Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Март » 2

Конструирование учебного занятия

Плотников Олег Николаевич
Филиал ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж

Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть.
Жак Делор


Сравнение

Традиционное обучение-научные знания и способы действия с ними переносятся и закрепляются в сознании студента с помощью методики преподавания предмета, желательно без искажения и потерь, с помощью различных методов и технологий обучения попутно идет развитие определенных качеств и умений учащихся.

Обучение на основе системно-деятельностного подхода – научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности, с помощью различных методов и технологии обучения попутно усваиваются знания.

Условия реализации системно-деятельностного подхода.

Создания педагогом такой учебной ситуации, которая вызвала бы у студентов потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться; выполнение действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний;

формирование самоконтроля;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Этапы конструирования учебного занятия

Определение темы учебного материала.

Определение дидактической цели темы.

Определение типа занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения ЗУНов; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков студентов.

продумывание структуры занятия.

Обеспеченность занятия .

Отбор содержания учебного материала .

Выбор методов обучения.

Выбор форм организации педагогической деятельности

Оценка ЗУНов.

Рефлексия занятие.

Целеполагание

Цель занятия должна отражать конечный результат, выраженный в действиях студентов (М.В.Кларин) цель урока равна результат деятельности.

Результатом занятия является не объем изученного материала, а приобретаемые ОК и ПК.

Правило целеполагания

ясно представьте себе результат, которого вы хотите достичь;

определите проблему: что не получается, чего не хватает?

преобразуйте проблему в задачу: что нужно сделать, чтобы достичь результата?

цель должна быть сформулирована только в безусловной положительной форме;цель должна быть достижимой и четкой, чтобы можно было понять, достигнута она или нет;цель должна быть зафиксирована студентами в речи и произнесена.

Сравнение целеполагания

Традиционное обучение

Зачем я приду на занятие (цель)?

Чему я научу студентов?

Что я буду делать на занятии?

Что студент будет делать на занятии?

Как я узнаю, что цель занятия достигнута.

Обучение на основе системно-деятельстностного подхода.

Зачем студент придет на занятия?

Что студент будет делать на занятии, чтобы достичь этих результатов (форма занятия, виды работы)?

Как я организую деятельность студента, чтобы он достиг результатов (методические приемы, система заданий)?

Как я и студент узнаем, что результаты достигнуты?

Формулировка цели

студент должен/может знать …,

должен уметь…..,

должен иметь представление,

должен понимать,

должен выполнять,

должен применять и т. д.

способствовать ….ПК 01…;

содействовать …ПК 02

Конструктор целей- Студенты смогут [глагол - действие] [объект], используя [ресурсы] и создать [продукт] в группах по [количество человек].

Глагол – действие соответствует измерению «Когнитивный процесс» в таксономии Блума. Объект обычно описывает знание, которое студенты должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным

Ресурсы – описывают, чем пользуются студенты, с помощью чего они делают. Продукт – материальный объект (результат), который студенты должны создать.

Категории целей обучения – 6 целей - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Знание – составить список выделить, показать, рассказать, назвать.

Понимание- описать объяснить определить признаки, формулировать по другому

Использование – применить, проиллюстрировать, решить.

Анализ – проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия.

Синтез – создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

Оценка – представить аргументы, защитить точку зрения.

Способы постановки целей

Типичные способы постановки целей

Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление...», «изучить теорему.

Определение целей через деятельность преподавателя: «ознакомиться, «объяснить...», «рассказать о...»

Постановка целей через деятельность обучающихся: «решение задачи...», «выполнение упражнений...»

Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития обучающихся: «формировать умение...», «развивать познавательную самостоятельность...», «формировать отношения...»

. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях студентов: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает... и интерпретирует...», «умеет выполнять...», «применяет правило для…»

Минус к 1. не является инструментальным, не ясен результат.

Минус к 2. сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат

Минус к 3. акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия − изменения в развитии студента.

Плюс к 4. обучение на уровне обобщенных целей

Минус к 4. обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов).

Плюс к 5. наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения

Вовлечение студентов в целеполагание: педагог предлагает студентам назвать результаты деятельности на занятии и способы их достижения; самостоятельно сформулировать цель занятия в соответствии с изучаемой темой; спрашивает, как студенты поняли цели и задачи занятия и др.

Структура современного учебного занятия.

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация уже имеющихся знаний и учебных действий.

Открытие новых знаний.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (решение учебных задач).

Включение в систему знаний, повторение.

Рефлексия.

Характеристика структуры занятия

структура занятия совпадает со структурой деятельности: постановка цели и принятие цели – планирование – выполнение действий – контроль и коррекция – оценивание результата – рефлексия; деятельностная структура занятия «прозрачна» и открыта студентам; учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум студента;степень самостоятельности студентов в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает;

Характеристики структуры занятия

основной этап занятия направлен на формирование ОК и ПК на основе освоения и применения предметных/профессиональных ЗУНов;

фиксирование формируемых у студентов способов деятельности позволяет сделать для педагога процесс формирования ОК и ПК прозрачным.

Критерии отбора Электронных Образовательных Ресурсов

1.Соответствие ЭОР:

а)целям и задачам занятия;

б)основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного обучения);

в)научно-педагогическим требованиям;

г)эргономическим требованиям.

2.Научность и достоверность предоставленной информации

Технологическая карта

это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с ФГОС СПО.

Характеристики технологической карты

-интерактивность;

-структурированность;

-алгоритмичность;

-технологичность;

-обобщенность информации.

Структура технологической карты

-название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

-цель освоения учебного содержания;

-планируемые результаты (ОК и ПК);

-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

основные понятия темы;

-технология изучения указанной темы (на каждом этапе определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

-контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:

первый - самый благородный - размышление;

второй - самый легкий - подражание;

третий - самый горький - опыт.

Конфуций.

Использованная литература
Бочарова И.О. Роль современного образования в развитии человеческого потенциала.
Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н. Применение интерактивных методов обучения на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей при изучении дисциплин Риторика и Экология.
Жук О.Л. (отв.ред.) Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы международной конференции
Загорюев А.Л., Шаньгина Н.В. Перспективы развития системы профессионального образования
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar