Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Апрель » 11

Профессионализм современного педагога

Костянова В.Н. - преподаватель
ГБОУ СПО Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова

Роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. XXI век — век научного прогресса, стремительной информации и новых технологий.

Не для кого не секрет, что уровень развития и использования современных технологий зависит от уровня «интеллектуализации» общества, т.е. его способность производить, потреблять, и применять новые научные и технологические достижения. Именно учитель стоит у истоков развития тех способностей и качеств личности человека, которые необходимы сформировавшемуся человеку для решения глобальных задач современности. Для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать определенным профессионализмом. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. В обществе значительно возросло требование к педагогу, к его профессиональным умениям.


Профессионализм педагога - величина, складывающаяся из многих параметров. Сегодня мало говорить о том, что педагог должен хорошо знать свой предмет, в совершенстве владеть методикой преподавания. Конечно же, это - основа основ учительской профессии. Но сегодня все более востребованными становятся такие качества педагога, как общая культура, нацеленность на духовное развитие подрастающего поколения. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Важнейшая задача формирования личности, это нравственное воспитание человека. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Безнравственный знаток физики и химии более опасен, чем работник, не владеющий этими знаниями. А если таковым окажется руководитель?!


Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшем миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка [1, с.5].


Действие педагога в современном обществе должны быть направлены на:
воспитание всесторонне развитой личности, личности, которая сможет грамотно применить свои знания и будет востребована в обществе;
воспитание личности, стремящейся к здоровому образу жизни;
воспитание личности, у которой понимание и поддержание туких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека стоит на первом месте;
воспитание гражданина, любящего свою страну, не безразличного к ее судьбе, имеющего твердую гражданскую позицию;
развитие культуры речи, которая поможет доказать и пояснить свою точку зрения;
использование инновационных технологий, активно применять в своей работе новые информационные ресурсы;
посещение семинаров, научно-практических конференций, на которых быть не только слушателем, но и профессионалом, который может поделиться своим опытом и помочь своим коллегам найти пути развития в педагогическом творчестве;
повышение своей профессиональной компетентности, без которой не возможно работать в современной школе;
воспитание духовно-нравственной личности;
Нравственность педагога, моральные нормы, которые являются главными в его деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам- всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакое воспитание не будет эффективным, если педагог не будет примером для учеников.


Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность, а без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. В первую очередь это психологопедагогические качества, сориентированные на создание эффекта личного обаяния учителя: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость.


Коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив. Человек - существо общественное, а к учителю, можно сказать, это вдвойне относится. Педагог должен повышать коммуникативную компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, вырабатывать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих протекание коммуникативного процесса. [2,с 95-96]


Эмпатичность - улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам. Эмпатия означает понимание любого чувства, гнева, печали, радости, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств. Учиться быть сопричастным другому человеку, активно и непрерывно искать соответствующие, адекватные пути и формы - это труд в конечном счёте направленный на сотворение и желанных радостей общения. [1]


Визуальность - внешняя привлекательность человека. Люди представляют себя через вербальные и невербальные средства общения. Ещё Цицерон считал необходимым обращать внимание не только на то, что каждый говорит, но и на внешнее выражение чувств в мимических движениях. Педагог обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей с людьми, повышают возможность влияния на них. Формирование личного обаяния достигается в результате огромной работы педагога над собой, преднамеренного упражнения в развитии психолого-педагогических качеств. Всем манерам педагога должна быть присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.


Чехов говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно, подчёркивал при этом и значение одежды. Внешность педагога должна свидетельствовать о его движении к людям, стремлении быть для них примером во всём.
Красноречивость - умение внушать и убеждать словам. Педагогу всегда пригодиться овладение приемами ораторского мастерства, знание закономерностей публичной речи, основных требований к речевой культуре, искусства оперирования словом. Подбор языкового стиля общения осуществляется с учётом содержания языкового материала и подготовленности к его восприятию слушающих. Речь должна быть адаптирована к тем, с кем общаешься. Искусство речи - это также ее гибкость, оригинальность, выразительность, умение свободно использовать литературное богатство родного языка, умение говорить художественно ярко, образно, используя элементы, сравнения, метафоры.


Общаясь постоянно, педагог не должен забывать о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. Здесь тоже важно помнить заповедь Гbппократа: «Не навреди!» Известно, что люди способны заражаться отрицательными эмоциями быстрее чем положительными. Педагог в своей работе должен использовать простые пути приобретения доверия:
Уметь слушать и слышать учеников.
Помогать ученикам обрести веру в свои силы.
Быть искренним и не бояться признавать свои ошибки.
Вместе с учениками искать ответы на вопросы, которая ставит перед ними жизнь.


Ян Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира». Коменский считал главным добродетелем воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. [5]
Как отмечает известный современный педагог В.А. Сластенин, своеобразие педагогической профессии заключается в том, что она по своей природе носит гуманистический, творческий и коллективный характер. В новых сложившихся условиях, а именно в условиях образования, перед учителем встают проблемы, связанные с обновлением содержания образования. Современная школа нуждается в педагогах-гуманистах, утверждающих Человека в человеке, Человека в жизнедеятельности, Человека в культуре. По мнению В.А. Сластенина, Человека труда характеризует патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-исследовательского мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Список литературы:
1. Макаренко А.С. Книга для родителей — Лениздат, 1981
2. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
3. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. Народное образование. - 2010.
4. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрический тест. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
5. Коменский Я.А. Избранные пед.сочинения в 2 т. - М., 1982
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar