- 21.04.2017
- 14189 Просмотров
- Обсудить
преподаватель химии и биологии.
ОГБПОУ «Старомайнский технологический техникум»
р.п. Старая Майна, Ульяновская область.
Аннотация: в статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности на уроках химии и биологии в условиях внедрения ФГОС. Раскры- вается понятие «проект». Рассматриваются теоретические основы проектно‐ исследовательской деятельности, а также применение проектно‐ исследовательской деятельности на уроке.
Ключевые слова: проект, метод проектов, системно-деятельностный подход
Как известно, техникум должен готовить студентов к жизни в современном мире. Ко времени окончания учебного заведения молодой человек должен быть полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в производственной системе. В то же время он должен быть профессионально мобилен, способен грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения проблемы, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения и т.д.), способен к гибкому изменению деятельности и мышления и в зависимости от динамично меняющейся ситуации, и в плане потребностей рынка рабочей силы.
Конкурентная борьба, характеризующая нынешний рынок труда, определяет высокие требования заказчика и диктует нам, преподавателям, новые подходы к качеству образования, а значит, использованию наиболее эффективных методов проведения занятий, их методическому обеспечению.
Необходим поиск инновационных педагогических технологий: отход от «классического» формирования знаний, умений, навыков и переход к идеологии развития на основе личностно ориентированной модели образования, исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль в подготовке конкурентоспособного специалиста.
К таким активным методам обучения относится метод проектов. В его основе лежит развитие критического мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей системно-деятельностный подход в обучении. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, обучающийся оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей обучающихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у обучающихся компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов является решение обучающимися собственных проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
«Метод» в данном случае является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания.
В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов всегда предполагает решение обучающимися какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.
Поэтому метод проектов - способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является обучающийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Результаты выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности.
Таким разом, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы, завершающихся созданием продукта; под методом проектов понимают – технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.
Поэтому, сегодня метод проектов гармонично дополняет традиционную систему обучения. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в обучении:
Значительное увеличение самостоятельной работы обучаемых.
Получение навыков самостоятельного поиска и обработка необходимой информации.
Повышение мотивации к учёбе.
Процесс обучения становиться самомотивируемым, так как возрастает интерес к работе по мере его выполнения.
Активизация познавательных интересов обучаемых.
Развитие творческих способностей обучаемых.
Повышение самооценки занимающихся выполнением проектной работы.
Предоставление каждому возможности самореализации.
Вовлечение обучаемых в коллективную мыслительную деятельность.
Развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.
Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
Практическая значимость большинства проектов, позволяющая готовить молодых людей к жизни в социуме.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр.
При разработке проекта должны выполняться основные требования.
1.Работа всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической.
2.Планирование действий по разрешению проблемы (иными словами, выполнение работы) всегда начинается с проектирования, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой проводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
3.Исследовательская работа обучаемого – обязательное условие каждого проекта; отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря его выходом, является продукт, который создаётся участниками в ходе разрешения поставленной проблемы.
5.Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и его защиты.
Таким образом, проект – это «пять П»:
ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование) –
ПОИСК информации – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы и др.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться преподавателем с учётом учебной ситуации по своей дисциплине, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других, тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может предлагаться и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Тем для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные», дело совершенно безнадёжное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, компьютерная газета и т.д.)
В своей работе я стараюсь включать такую форму проведения урока, как конференция, где тоже эффективно реализуются информационно-поисковые проекты. Конечно, такие уроки требуют большой предварительной подготовки, но они очень интересны для учащихся.
В ходе решения какой-либо проектной проблемы обучающимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, биологии, информатики и д.р.
Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии и биологии, мы постарались привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода:
1.Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии и биологии. Это подтверждается следующими фактами:
-- уроки стали проходить более оживленно, обучающиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
-- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для обучающихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);
-- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
2.У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: — проблематизация; — целеполагание; — планирование; — исследовательские умения; — коммуникативные умения; — презентационные умения; — рефлексивные умения.
3. Обучающиеся, выполняющие проекты по химии и биологии, принимают участие и занимают призовые места в научно-исследовательских конференциях разного уровня. Участие в таких конференциях позволяет приобрести обучающимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Список литературы:
Альмурзинова З.Б. Из опыта реализации метода проектов. // «Химия в школе», 2008 – №2. с. 27 – 29.
Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся. // «Химия в школе», 2008. - №2. с. 23 – 27.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Волохов М.С. Проектный метод в условиях меняющейся цивилизации. // Среднее профессиональное образование. 2009, №12, с. 71-74
Герасимова О.В. Проектная деятельность в воспитательной работе. // Среднее профессиональное образование. 2006, №8, с. 42 – 43.
Дорджиева Л.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов посредством метода проектов. // Среднее профессиональное образование, 2006, №11, с. 38 – 40.
Зюлин В.В.,кортунова Т.А. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов. // Среднее профессиональное образование.2010, №9, с. 39-41.
Кирсанова А.И. Проектная методика как основа педагогической системы предметного обучения.//Среднее профессиональное образование. 2007, №10. с. 65 - 66.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.