- 14.06.2017
- 4546 Просмотров
- Обсудить
НИК (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы применения интерактивных форм обучения по учебной дисциплине «Физика» на 1 курсе колледжа. Автором обстоятельно изучена научно-учебная и нормативная литература по проблеме исследования и даны рекомендации по совершенствованию интерактивных форм обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: интерактивные формы обучения, интерактивное обучение, проблемы интерактивных форм обучения, форма организации обучения.
Профессиональное образование России как часть образовательной системы находится в состоянии реформирования. Механизм такого системного реформирования включает несколько необходимых методологических компонентов, среди которых первостепенное значение имеют образовательные инновации и эффективное управление.
Высокие темпы таких изменений, происходящих в России в системе профессионального образования, неизбежно усиливающие включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионально образования целью профессионального образования является подготовка не только квалифицированного специалиста, но и разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации, к эффективной трудовой деятельности. Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем педагогическим инновациям, технологиям, формам и методам, которые оказываются наиболее подходящими для достижения данной цели.
В современной системе образования наблюдается смена ориентиров, направленных, прежде всего, на применение инноваций в образовательном процессе, в частности применение интерактивных форм обучения для развития личности каждого обучающегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, в части требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
В современных условиях развития системы образования для успешного и эффективного формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, повышения качества образования необходимо пересмотреть имеющиеся и разработать новые подходы к совершенствованию форм обучения, осуществить переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности обучающегося. Наиболее целесообразным для этого представляется использование в практике средних профессиональных образовательных учреждениях больших возможностей интерактивных форм обучения.
В тоже время в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения возникает ряд проблем, связанных с оптимальным внедрением в учебный процесс интерактивных форм обучения.
Выявим некоторые проблемы, с которыми сталкиваются профессиональные образовательные организации при внедрении интерактивных форм обучения вообще и по учебной дисциплине «Физика» в частности.
1. В настоящий момент существует определенная рассогласованность государственной стратегии в области образования и содержания Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Размыты стратегические цели образования, и не до конца ясны представления о требуемом для современного российского общества конечном типе человека, специалиста, личности.
2. Целевая аудитория для применения интерактивных форм и методов – это студенческий контингент. При этом отсутствуют необходимые исходные условия для творческого развития, реализуемого через внедрение интерактивных форм обучения. К основным критериям, которые описывают в настоящий момент эту целевую аудиторию (обучающихся), относятся: низкий уровень базисных знаний выпускников школ (по оценкам среднего балла аттестатов); сниженный уровень элементарной грамотности; отсутствие навыков абстрактно – логического мышления и широкой эрудиции; низкий уровень способности к развернутой логической аргументации; сниженная способность к построению развернутой речи и квалифицированной дискуссии; неспособность к анализу различных ситуаций и др.
Школа не готовит к творческому обучению, что затрудняет применение интерактивных форм обучения в рамках ФГОС СПО, перед ней поставлены другие цели: равный доступ для выпускников в колледжи различного уровня; достоверность результата; исключение субъективного фактора; сдача экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. При этом у абитуриентов формируется тестовое мышление; отсутствует творческий компонент; не развиваются навыки творческого мышления; формируется ограниченное заданными рамками стандартное мышление и зачастую обучающиеся первого курса колледжа характеризуются низким уровнем развития физико-технических умений.
Сниженная мотивация обучающихся к обучению по учебной дисциплине «Физика». При отсутствии мотивации дальнейшего применения знаний у субъекта, интерактивные групповые формы занятий дают возможность пассивного присутствия в группе, снятия с себя индивидуальной ответственности за процесс усвоения знаний, то есть знания потребляются как результат творчества других.
3. Недостаточная готовность преподавателей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к реализации интерактивных форм обучения. Использование преподавателями тех же форм и методов работы со студентами, типичными для «уходящей» образовательной парадигмы.
Данная проблема актуальна в настоящее время также в связи с необходимостью организации личностно-ориентированного обучении физике, необходимостью организации творческой и исследовательской деятельности при обучении физике в отсутствие у преподавателя времени на реализацию этих подходов, на подготовку занятий с применением интерактивных форм обучения, а также в связи с нехваткой времени на проведение полноценных занятий по учебной дисциплине «Физика» с применением интерактивных форм обучения, вызванной недостаточной временной протяженностью обучения физике: преподаватель почти на каждом занятии должен давать новый материал, в то время как на закрепление у него времени недостаточно.
В результате качество обучения оказывается низким, нет условий для учета индивидуальных способностей обучающегося. Это пагубно для образования, особенно в колледжах с техническим профилем, т.к. физика – основная (базовая) учебная дисциплина, изучаемая на 1 курсе при общеобразовательной подготовке, на её основе в дальнейшем усваиваются профессиональные дисциплины и междисциплинарные курсы. Если обучающийся содержание учебной дисциплины «Физика» не усвоил, не осознал, то незнание растет, изучение учебной дисциплины становится крайне затрудненным или вовсе невозможным.
4. Сниженная мотивация преподавательского состава по учебным дисциплинам естественнонаучного цикла и профессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам, к освоению новых образовательных технологий. Мотивация к освоению новых технологий значительно снижена в силу сомнений в своем будущем в данной профессиональной области. Особенно это касается возрастных категорий преподавательского состава. К основным критериям, которые описывают в настоящий момент эту целевую аудиторию, относятся: трудности в быстром овладении информационными технологиями, активно используемыми в интерактивном обучении; недоверие (негативное) отношение к инновациям в образовании; наличие собственной методологии (фундаментально-ориентированное научное мышление); сомнение в продуктивности интерактивных методов; сопротивление «насаждению сверху» форм обучения; трудоемкость интерактивных форм обучения и непредсказуемость результата и др.
5. Проблема, носящая образовательно-технологический аспект, может быть охарактеризована следующими критериями: дефицит учебного времени, уже упомянуты нами; фрагментарность общей познавательной картины; спорность прочного закрепления полученных знаний; размеры студенческих групп затрудняют контроль над индивидуальным творческим процессом; интегрирование ранее независимых дисциплин; дефицит технических средств обучения; неразвитость технической инфраструктуры образовательных учреждений.
Остановимся более подробно на проблеме материально-технического обеспечения обучения учебной дисциплине «Физика» в колледже.
Важное место на занятиях физики в формировании самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся отводится демонстрационному эксперименту и лабораторной работе. Физический эксперимент на уроках физики формирует у обучающихся накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор обучающихся. В ходе эксперимента, проводимого обучающимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике, работать в группе, взаимодействовать не только с преподавателем, но и с другими обучающимися. Но для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и лабораторного, необходимо наличие в достаточном количеств соответствующего оборудования. В настоящее время, несмотря на то, что в образовательных организациях среднего профессионального образования имеется достаточная материальная база, зачастую кабинеты физики и физические лаборатории имеют в своем составе либо пришедшее в негодность оборудование, либо оборудование исправное, но уже морально устаревшее, либо имеют недостаточное количество необходимого оборудования. Вопрос об обеспечении дорогостоящим оборудованием для проведения эксперимента по атомной и ядерной физике в колледжах даже не ставится, что может быть обусловлено также недостаточной квалификацией преподавателей. Но даже при полной укомплектованности лаборатории физики требуемыми приборами и наличии достаточной квалификации у педагога реальный эксперимент требует больших временных затрат на его подготовку и проведение. Таким образом, провести полноценный лабораторный эксперимент по физике при имеющихся в колледже ресурсах достаточно трудно.
6. Проблема качества учебного материала при обучении учебной дисциплине «Физика». Не все учебники по физике программы среднего профессионального образования имеют методические материалы, что усложняет процесс преподавания учебной дисциплины, что особенно критично в колледжах с техническим профилем. Также некоторые учебники абсолютно ничего не говорят о том, какие разделы существуют за рамками курса колледжа. Это создает у обучающихся впечатление завершенности, исчерпанности физики как науки.
7. Проблемы, возникающие при внедрении модели организации исследовательской деятельности обучающихся с применением интерактивных форм в учебный процесс при организации обучения по учебной дисциплине «Физика».
Преподаватель сам должен быть мотивирован в организации исследовательского обучения, а также должен владеть теми методами познания, которые он хочет формировать у детей. К сожалению, методологические знания и умения далеко не у всех преподавателей сформированы на должном уровне.
Умение преподавателя организовать групповые формы обучения: определить состав групп, организовать взаимодействие внутри групп, управлять обсуждением-дискуссией.
Главным условием организации подготовки преподавателя к организации исследовательской деятельности в учебном процессе является системность, включающая развитие всех составляющих профессиональной компетентности преподавателя и соответствие целей, содержания, методов, форм и средств развития.
8. Проблемы, возникающие при организации выполнения самостоятельной работы обучающихся.
В соответствии с государственными образовательными стандартами обучающимся предлагается на более высоком теоретическом уровне освоить сложные вопросы содержания учебной дисциплины «Физика», которые выносятся на самостоятельную проработку ввиду недостаточного количества лекционных часов. Освоение сложного теоретического курса с плохой школьной подготовкой по самоорганизации и самообучению возможно только при использовании таких инновационных технологий, которые будут способствовать формированию самостоятельности мышления и творческой активности.
Неумение организовать свой учебный труд, а также неумение работать самостоятельно являются одной из причин, которая приводит к невысоким показателям качества знаний обучающихся колледжа, особенно первого курса, в том числе и по учебной дисциплине «Физика», что позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования форм преподавания учебных и профессиональных дисциплин колледжа, при этом особое внимание необходимо обратить на самообразование как на одно из важнейших направлений в образовательной сфере и на поиск активных форм обучения.
Таким образом, при использовании интерактивных форм обучения по учебной дисциплине «Физика» возникают как проблемы со стороны обучающихся, такие как сниженная мотивация к обучению, отсутствие навыков самостоятельной работы, недостаточная базовая подготовка, так и проблемы со стороны преподавательского состава, такие как сниженная мотивация к освоению новых образовательных технологий, недостаток времени на подготовку занятий с применением интерактивных форм обучения. Данные проблемы усугубляются недостаточностью материально-технической базы и качеством учебного материала при обучении учебной дисциплине «Физика».
Исходя из вышеописанных проблем, можно сделать вывод, что формирование интерактивного образовательного пространства образовательного учреждения среднего профессионального заведения – это достаточно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия многих структур учебного заведения с целью повышения качества образовательного процесса, формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Проблема использования интерактивных форм обучения требует дальнейшего изучения для разработки рекомендаций преподавателям по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, адаптации интерактивных форм для применения в образовательных учреждениях среднего профессионально образования.
Приведем некоторые рекомендации по совершенствованию интерактивных форм обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1. Руководителям образовательных учреждений среднего профессионального образования необходимо принимать меры по повышению мобильности педагогического состава в организации.
2. Включить в план образовательной организации и в дальнейшем организовать и провести в течение года мероприятия, направленные на реализацию потребности профессионального и личностного роста преподавателей.
3. Руководителям образовательных учреждений, методическим и иным службам разработать и принять локальные акты на уровне организации, предусматривающие порядок и внедрение интерактивных форм обучения.
4. Организовать подготовку и переподготовку преподавательского состава, реализуемые средствами системы повышения квалификации, участие в практических семинарах, тренингах, с участием педагогов-практиков по применению интерактивных форм обучения.
5. Разработать мероприятия по повышению мотивации обучающихся в учебном процессе с применением интерактивных форм. Повышение заинтересованности обучающихся к учебной дисциплине и будущей специальности, как через профессионализм педагога, так и методом рефлексии, поддержание творческого микроклимата в группе, правильное эмоциональное воздействие на обучающихся, правильное применение методов воспитания и т.д.
6. Преподавателям при применении интерактивных форм обучения акцентировать свое внимание на использовании работы в малых группах.
