Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Июнь » 28

Организация проектной деятельности обучающихся - как одно из направлений совместной учебно-методической работы преподавателя и обучающихся

Ротару Татьяна Александровна
преподаватель
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский политехнический колледж»
г. Белгород Белгородской области


Организация проектной деятельности обучающихся - как одно из направлений совместной учебно-методической работы преподавателя и обучающихся


В настоящее время мировым сообществом осознана необходимость реформирования систем образования с тем, чтобы обучающийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная его деятельность находилась в центре внимания педагогов. Приобретенные в процессе обучения знания подвергаются изменениям каждый год. И при этом важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, обучаться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания и профессии. И всем этим им придется заниматься всю сознательную жизнь.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к профессиональному обучению. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания, на мой взгляд, является метод проектов.

В проектной работе обучающиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности и творческие способности детей, их способность мыслить креативно.

Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Актуальность, значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы доклада: «Организация проектной деятельности обучающихся в ходе курсового и дипломного проектирования».

Повышение качества образования и формирование у обучающихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации профессионального образования. И она предполагает активную самостоятельную позицию обучающихся в самом процессе обучения; развитие общеучебных умений и навыков. Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию связи обучения с жизнью.

Общепризнано, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их уже начиная со школы, и продолжать работу по развитию их исследовательской проектной деятельности в образовательных учреждениях, куда они поступили для получения профессии.

В результате исследовательская и проектная деятельность обучающихся необратимо становится одной из важнейших форм современного образования и профессионального в том числе.

Исследовательская деятельность обучающихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Изучая исследования и публикации по внедрению проектной деятельности в процесс обучения, можно понять, что цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление

В своем докладе хочу поделиться опытом использования проектного обучения в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования и рассмотретьнекоторые теоретические аспекты проектной методики обучения, его влияние на формирование компетенций обучающихся

Информация может быть полезна преподавателями системы СПО при организации проектно-исследовательской работы студентов.

Проектный метод вошел в мою преподавательскую деятельность как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Метод проектов - совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Проект по специальной дисциплине - это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного, личностно значимого для них материального результата и которая предполагает самостоятельное решение обучающимися профессиональных задач.

В своей работе я использовала проектную деятельность всегда.

Сначала это были моно-проекты. И реализовывались они в рамках одной учебной дисциплины, укладывались они в один урок или даже его часть. Затем стали получаться краткосрочные проекты, работа над которыми могла занять 4-6 уроков. На настоящем этапе мои студенты работают над долгосрочными проектами, как индивидуальными, так и групповыми, выполняемые, как правило, во внеурочное время.

Проектная деятельность меня привлекает тем, что здесь по максимуму учитывается индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности.

В этом виде деятельности каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить и углубить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие задатки и способности, продемонстрировать другим свою компетентность, используя для этой цели знания из разных областей (коммуникативные и информационно-технологические умения), ощутить успех и, наконец, самоутвердиться.

Итак, с чего все началось?

Я не буду подробно останавливаться на мини-проектах. Так или иначе, с этим видом проектов работают практически все педагоги.

Более интересная работа началась, когда мы перешли к краткосрочным проектам. Сначала это были итоговые творческие работы по пройденной теме изучаемой дисциплине. В процессе работы над проектом, студенты самостоятельно могли принять решение индивидуально выполнять проект или в группе, выбрать партнёров в работе, способы и источники получения информации, методы исследования и формы представления результатов.

Потом были итоговые творческие проекты по изучаемой дисциплине. Здесь, разумеется, масштаб и ответственность уже возрастают, но имеющийся опыт позволяет ребятам достойно выполнить и защитить работу.

На следующем этапе, по мере «взросления» нашей проектной деятельности, нам захотелось попробовать объединить в одном проекте несколько дисциплин: общепрофессиональных и специальных. Эти проекты переросли в курсовые проекты

На настоящем этапе мы перешли к долгосрочным проектам и используем проектную деятельность в дипломном проектировании

При этом осуществляется широкое взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручка обучающихся между собой. В работе над этими проектами мы с ребятами привлекаем консультантов из профессиональной сферы деятельности.

Использование проектной деятельности в работе позволяет мне как педагогу выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, преобразовать образовательный процесс в результативную и созидательную работу. Не менее важно то, что активное включение обучающихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Всё это развивает чувство ответственности обучающихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.

Работа над проектами проводится поэтапно. На всех этапах подготовки проекта я выступаю не в роли эксперта, но в роли консультанта и помощника. При этом акцент обучения в ходе проектирования делаю не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать как»). Существование в среде неопределенности как раз и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Остановлюсь на этапах работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

Для того, чтобы организация этого этапа прошла успешно, перед студентами ставлю проблему, которая бы подтолкнула их к обсуждению. Применяю различные способы и средства для поддержания мотивации, продумываю вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. Именно, на этом этапе ставится проблема, определяются цели и задачи проекта, вид продукта (макет, стенд, обучающая программа) и форма представления, разрабатывается план выполнения поставленных задач. Моя задача на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Далее выявляются потенциальные возможности каждого (коммуникативные, публицистические, организаторские, и т. д.). Я стараюсь построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих.

2. Аналитический этап.


Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый обучающийся уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая: собственный опыт; результат обмена информацией с другими обучающимися, преподавателями, родителями и т.д.; сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.; а также анализирует и интерпретирует полученные данные.

3. Практический этап - этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Это самый интересный этап, ведь в большинстве случаев, результат проектирования – это вещи материальные и используемые в дальнейшем в учебном процессе. Разумеется, форму представления результатов проекта обучающиеся выбирают сами. Если ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, я всегда готова прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Без их согласия стараюсь не вмешиваться в их творческий исследовательский процесс.

4. Презентационный этап.

Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта. На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (это может быть колледж, городские площадки или региональные и даже всероссийские). Моя задача как руководителя этого проекта – объяснить обучающимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих творений.

5. Контрольный этап

При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения студентов в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Вторая составляющая оценки результата - это сам проект.

В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информационными источниками, находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.

Учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.

Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у обучающихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета

Литература
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения//Директор школы.1995.№6
Кулькевич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практическое пособие. – Ростов н/Д:Учитель,2005.
Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно – методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПКиПРО, 2002 г.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работниковобщеобразовательных учреждений – 3-е изд., испр.и доп.- М., АРКТИ,2006.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar