Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Июнь » 15

Организация краеведческой работы в системе СПО

Мотовилина Алина Викторовна,
преподаватель общественных дисциплин Санкт-Петербургского ГБУ «Высшая банковская школа»


Аннотация: обобщение опыта краеведческой работы в учреждении СПО.

Ключевые слова: краеведение; организация; интерес ;возрождение; культура; направления краеведения;

Сегодня в нашей стране значительную роль в воспитании молодого поколения играет краеведение. Занятие краеведением помогает молодежи глубже уяснить смысл норм, включенных в Конституцию РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч.3 ст.44 КРФ), «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58 КРФ).

Внеурочные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у студентов любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт так раскрыл это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Организация краеведческой работы в системе СПО имеет свои особенности. Поэтому при составлении плана воспитательной работы в учебном учреждении их необходимо учитывать. Организатором краеведческой работы может выступать как завуч по воспитательной работе, так и любой преподаватель-предметник, интересующийся этой деятельностью либо получивший дополнительной образование по организации краеведческой работы.

Обычно местоположение учебного заведения определяет тематику краеведческой работы либо сужая ее, либо расширяя. Но если учебное заведение находится в крупном районном или столичном центре, то простор для краеведческой работы безграничен.

Исходя из имеющихся ресурсов, учебное заведение может формировать различные направления краеведческой работы. Это могут быть следующие направления:
Историческое;
Духовно-нравственное;
Научно-исследовательское;
Спортивно-оздоровительное;
Военно-патриотичеcкое;
Общекультурное;
Экологическое;

Нередко при составлении плана краеведческой работы миксуют различные темы, выделяя в них отдельные направления.

Разумнее всего начинать работать с первокурсниками, только что поступившими в учебное заведение. И здесь тоже есть своя особенность. Нередко в учебное заведение поступают студенты, уже имеющие определенный багаж знаний по краеведению. Иногда они приезжают из других населенных пунктов, где такая работа велась. У таких студентов есть навык работы по краеведению и их можно задействовать в организации краеведческих мероприятий. Кроме того первокурсники пластичны, у них еще нет навыка обучения и общения в системе СПО, они еще по сути дети, но желание выглядеть взрослыми, нередко побуждает их к выполнению сложных работ, стимулирует к участию в таких мероприятиях, в которых в школе они не принимали участия. Кроме того они менее загружены, чем студенты вторых и третьих курсов. Участие в краеведческой работе на первом курсе побуждает студентов и дальше продолжать исследовательскую работу, помогать организовывать ее на втором и последующих курсах. Опыт показывает, что те, кто с первого курса задействован был в краеведческих мероприятиях, с удовольствием участвуют в них и дальше. А по окончании учебного заведения не прерывают интереса к этой теме, через всю жизнь проносят тягу к путешествиям и отчетам о них уже в системе Интернет.

Сегодня интерес к краеведению в целом по стране вырос. Причин этому несколько. Появились средства у местных администраций для реставрации памятников истории и культуры. Возрождается ремесло в малых городах, стали доступны многие архивные документы. Активизировали работу местные музеи. А среди них появились и частные музеи, коллекции которых могут быть интересны обывателю. Нередко предприятия с историей создают свои музейные композиции, которые могут быть интересны не только работникам этого предприятия, но и всем. А если студенты получают профессию или специальность на производстве, где есть своя история, то посещение таких музеев становится жизненно необходимым. Так как это позволит сформировать исторические связи между поколениями. Все это приводит к тому, что краеведческая работа в учебных заведениях сегодня становится частью воспитательной работы, формирует социально зрелую личность и гражданина.

Как же определить склонность к этой работе? На первом этапе в работу включаются кураторы групп первокурсников. Они собирают данные студентов, выясняют круг их интересов, багаж приобретенных знаний до колледжа. Нередко студенты в приватных беседах или на кураторских часах рассказывают о своих городах, достопримечательностях в них, истории их родных городов. Такие рассказы вызывают подлинный интерес в группе, стимулируют к созданию дружеской атмосферы, формируют желание своими глазами увидеть другие города и поселки. Все это стоит использовать в плане мероприятий по краеведческой работе в группе и учебном заведении.

Однако при этом следует учесть и экономический фактор. Значительная часть студентов сегодня из малоимущих семей, поэтому выделить средства на дальние поездки для своих детей не могут.

Немалая роль в организации краеведческой работы принадлежит куратору группы. Если он не формально подходит к своей работе, является творческой личностью, авторитетом для студентов, то ему легче будет организовать мероприятие. Однако проблемой может стать позиция руководства учебного учреждения или вышестоящей администрации, которые в виду большого количества несчастных случаев с детьми в таких поездках, сегодня рекомендуют ограничить их число на дальние маршруты.

Если же маршрут выбран, то стоит начать с его организации. Прежде всего, стоит провести рекламу маршрута. Для этого необходимо разработать маршрутную карту, указать на ней достопримечательности, которые встретятся на пути, лучше всего для этого сделать маленькие фото. Затем охарактеризовать ценность путешествия, его продолжительность, вид транспорта, которым будут следовать путешественники, цены на сувениры, возможность остановок в пути, организацию питания в дороге и санитарные остановки. Для студентов-инвалидов стоит провести индивидуальную разъяснительную беседу, чтобы они отчетливо представляли себе все особенности путешествия и возможные тяготы в пути. Маршрутную карту стоит вывесить в общедоступное место, чтобы все студенты могли с нею ознакомиться, обсудить с сокурсниками, а затем дома с родителями. Обычно на ознакомление дается не более полутора недель. Этого времени хватает для принятия решения о поездке. После этого начинается запись на поездку. Организатор поездки должен сформировать группу таким образом, чтобы в нее вошли дети с разными интересами, по возможности друзья и товарищи. Стоит допустить в группу родственников и друзей студентов из других учебных заведений. Потому что ребята 16-18 лет имеют уже свою дружескую кампанию, которая сформировалась в прежние годы и порывать с нею не хотят.

Для того чтобы поездка запомнилась, необходимо предложить студентам взять с собой фото и видеокамеры. Перед поездкой стоит поставить четкую цель, разъяснить, в какой форме и кто составляет отчет о поездке. Здесь стоит учесть интересы конкретных студентов. Ведь одни интересуются природой, другие историческими памятниками, третьи архитектурой, четвертые материальными ценностями. Поэтому руководитель поездки предварительно должен получить представление о круге интересов экскурсантов.

Как правило, поездки на дальние расстояния сопряжены с дополнительными сложностями. Поэтому перед поездкой стоит напомнить студентам о правилах безопасности, санитарии и гигиены. В обязательном порядке необходимо провести с ними инструктаж по технике безопасности и дать расписаться в журнале по ТБ. На руках у преподавателя (преподавателей), сопровождающих группу, должен быть приказ о маршруте поездки, дате поездки, времени начала и окончания поездки. Руководитель поездки полностью отвечает за жизнь и здоровье детей с момента начала поездки и до ее окончания.

В процессе краеведческой поездки определятся различные познавательные уровни. Кто-то настроен получить «готовые» знания о крае от экскурсовода или преподавателя. Кому-то предварительно захочется прочитать материалы о крае из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. А кто-то предпочтет самостоятельно приобрести знания о маршруте поездки, чтобы внимательно слушая гида, дополнить его рассказ и блеснуть знаниями перед другими путешественниками. Такие студенты - кладезь для организатора поездки. Они не равнодушны, внимательны, вдумчивы, задают много вопросов. А к последующему отчету о поездке подходят скрупулезно и качественно. Нередко после поездки они ищут дополнительные материалы и приобретают дополнительные знания. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы государственных музеев, ресурсы Интернета. Особую группу составляют студенты, целенаправленно изучающие историю родного края. Отчеты и выступления таких студентов можно использовать на научных конференциях, олимпиадах по истории и краеведению, географии, биологии и других дисциплин.

Следующим важным этапом краеведческой работы является организация отчета об экскурсии или поездке. Каждый студент должен подготовить материал о поездке. Затем готовые материалы в электронном виде сдаются перподавателю-организатору. Он сепарирует материал, корректирует, отбирает для газеты. Если материала много, он интересен и различен по содержанию, то уместно будет провести круглый стол, где студенты, участвующие в поездке, расскажут о ней всем желающим. Если же собран материал для научной работы по краеведческой теме, то организуют научную конференцию в стенах своего учебного заведения. Нередко материалы, наработанные в краеведческой поездке, помогают студентам, участвующим в олимпиадах по истории, обществознанию и другим дисциплинам. Материалы поездки можно включить в какое-то тематическое мероприятие для всех студентов колледжа. Отчетная газета о поездке выпускается активом краеведческой группы для всеобщего обозрения. Можно сделать карман на газете для отзывов о поездке и газете в целом. Неплохо материалы о поездке вывесить на сайте учебного заведения, чтобы любой желающий получил представление о видах воспитательных работ, проводимых в данном учебном заведении. Одновременно это будет стимулом к активизации такой работы и росту числа участников в поездках по родному краю.

Ознакомительной формой работы по краеведению могут стать выступления студентов, приехавших на учебу в колледж из других населенных пунктов. В рамках группы или курса можно организовать классные часы или мероприятия под названием: «Я из Вологды ( Воронежа, Архангельска и т.д.)» Студент подбирает материалы о своем населенном пункте, рассказывает об истории края, памятниках, достопримечательностях, стимулирует других студентов к поездке в его населенный пункт. Кроме того это позволяет поддерживать в таком студенте чувство малой Родины, любовь к родному краю. В иных студентах формирует здоровое любопытство, желание своими глазами увидеть место, где живет его сокурсник. В результате это помогает сформировать дружеское общение в группе, на курсе и в учебном заведении в целом. Позволяет развить речь, навыки коммуникативности, умение вести беседу с большой аудиторией, не бояться выступать перед публикой.

В ГБУ СПО « Высшая банковская школа» краеведческая работа основана на экскурсионно- исторической, общекультурной и познавательной деятельности. Здесь организуют экскурсии как по Санкт-Петербургу, так и по ЛО, а также в города Псков и Новгород Великий, на Псковщину и Новгородчину. Экскурсии стараются проводить в теплое время года – осенью или весной. Это связано с сохранением здоровья студентов, кроме того, в это время года они менее нагружены в образовательном процессе. Экскурсии проводятся в субботние и воскресные дни, чтобы не срывать учебные часы. Обычно формируются группы не более 40 человек, чтобы студенты могли разместиться в одном автобусе, и их легче было бы сопровождать. По окончании поездки студенты составляют отчеты, дополняют их фотоматериалами или видеоматериалами. В учебном заведении выпускается газета для всеобщего обсуждения. Результатом такой работы становится возросший интерес к родному краю, желание узнать о нем больше. Намечаются поездки на дальние расстояния, формируются группы по интересам, растет доброжелательность и открытость студентов.

Итогом такой работы в учебном заведении является активизация в социально-политической и исторической жизни студентов. У них вырабатывается активная жизненная позиция. А это позволяет во время обучения в ГБУ «ВБШ» сформировать профессиональную компетентность, стать высококлассным специалистом в своем деле, а в дальнейшем стимулирует студентов к получению высшего образования.

Список использованных источников:

1. Конституция РФ, 1993 г.

2.Газета «Известия» от 22.12.2003 года, статья обозревателя Натальи Ивановой-Гладильщиковой Сигурд Шмидт: «Краеведение воспитывает преданность своей Родине»
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar