- 02.03.2017
- 3290 Просмотров
- Обсудить
Филиал ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж
Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть.
Жак Делор
Жак Делор
Сравнение
Традиционное обучение-научные знания и способы действия с ними переносятся и закрепляются в сознании студента с помощью методики преподавания предмета, желательно без искажения и потерь, с помощью различных методов и технологий обучения попутно идет развитие определенных качеств и умений учащихся.
Обучение на основе системно-деятельностного подхода – научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности, с помощью различных методов и технологии обучения попутно усваиваются знания.
Условия реализации системно-деятельностного подхода.
Создания педагогом такой учебной ситуации, которая вызвала бы у студентов потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться; выполнение действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний;
формирование самоконтроля;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Этапы конструирования учебного занятия
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения ЗУНов; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков студентов.
продумывание структуры занятия.
Обеспеченность занятия .
Отбор содержания учебного материала .
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка ЗУНов.
Рефлексия занятие.
Целеполагание
Цель занятия должна отражать конечный результат, выраженный в действиях студентов (М.В.Кларин) цель урока равна результат деятельности.
Результатом занятия является не объем изученного материала, а приобретаемые ОК и ПК.
Правило целеполагания
ясно представьте себе результат, которого вы хотите достичь;
определите проблему: что не получается, чего не хватает?
преобразуйте проблему в задачу: что нужно сделать, чтобы достичь результата?
цель должна быть сформулирована только в безусловной положительной форме;цель должна быть достижимой и четкой, чтобы можно было понять, достигнута она или нет;цель должна быть зафиксирована студентами в речи и произнесена.
Сравнение целеполагания
Традиционное обучение
Зачем я приду на занятие (цель)?
Чему я научу студентов?
Что я буду делать на занятии?
Что студент будет делать на занятии?
Как я узнаю, что цель занятия достигнута.
Обучение на основе системно-деятельстностного подхода.
Зачем студент придет на занятия?
Что студент будет делать на занятии, чтобы достичь этих результатов (форма занятия, виды работы)?
Как я организую деятельность студента, чтобы он достиг результатов (методические приемы, система заданий)?
Как я и студент узнаем, что результаты достигнуты?
Формулировка цели
студент должен/может знать …,
должен уметь…..,
должен иметь представление,
должен понимать,
должен выполнять,
должен применять и т. д.
способствовать ….ПК 01…;
содействовать …ПК 02
Конструктор целей- Студенты смогут [глагол - действие] [объект], используя [ресурсы] и создать [продукт] в группах по [количество человек].
Глагол – действие соответствует измерению «Когнитивный процесс» в таксономии Блума. Объект обычно описывает знание, которое студенты должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным
Ресурсы – описывают, чем пользуются студенты, с помощью чего они делают. Продукт – материальный объект (результат), который студенты должны создать.
Категории целей обучения – 6 целей - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Знание – составить список выделить, показать, рассказать, назвать.
Понимание- описать объяснить определить признаки, формулировать по другому
Использование – применить, проиллюстрировать, решить.
Анализ – проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия.
Синтез – создать, придумать дизайн, разработать, составить план.
Оценка – представить аргументы, защитить точку зрения.
Способы постановки целей
Типичные способы постановки целей
Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление...», «изучить теорему.
Определение целей через деятельность преподавателя: «ознакомиться, «объяснить...», «рассказать о...»
Постановка целей через деятельность обучающихся: «решение задачи...», «выполнение упражнений...»
Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития обучающихся: «формировать умение...», «развивать познавательную самостоятельность...», «формировать отношения...»
. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях студентов: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает... и интерпретирует...», «умеет выполнять...», «применяет правило для…»
Минус к 1. не является инструментальным, не ясен результат.
Минус к 2. сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат
Минус к 3. акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия − изменения в развитии студента.
Плюс к 4. обучение на уровне обобщенных целей
Минус к 4. обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов).
Плюс к 5. наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения
Вовлечение студентов в целеполагание: педагог предлагает студентам назвать результаты деятельности на занятии и способы их достижения; самостоятельно сформулировать цель занятия в соответствии с изучаемой темой; спрашивает, как студенты поняли цели и задачи занятия и др.
Структура современного учебного занятия.
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация уже имеющихся знаний и учебных действий.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (решение учебных задач).
Включение в систему знаний, повторение.
Рефлексия.
Характеристика структуры занятия
структура занятия совпадает со структурой деятельности: постановка цели и принятие цели – планирование – выполнение действий – контроль и коррекция – оценивание результата – рефлексия; деятельностная структура занятия «прозрачна» и открыта студентам; учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум студента;степень самостоятельности студентов в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает;
Характеристики структуры занятия
основной этап занятия направлен на формирование ОК и ПК на основе освоения и применения предметных/профессиональных ЗУНов;
фиксирование формируемых у студентов способов деятельности позволяет сделать для педагога процесс формирования ОК и ПК прозрачным.
Критерии отбора Электронных Образовательных Ресурсов
1.Соответствие ЭОР:
а)целям и задачам занятия;
б)основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного обучения);
в)научно-педагогическим требованиям;
г)эргономическим требованиям.
2.Научность и достоверность предоставленной информации
Технологическая карта
это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с ФГОС СПО.
Характеристики технологической карты
-интерактивность;
-структурированность;
-алгоритмичность;
-технологичность;
-обобщенность информации.
Структура технологической карты
-название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
-цель освоения учебного содержания;
-планируемые результаты (ОК и ПК);
-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
-технология изучения указанной темы (на каждом этапе определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
-контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:
первый - самый благородный - размышление;
второй - самый легкий - подражание;
третий - самый горький - опыт.
Конфуций.
Использованная литература
Бочарова И.О. Роль современного образования в развитии человеческого потенциала.
Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н. Применение интерактивных методов обучения на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей при изучении дисциплин Риторика и Экология.
Жук О.Л. (отв.ред.) Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы международной конференции
Загорюев А.Л., Шаньгина Н.В. Перспективы развития системы профессионального образования
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.