Учебная деятельность обучающихся на занятиях при работе малыми группами переменного состава должна ориентироваться на повышение уровня усвоения учебного материала, приобщение к учебной и научно-исследовательской работе и повышение доли самостоятельной работы и может быть направлена на реализацию образовательных и развивающих целей. При этом преподаватель перед началом работы с применением интерактивных форм должен провести самоанализ с выделением тем, возможных к изучению с применением интерактивных форм обучения, определить предполагаемый результат, критерии его оценки, материальную базу и уяснить для себя причину применения интерактивных форм обучения при изучении какой-либо конкретной цели. Цель, поставленная преподавателем должна в конечном счете стать целью обучающегося, который должен почувствовать ее важность для него лично и для его будущей практической деятельности.
Приступая к образовательной деятельности с использованием интерактивных форм обучения преподавателю следует отслеживать состояние аудитории и окружающую обстановку, корректируя процесс в зависимости от наличия опыта по учебной дисциплине у обучающихся, их общей эрудиции, количества обучающихся в группе, ожиданий обучающихся и их нужды в изучаемом материале.
Также преподавателю следует четко определить этап занятия, на котором будут использованы интерактивные формы обучения, их комбинации с учетом предполагаемой конечной цели. При предполагаемом использовании таких интерактивных форм, как работа в малых группах, и подобных им, следует ответственно подойти к формированию перечня заданий и разработке рекомендаций для обучающихся по их выполнению. Определив перечень и виды заданий, следует еще раз сопоставить предполагаемый результат с целями занятия, а также проверить возможность выполнения заданий при работе в малых группах, так как зачастую преподаватель подбирает понравившиеся ему задания, трансформирует их в соответствии со своими нуждами и забывает, для чего указанные задания были нужны изначально.
Преподавателю рекомендовано разработать и подготовить дидактические материалы, предполагаемые к использованию при применении интерактивных форм обучения и представить уже готовые материалы обучающимся на соответствующих этапах занятия. При этом предпочтительной является письменная форма представления дидактических материалов.
Критерии оценки результатов, определенные преподавателем, должны быть доведены до сведения обучающихся.
В случае если предполагается применение интерактивных форм обучения, включающих работу в малых группах, следует заранее определить способ формирования группы и ее численность, а также способы фиксации индивидуальных и коллективных достижений, порядок контроля, правил групповой работы, порядок оказания помощи.
7. Для повышения мотивации и успешного применения и совершенствования интерактивных форм обучения по учебным дисциплинам и профессиональным модулям преподавателям необходимо соблюдать следующие условия:
Мотивировать обучающихся личным примером.
Сдерживать свои обещания.
Формировать положительное отношение к профессии.
Создать положительный микроклимат в группе.
Предоставлять максимальную свободу обучающимся (давать группе возможность выбрать метод текущего оценивания знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, вариант задания и т.д.).
Отмечать успехи обучающихся и хвалить публично, демонстрировать достижения обучающихся в группе.
Четко выработать систему организации учебного процесса.
На занятиях акцентировать внимание на непосредственную сферу применения полученных знаний.
Применять различные формы организации деятельности обучающихся, чередование различных форм деятельности. С момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить обучающихся высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал и т.д.
Необходимо предлагать обучающимся для выполнения посильные учебные задачи. Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций.
Четко и однозначно объяснять домашнее задание.
Использовать учебные видеофильмы, видеофрагменты и другие электронные ресурсы в процессе обучения; таблицы, схемы, графики и другие раздаточные материалы. Преподавателю необходимо комбинировать как аудиальные, так и визуальные средства обучения.
Регулярно и непрерывно осуществлять контроль знаний обучающихся. Доводить до сведения обучающихся критерии оценки их деятельности.
8. Привлекать педагога-психолога для проведения социально-психологических тренингов обучающимся по повышению мотивации к обучению.
9. Руководству совершенствовать материально-техническую базу организации.
10. Организовать обмен опытом работы по применению и совершенствованию интерактивных форм обучения между учебными заведениями посредством участия преподавателей в конференциях, публикации научных работ, пособий, обмена мнениями и др.
11. Внедрять новые интерактивные формы обучения постепенно, поэтапно, соблюдая требования ФГОС СПО и общие рекомендации.
Таким образом, использование интерактивных форм в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту и позволяет качественно изменить организуемое педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для обучающегося, укрепить их положительную мотивацию в учении, в создании условий своего развития. Результат реализации в педагогическом процессе колледжа интерактивных форм обучения – повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, повышения качества образования.
Выполнение предложенных рекомендаций по совершенствованию интерактивных форм обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования предполагает, что в их реализации будут принимать участие не только преподаватели и обучающиеся, но и административный аппарат образовательного учреждения, службы методического обеспечения.
Список использованных источников и литературы
1. Братчикова, Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций [Электронный ресурс]: / Педагогическое образование в России / Ю.В. Братчикова // Электронно-библиотечная система Издательства Лань, 2016. – Режим доступа: www / URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/255887/#1 – 27.10.2016 г. – Загл. с экрана.
2. Голованова, И.И. Практики интерактивного обучения [Текст]: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. – Казань: Казан. ун-т, 2014. – 288 с.
3. Головцова, И.Г. Проблемы внедрения интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода [Электронный ресурс]: / И.Г. Головцова, Л.В. Рудакова // Вестник «АГУ» / Электронно-библиотечная система Издательства Лань. – 2016. – № 2. – Режим доступа: www / URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/196087/#1. – 25.10.2016 г. – Загл. с экрана.
4. Гордейчук, Л.Г. Методика подготовки интегрированных занятий по физике и ИКТ (Обобщение опыта) [Текст]: / Л.Г. Гордейчук, Е.А. Крапчатова // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» – 2015. – № 4.
5. Ивакина, Е.В. Методические приемы использования мультимедийных технологий на современном уроке физики [Текст]: / Е.В. Ивакина // Научно-методический журнал «Методист» – 2015. – № 9. – С. 54-56.
6. Казьменко, Е.К. Формирование коммуникативной компетенции на уроках физики [Текст]: / Е.К. Казьменко // Теоретический и научно-методический журнал «Специалист» – 2015. – № 11-12. – С.13-14.
7. Калинченко, А.В. Интерактивные формы организации деятельности [Текст]: / А.В. Калинченко, Л.Ю. Галишникова // Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование» – 2016. – № 8. – С.22-25.
8. Комовская, Е.В. Интерактивные средства обучения на службе у педагога [Текст]: / Е.В. Комовская // Теоретический и научно-методический журнал «Специалист» – 2015. – № 9. – С. 19-21.
9. Кузнецова, Е.В. Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла [Текст]: / Е.В. Кузнецова // Приложение к научно-методическому журналу «Методист» – 2016. – № 8. – С.6-17.
10. Ларионова, Г.А. О технологиях интерактивного обучения в курсах математических и естественнонаучных дисциплин [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система издательства «Лань» / Г. А Ларионова, Ю.Г. Плаксина, 2016. – Режим доступа: www / URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/60352/#1. – 26.10.2016 г. – Загл. с экрана.
11. Лебедева, О.В. Проектирование исследовательской деятельности в системе уроков физики [Текст]: / О.В. Лебедева, О.А. Харитонова // Приложение к научно-методическому журналу «Методист» – 2015. – № 10. – С. 17-29.
12. Мурашова, Н.И. Интерактивные методы кругового взаимодействия [Текст]: / Н.И. Мурашова // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» – 2016. – № 7. – С.78-82.
13. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
14. Практики интерактивного обучения [Электронный ресурс]: / метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина, 2014. – Режим доступа: www / URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F374100893/Golovanova_Asafova.pdf. –23.10.2016 г. – Загл. с экрана.
15. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин, 2013. – Режим доступа: www / URL: http://www.nntu.ru/RUS/otd_sl/ymy/metod_dokym_obraz/provedenie-zanyatij-s-primeneniem-interakt.pdf. – 27.10.2016 г. – Загл. с экрана.
16. Рубцова, О.М. Методическая разработка занятия по физике [Текст]: / Л.Г. Кирсанова // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» – 2016. – № 10. – С.69-75.
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227–р [Электронный ресурс]: / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ – 19.10.2016 г. – Загл. с экрана.
18. Туранина, Н.А. Интерактивные технологии как основа формирования профессиональной компетенции выпускника колледжа [Текст]: / Н.А. Туранина, Л.М. Курганская // Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование» – 2016. – № 6. – С.18-21.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.