Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2017 » Июнь » 22

Применение проектной технологии на первом курсе СПО и возможные способы решения возникающих проблем

Сбитнева Наталья Валерьевна
ГБПОУ «ЗАМТ»


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования проектных технологий в рамках первого курса СПО, особенности выполнения учебных проектов по общеобразовательным дисциплинам. В работе отражен личный опыт и методические приемы, используемые при решении проблем, возникающих у первокурсников при выполнении учебных проектов.

Ключевые слова: образование, проектная технология, метод проектов, целеполагание, поисково-исследовательские и коммуникативные навыки, совместная учебная деятельность, развитие компетенций.


Анализ современной методической литературы показывает, что проектные технологии имеют широкую сферу применения в образовании в самых разнообразных областях знаний, при обучении почти любому предмету. Проектные технологии, как метод обучения, приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных учебных заведениях, как на уровне школы, так и в средних профессиональных образовательных учреждениях. Такая тенденция свидетельствует о том, что в периоды социальной реформации перед образованием возникают задачи, решение которых может осуществить именно разработка и реализация проектов и обучение проектированию [2]

Проектные технологии в рамках СПО применяются, начиная с выполнения индивидуальных проектов на первом курсе. В дальнейшем навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся формируются при работе над курсовыми и дипломными работами.

Преимущества современного использования учебного проектирования в профессиональном образовании заключается в следующем:

-процесс обучения строится на основе создания учащимся, студентом собственных образовательных продуктов и овладения опытом продуктивной деятельности;

-появляется возможность использования различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;

-процесс учебного взаимодействия строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющего создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса [3]

Моя педагогическая деятельность связана с организацией выполнения учебных проектов на первом курсе, тематика которых чаще всего связана с общеобразовательными предметами. Эти предметы носят в значительной степени интегративный характер, тесно связаны с окружающей жизнью, повышают гражданские и коммуникативные навыки обучающихся, формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную и научную значимость.

С помощью общих наблюдений за работой студентов первого курса и анкетирования мною были выявлены некоторые сложности, препятствующие успешному применению проектных технологий в образовательном процессе.

Наибольшие трудности у обучающихся при работе над учебными проектами возникают на первых этапах, связанных с формулированием проблемы, постановкой целей и задач. Зачастую, имея примерное представление о том, чем они будут заниматься, ребята не могут выбрать из множества проблем главную и осуществить поиск способов достижения основной цели. Для развития навыка целеполагания предлагаю обучающимся на занятиях упражнение «Дерево целей», при этом центральная цель выбирается сначала из бытовой области (сварить суп, научиться кататься на роликах и др.), и лишь потом – из научной (проанализировать текст, написать реферат, выполнить учебный проект).

Большинство студентов хорошо владеют компьютером, поисковыми сайтами сети Интернет, достаточно активно общаются в социальных сетях. В результате у них возникает слегка завышенное самомнение по поводу владения поисково-исследовательскими и коммуникативными навыками. Умение работать с текстом и формулировать основные тезисы формируется у обучающихся на многих гуманитарных общеобразовательных предметах и является очень важным при работе над индивидуальными проектами. По-видимому, у некоторых студентов это умение развито недостаточно, поэтому они сталкиваются с серьезной проблемой выбора основных тезисов из больших текстов, ориентируясь зачастую даже не на смысл текста, а на ключевые слова, встречающиеся в нем.

В методической литературе часто озвучивается проблема публичных выступлений. Многие современные подростки испытывают серьезные трудности при защите проектов, выступлении с докладами, презентации своих достижений и т.д. Они не всегда умеют составить план выступления по своему проекту, сжато излагать свои мысли, грамотно выражать свое мнение. Среди студентов довольно часто встречаются те, которые не обладают достаточными навыками создания презентаций в программе Power Point. При этом ребята не могут не только технически создавать слайды презентации (этим навыком они овладевают довольно быстро), но и выбирать основную информацию, которая должна быть представлена зрителям.

Для лучшего приобретения поисковых и коммуникативных умений считаю необходимым упражнения, когда ребята анализируют небольшие тексты о современных научных достижениях, формулируют аннотацию и составляют краткое выступление по статье. Повторение этих упражнений несколько раз способствует повышению общей научной эрудиции и развитию навыков «говорения». В качестве самостоятельной работы студентов можно организовать создание небольших презентаций Power Point по материалам проанализированного текста и составленным тезисам.

Федеральные государственные образовательные стандарты, в рамках которых реализуется компетентностный подход, выявляют необходимость выработать у студентов способности к самостоятельной учебной деятельности. Проектная технология позволяет развивать исследовательские, коммуникативные и презентационные навыки, повышает учебную мотивацию, развивает познавательный интерес, творческие способности и т.д. При этом проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей разнообразных знаний и исследовательского поиска путей ее решения, анализ полученных данных и оформление конечных результатов. Это, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению программного материала, способствует развитию личных и профессиональных компетенций, которые являются необходимыми и позволяют лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям жизни.

Таким образом, применение проектной технологии на первом курсе СПО сопровождается рядом трудностей, но самостоятельная деятельность обучающихся под руководством педагога позволяет решить возникающие проблемы и приводит к результату, который будет значимым для участников проекта, как с точки зрения личностных, так и профессиональных качеств.

Список литературы

1.Лаштабова Н.В. Проектирование и метод проектов в современном образовательном процессе средней и высшей школы // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса. Оренбург, 2006

2.Малкова И.Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной деятельности/Ю.Ю.Малкова // Вестник Томского государственного университета.-2005.-№286.-с.164-168

3.Разработка и реализация практико-ориентированных проектов в учебном процессе профессиональной образовательной организации // Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования, 2015.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar