Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Апрель » 20

«Моя педагогическая философия» (ЭССЕ)

Войтович Людмила Васильевна,
КГА ПОУ «Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»,
Приморский край, г. Владивосток, заслуженный учитель РФ,преподаватель гуманитарных дисциплин,

Когда-то Анна Ахматова написала о тех, кто несет знания:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.


Здесь все точно – впрочем, как и всегда у Ахматовой. Во времена рыночной педагогики, многие, размышляющие о будущем жизненном пути, в «тяжелый час сомненья», вряд ли выберут учительскую стезю. Зарплаты маленькие, уважения нет, интернет пестрит роликами, на которых ярко запечатлено «учеников злорадное глумленье». А равнодушие толпы – это безразличие государства к внедрению стандартизованного, формального обучения, невнятного по сути и ориентированного на западные ценности по форме.

Так было еще совсем недавно, но с приходом нового министра образования я увидела «свет в конце тоннеля» - потому и пишу.

Надоело быть оказателем образовательных услуг, работать по западным шаблонам в образовательном поле, формировать компетенции и говорить на куцем чиноязе.

Учитель – прекрасное слово и великое понятие: оно сродни слову «мама» и слову «Бог», ведь мама и есть твой первый учитель, дающий тебе уроки по самым крутым, нестареющим технологиям – технологиям любви; а там, в недосягаемой выси – совершенство, высшая мудрость, тот, кого можно назвать Учителем, а его учение – образом мира, образованием.

Все начинается с Любви. И профессия учителя немыслима без любви, которая может быть представлена неким триединством, подобно трем опорам, трем составляющим понятия «любовь»:
- любовь к детям;
- любовь к дисциплине, которую преподаешь; любовь к своему Делу;
- любовь к родному языку, к культуре русского народа, к общемировой культуре.

Первая компонента в доказательстве не нуждается, примем ее априори.

А вот любовь к своему Делу есть далеко не у каждого, я знаю таких «учителей», которые выбрали себе эту профессию только из-за того, что отпуск летом и больше, чем у других… Грустно, хотя для урокодателя нормально. По большому счету, Дело твое, учитель, не только в преподавании литературы или физики, истории или ОБЖ. Дело твое – воспитание человека, его души, его «русскости», его человеческих качеств.

И вот здесь включаем третью составляющую, ибо воспитать из маленького существа настоящего человека может только человек, любящий свой народ, понимающий его культуру, интересующийся культурой общемировой, понимающий значение и роль русского народа в цивилизационном процессе и умеющий объяснить все это (вместе с профессиональным знанием своей дисциплины) своему ученику на хорошем русском языке.

И здесь, по-моему, самая главная болевая точка всего современного образования. Ведь, действительно, глупо думать, что дети плохие, не читающие, не думающие. Впору спросить, а кто их сделал такими? Кто их воспитал не любящими свою страну и свою культуру?

Общеизвестно, что подобное рождает подобное, личность воспитывает личность, троечник – преподаватель не воспитывает отличника – ученика.

И здесь хотелось бы остановиться не пользе «бесполезных» знаний. Я имею в виду пользу литературы, истории, культуры для всех будущих учителей химии, математики, физики, физкультуры и всех других школьных наук. Именно такие знания формируют личность и кругозор настоящего учителя, а не урокодателя, спешащего со звонком с радостью покинуть стены школы.

Для доказательства важности такого подхода возьму в союзники мысли великого Б. Рассела (см. статью «Бесполезное знание»).

«…Образование должно иметь другие цели, чем простая прямая выгода, без сохранения традиционных учебных курсов. Практичность и культура, когда они понимаются широко, представляются несовместимыми в гораздо меньшей степени, чем кажутся фанатичным защитниками и того и другого».

И еще: «Что необходимо, так это не та или иная конкретная информация, а такие знания, которые тайно внушают понятие целей человеческой жизни в целом: искусство и история, знакомство с жизнью исторических личностей, и понимание удивительно случайного и эфемерного положения человека во Вселенной – все это касается чувств в высшей степени отличительного человеческих, силы видеть и знать, проявлять великодушие, думать и понимать (выделено мною – Л.В.). Мудрость берет начало из глубокого понимания, соединенного с бескорыстным чувством».

Итак, вернуть человеческое содержание в образование учителей и в их деятельность в школе, учить в соответствии с философией любви и мудрости. Попробуем с этих позиций расшифровать слово «учитель».

У – умный, увлеченный, умеющий увлечь ученика:
Ч – честный, чуткий, человеколюбивый;
И – интеллигентный, интересующийся миром во взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего;
Т – талантливый, терпеливый к слабостям растущего человека;
Л – любящий детей, свое Дело, свой народ, культуру своей страны, понимающий ее роль и вклад в общемировую культуру;
Ь – пусть останется тайной личности, знаком индивидуальности каждого педагога.

Скажете, идеал, недостижимо? Да, соглашусь, пожалуй. Но кто и когда в нашей стране убил мечту, стремление к лучшему, высшему, кто вырастил поколения маленьких прагматиков, заточенных только на успех и разучившихся смотреть в небо, любоваться звездами, плакать над божественной музыкой и великими стихами?

Оставим уныние за скобками. Все можно исправить, если по-другому относиться к Учителю. Он – главная фигура сегодняшнего дня, если мы хотим человеческого будущего.

Памятуя о том, что 2017 – год юбилея двух русских революций, осмелюсь предложить лозунг:

Долой рыночную, чиновничью педагогику! Долой бум отчетности, съедающий драгоценное время Учителя! Да здравствует человекоцентричная педагогика Любви!

Такая вот получилась педагогическая философия.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar