- 24.03.2017
- 2110 Просмотров
- Обсудить
мастер производственного обучения
по профессии «Сварщик»
ГАПОУ ВО «ГХТК»
Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров через дуальную систему обучения.
Совершенствование системы подготовки рабочих кадров - одна из основополагающих задач, стоящих перед профессиональными образовательными организациями. Эта задача формируется самим работодателем, который в первую очередь заинтересован в высококвалифицированных профессиональных кадрах, способных отвечать самым высоким требованиям рынка. Отсюда встаёт вопрос, как наиболее эффективно актуализировать и оптимизировать систему подготовки специалистов в сфере среднего профессионального образования и как организовать и провести независимую оценку результатов подготовки специалистов.
Одним из аспектов в формировании будущего специалиста это внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели профессионального образования. Практико-ориентированная (дуальная) модель – это альтернатива базовому профессиональному образованию «внутри» профессиональной образовательной организации, так как она подразумевает передачу полномочий в образовательном процессе организациям-работодателям. При этом возникают экономически взаимовыгодные отношения между профессиональной образовательной организацией и организациями-работодателями на условиях равного партнерства, а не социальной помощи и «шефства». Работодатели в этом случае формируют заказ на подготовку кадров, становятся активными участниками в процессах профориентации и профессионального самоопределения граждан, в построении независимой оценки качества образования и квалификаций.
По сравнению с традиционной, дуальная система обучения обладает рядом преимуществ:
• устраняется основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;
• создание новой психологии будущего работника;
• создание высокой мотивации получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
• заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
• учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.
• Практическая часть проводится на предприятиях, а не только в мастерских и на полигонах образовательных организаций;
• участие работодателей в процессе проведения государственной итоговой аттестации, лицензировании новых основных профессиональных образовательных программ.
Недостатки дуальной системы:
• Рабочие программы не всегда согласованны с последовательностью выполняемых работ на производстве;
• Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал;
• Недостаточная готовность предприятий к обучению — вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве;
• На предприятие не всегда достаточно необходимого оборудования и материалов для проведения учебного процесса.
Еще одним немаловажным аспектом в формировании будущего специалиста является его участие в конкурсах профессионального мастерства. Студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В 2012 году Российская Федерация вступила в международное движение WorldSkills International. Основой деятельности WSI является организация конкурсов профессионального мастерства в различных странах. В настоящее время в целях внедрения практико-ориентированных моделей повышения квалификации и популяризации рабочих специальностей конкурсы профессионального мастерства проводятся по стандартам WorldSkills. WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства от традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сфере услуг. Движение WorldSkills, также является независимой системой оценки квалификации.
В заключении хочется сказать что дуальная система обучения и внедрение стандартов WorldSkills в профкссиональное образование продиктована жизнью, требованиями современного производства, необходимостью успешной реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.