприятия.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar