Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Февраль » 24

Формирование воспитательного пространства в системе СПО на примере ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий»

Гуськова Лариса Евгеньевна
Начальник учебно – воспитательной службы
ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий»
г.Волгоград


Актуальность проблемы формирования воспитательного пространства в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО) определяется необходимостью удовлетворения государственного заказа на подготовку конкурентноспособного специалиста среднего звена.

В связи с возросшей конкуренцией на рынке труда к выпускникам образовательных учреждений профессионального образования предъявляются высокие требования. Работодателя интересуют не только профессиональные знания и умения специалиста, но и его личные качества: коммуникабельность, воспитанность, дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде. Успешность будущей профессиональной деятельности обучающихся во многом зависит от степени их социальной и профессиональной адаптации в обществе, уровня мотивации к учебно-профессиональной деятельности. И, конечно же, от готовности и способности студентов (учащихся) к постоянному совершенствованию, социальной и профессиональной мобильности.

Современное производство заинтересовано в специалисте, который обладает в равной степени и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, и общими компетенциями, включающими способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, анализировать производственную ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Таким образом, с одной стороны, обучение в учреждениях профессионального образования – это подготовка высококвалифицированного специалиста, с другой – гражданина, отличающегося социальной активностью, способного принимать ответственные решения, обладающего общей культурой. Зачастую именно личные качества становятся решающими при приеме на работу молодого специалиста, поэтому обеспечение эффективности воспитательной работы со обучающимися ОУ СПО - одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования.

Важнейшей частью целостного образовательного процесса ГБПОУ «Волгоградского колледжа управления и новых технологий» (далее Колледж) является внеучебная воспитательная работа.

В Колледже создана нормативная база воспитательной работы, которая регламентируется Уставом Колледжа, Концепцией воспитательной деятельности, регламентами процессов «Учебно-воспитательная деятельность» и «Внеучебная воспитательная деятельность», Программой профилактики асоциального поведения студентов на 2016 – 2021гг., Программой адаптации студентов групп нового набора, иными локальными нормативно-правовыми актами Колледжа.

Цель воспитания – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Воспитательная работа выделена в качестве приоритетного направления в образовательной деятельности Колледжа и предусматривает решение следующих задач:

создание условий для развития личности и реализации её творческой активности;

развитие воспитательной среды и системы воспитательной деятельности Колледжа.

Воспитательная работа в Колледже ведется на плановой основе.

Административной структурой, функционально ответственной за организацию воспитательной работы, является учебно-воспитательная служба, в которую входят два отдела учебно-воспитательной работы (по учебным корпусам). На отделениях и в общежитии воспитательную работу организуют воспитатели. Имеется штатный педагог-психолог. Ежегодно приказами директора Колледжа назначаются классные руководители учебных групп. В течение года действует Совет классных руководителей, координирующий работу классных руководителей.

Система воспитательной деятельности ГБПОУ ВКУиНТ выстраивается в соответствии с утвержденной схемой функционального взаимодействия и обеспечивается интеграцией учебного и воспитательного процессов.

В Колледже действует орган студенческого самоуправления - Студенческий совет.

Колледж располагает материально-технической базой для внеучебной работы с обучающимися. Это ­спортивные и тренажерные залы, актовый зал на 250 мест, зал для проведения студенческих дискотек и вечеров отдыха. Выделены специальные помещения под репетиционные занятия, кружковую, клубную и секционную работу.

Вопросы организации воспитательной работы со студентами регулярно рассматриваются на заседаниях Педагогического совета, производственных совещаниях учебно-воспитательной службы. Ведётся мониторинг воспитательной деятельности через анкетирование студентов, опросы, ежегодные отчёты по итогам учебного года.

В системе учебно-воспитательной деятельности с целью её совершенствования и удовлетворения потребностей студентов организованы кружки и студии. Их перечень ежегодно актуализируется. В настоящий период действует 24 воспитательных кружка, охватывающих до 25% студентов очной формы обучения.

С учётом 25 кружков научно-технического творчества достигается высокая вовлечённость студентов в кружковую работу (задействовано свыше 50 % студентов очной формы обучения). Кроме того, функционируют 10 спортивных секций, в которые вовлечены, в том числе, студенты из группы социального «риска».

Основные направления воспитательной деятельности ГБПОУ ВКУиНТ:

Создание условий для становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций студента.

Развитие студенческого самоуправления и институтов коллективной студенческой самоорганизации.

Формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Духовно-нравственное воспитание.

Гуманитарно-эстетическое воспитание.

Развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом будущей профессиональной деятельности.

Формирование здорового образа жизни и экологической культуры.

Профилактика правонарушений и преступлений.

В соответствии с направлениями воспитательной деятельности определено многообразие содержания и форм воспитательной работы. Воспитательная работа осуществляется в каждой учебной группе, в студенческом общежитии, а также проводятся мероприятия в масштабе Колледжа.

Средствами информационного обеспечения содержания воспитательной работы являются:

многотиражная студенческая газета «Антарес», выходящая 1 раз в 2 месяца тиражом 120 экземпляров;

электронная версия многотиражной студенческой газеты «Антарес» на сайте Колледжа;

сайт Колледжа www.vgkuint.ru;

стенды официальной информации (в 2-х учебных корпусах);

доска информации в общежитии Колледжа;

доски информации в цикловых комиссиях;

информация классных руководителей групп;

информация заведующих отделениями.

Кроме того, отдельные аспекты воспитательной деятельности представлены долгосрочными информационными стендами: «Наши отличники», «Наши спортсмены», уголки профилактики, правовые уголки, уголки здоровья и пр.

ГБПОУ ВКУиНТ неоднократно получал благодарственные письма и грамоты за большой вклад в обучение и воспитание молодежи от администраций района, города и области, от силовых структур и общественных организаций.

Сложившаяся в Колледже система воспитательной работы способствует формированию социально-значимой, социально-адаптированной личности, что отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА
Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования / В.И. Андреев // Известия Российской Академии Наук. - № 1. - 2001. - С. 37-43.
Березина В.А. Развитие воспитания - приоритетное направление деятельности в системе образования / В.А. Березина // Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, И.А. Зимней [и др.].- М.: Вентана-Графф, 2003.
Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика N5 1993г стр.12-16.
Денисович Т. Е. Обеспечение продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства. [ТЕКСТ] / Т. Е. Денисович// Директору школы и его заместителю по воспитательной работе. – 2010. –№9. – с. 12–21.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник [ТЕКСТ] / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010.
Медведев Д. А. О профессиональном образовании [Электронный ресурс] // режим доступа: www.kremlin.ru.
Петрухин В.В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / В.В. Петрухин. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. [ТЕКСТ] / Г. К. Селевко. М.: НИИ Школьные технологии, 2006.
Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога. [ТЕКСТ] / Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar