Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Февраль » 21

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Федорова Галина Николаевна
преподаватель математики и информатики, ВКК
СОФ МГРИ РГГРУ имени Серго Орджоникидзе


Аннотация: В настоящее время для подготовки квалифицированных специалистов, готовых к профессиональному росту, конкурентоспособных на рынке труда, необходимо применение информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования профессиональных навыков и ключевых компетенций. Об опыте использования ИКТ в учебном процессе я рассказываю в этой статье.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека и формирование новых коммуникаций информационной среды коренным образом преобразовало традиционную систему образования. На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать студентов с применением новых ИКТ, дающих богатейшие возможности для развития личности. Компьютер из предмета изучения стал средством обучения, позволяющим эффективно использовать электронные продукты в различных областях знаний.

Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес студентов на занятиях, повысить качество образования по специальным дисциплинам, используя информационно-коммуникативные технологии? С одной стороны, необходимо дать прочные знания в рамках курса учебного заведения и сформировать у них навыки практической грамотности, а с другой стороны, необходимо приобщить своих студентов к информационной культуре.

Современный урок немыслим теперь без компьютерных технологий. Поэтому, я считаю, что эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

​ повышению качества обучения;

​ эффективной организации познавательной деятельности студентов и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

​ развитию у каждого студента собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали​зации и дифференциации учебного процесса;

​ развитию самостоятельности студентов.

К достоинствам компьютерной поддержки, как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении, можно отнести: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности студентов.

Без сомнения, компьютер выполняет различные функции:

​ источника учебной информации;

​ наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;

​ тренажера;

​ средства диагностики и контроля;

​ текстового и графического редактора, базы данных и т.д.

Как показывает практика, компьютерная поддержка является необходимым компонентом учебного процесса. Систематическое применение на занятиях средств ИКТ позволяет преподавателю получить у студентов следующие результаты:

​ повысить работоспособность;

​ добиться высокой степени личной организованности;

​ развить способность принимать решения;

​ видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

​ умение слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

​ научиться трудиться самостоятельно, независимо, а также овладеть способами совместной деятельности в группе;

​ сформировать навыки использования ИКТ, работы с Интернет и т.д.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации. ИКТ позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение этих информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы студентов.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая обучающимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал.

Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов, которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания.

Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание студентов, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к занятию, делают его более интересным. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность студентам самим оценить свои знания и возможности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию студентов к обучению, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения, позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии. Обучающая программа дает возможность наглядно представить результат своих действий.

Изменяется содержание деятельности преподавателя. Он перестает быть «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В настоящее время преподаватели активно занимаются разработкой информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплектов. Новизна опыта заключается в творческом использовании средств ИКТ в учебном процессе в условиях работы обычного учебного заведения.

Проектирование компьютерных занятий я начинаю с составления перспективно-тематического плана изучения темы, в котором использование средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно учитываю следующее: содержание изучаемого материала; наличие компьютерных средств; необходимость чередования различных типов компьютерных средств; классические требования к занятию.

Для конкретного компьютерного занятия составляю временную структуру урока, отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваю во времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провожу поиск в Интернете. Тогда из найденных материалов составляю презентационную программу.

Возможности компьютера я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации.

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Применяю демонстрационный материл, имеющийся для группы, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы. Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

На этапе закрепления изученного материала я организую внутригрупповую дифференциацию. Обычно группу делю на три группы. В первой – студенты с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Во второй - студенты со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы, а в третьей - умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту. С первой группой я обычно занимаюсь сама, а члены второй и третьей группы, справившись с основным заданием, переходят к выполнению упражнений с помощью компьютерного тренажера. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому студенту (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру, проблемную ситуацию. Если студент ошибся, он может воспользоваться озвученными подсказками. В результате вся группа включена в мыслительную деятельность, готова к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Все студенты выполняют контрольный тест, который занимает 7-10 минут.

На этапе контроля знаний, умений, навыков использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль. При этом компьютерный контроль имеет существенные преимущества по сравнению с традиционными формами:

-осуществляется индивидуализация контроля знаний;

-повышается объективность оценки;

-студент видит детальную картину своих недоработок;

-оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

-на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Компьютер помогает мне в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.

Важным этапом занятия является домашнее задание, в качестве которого желающие могут получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, на которую отводится 50% от учебного времени. Применение ИКТ во внеурочной деятельности позволяет студентам закрепить полученные на занятиях навыки работы с компьютерной техникой и телекоммуникационными технологиями. Это, прежде всего, касается организации самостоятельной работы, так как каждый обучающийся в процессе изучения дисциплины получает индивидуальные задания, выполнение большинства из которых предусматривает использование компьютера и компьютерных технологий. Например, создание сообщений, докладов, рефератов, презентаций, невозможно без использования офисных программ и поиска информации в сети Интернет.

Регулярное использование средств ИКТ на учебных занятиях позволило получить определенные результаты. От семестра к семестру повышается качественный показатель успеваемости студентов, они с удовольствием участвуют в олимпиадах различного уровня, показывая свое умение использовать информационно-коммуникационные технологии, многие занимают призовые места.

В 2012-2013 учебном году получено 8 дипломов (1 степени – 1, 2 степени – 4, 3 степени –3). В 2013-2014 учебном году получено 24 диплома (1 степени – 5, 2 степени – 12, 3 степени –7). В 2014-2015 учебном году получен 21 диплом (1 степени – 4, 2 степени – 9, 3 степени –8). В 2015-2016 учебном году получено 27 диплом (1 степени – 11, 2 степени – 11, 3 степени –5).

Умение использовать средства ИКТ позволяет студентам принимать участие в конкурсах презентаций. Радует, что с каждым годом число участников подобных мероприятий увеличивается. Подобные конкурсы проходят в СОФ МГРИ-РГГРУ ежегодно в рамках недели ПЦК. Кроме того, студенты участвуют и во Всероссийских конкурсах презентаций, занимая призовые места. Например, в 2013-2014 учебном году получено 9 дипломов (1 степени - 2, 2 степени – 4, 3 степени –3). В 2014-2015 учебном году получено 17 дипломов (1 степени -10, 2 степени – 4, 3 степени –3). В 2015-2016 учебном году получено 19 дипломов (1 степени -7, 2 степени – 7, 3 степени –5).

Необходимо отметить, что навыки, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Информатика» пригодятся им в дальнейшем овладении знаниями, так как профессиональные модули, специальные предметы и междисциплинарные курсы предоставляют большие возможности использования ИКТ.

Результаты работы показывает, что систематическое использование на занятиях информационно-коммуникационных технологий ведет: к повышению качества знаний студентов; повышению интереса к предмету; удовлетворенности выпускниками родителей и работодателей; качественному изменению контроля; созданию ситуации «успеха для каждого»; развитию творческих способностей студентов; формированию навыков исследовательской деятельности.

Для меня, как преподавателя, разнообразие форм использования ИКТ в учебном процессе – это профессиональный рост. Я планирую и в дальнейшем использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной и внеурочной деятельности и искать новые варианты их применения.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar