- 28.06.2017
- 3239 Просмотров
- Обсудить
Ротару Татьяна Александровна
преподаватель
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский политехнический колледж»
г. Белгород Белгородской области
преподаватель
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский политехнический колледж»
г. Белгород Белгородской области
Организация проектной деятельности обучающихся - как одно из направлений совместной учебно-методической работы преподавателя и обучающихся
В настоящее время мировым сообществом осознана необходимость реформирования систем образования с тем, чтобы обучающийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная его деятельность находилась в центре внимания педагогов. Приобретенные в процессе обучения знания подвергаются изменениям каждый год. И при этом важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, обучаться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания и профессии. И всем этим им придется заниматься всю сознательную жизнь.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к профессиональному обучению. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания, на мой взгляд, является метод проектов.
В проектной работе обучающиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности и творческие способности детей, их способность мыслить креативно.
Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Актуальность, значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы доклада: «Организация проектной деятельности обучающихся в ходе курсового и дипломного проектирования».
Повышение качества образования и формирование у обучающихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации профессионального образования. И она предполагает активную самостоятельную позицию обучающихся в самом процессе обучения; развитие общеучебных умений и навыков. Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию связи обучения с жизнью.
Общепризнано, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их уже начиная со школы, и продолжать работу по развитию их исследовательской проектной деятельности в образовательных учреждениях, куда они поступили для получения профессии.
В результате исследовательская и проектная деятельность обучающихся необратимо становится одной из важнейших форм современного образования и профессионального в том числе.
Исследовательская деятельность обучающихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Изучая исследования и публикации по внедрению проектной деятельности в процесс обучения, можно понять, что цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление
В своем докладе хочу поделиться опытом использования проектного обучения в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования и рассмотретьнекоторые теоретические аспекты проектной методики обучения, его влияние на формирование компетенций обучающихся
Информация может быть полезна преподавателями системы СПО при организации проектно-исследовательской работы студентов.
Проектный метод вошел в мою преподавательскую деятельность как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Метод проектов - совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Проект по специальной дисциплине - это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного, личностно значимого для них материального результата и которая предполагает самостоятельное решение обучающимися профессиональных задач.
В своей работе я использовала проектную деятельность всегда.
Сначала это были моно-проекты. И реализовывались они в рамках одной учебной дисциплины, укладывались они в один урок или даже его часть. Затем стали получаться краткосрочные проекты, работа над которыми могла занять 4-6 уроков. На настоящем этапе мои студенты работают над долгосрочными проектами, как индивидуальными, так и групповыми, выполняемые, как правило, во внеурочное время.
Проектная деятельность меня привлекает тем, что здесь по максимуму учитывается индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности.
В этом виде деятельности каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить и углубить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие задатки и способности, продемонстрировать другим свою компетентность, используя для этой цели знания из разных областей (коммуникативные и информационно-технологические умения), ощутить успех и, наконец, самоутвердиться.
Итак, с чего все началось?
Я не буду подробно останавливаться на мини-проектах. Так или иначе, с этим видом проектов работают практически все педагоги.
Более интересная работа началась, когда мы перешли к краткосрочным проектам. Сначала это были итоговые творческие работы по пройденной теме изучаемой дисциплине. В процессе работы над проектом, студенты самостоятельно могли принять решение индивидуально выполнять проект или в группе, выбрать партнёров в работе, способы и источники получения информации, методы исследования и формы представления результатов.
Потом были итоговые творческие проекты по изучаемой дисциплине. Здесь, разумеется, масштаб и ответственность уже возрастают, но имеющийся опыт позволяет ребятам достойно выполнить и защитить работу.
На следующем этапе, по мере «взросления» нашей проектной деятельности, нам захотелось попробовать объединить в одном проекте несколько дисциплин: общепрофессиональных и специальных. Эти проекты переросли в курсовые проекты
На настоящем этапе мы перешли к долгосрочным проектам и используем проектную деятельность в дипломном проектировании
При этом осуществляется широкое взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручка обучающихся между собой. В работе над этими проектами мы с ребятами привлекаем консультантов из профессиональной сферы деятельности.
Использование проектной деятельности в работе позволяет мне как педагогу выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, преобразовать образовательный процесс в результативную и созидательную работу. Не менее важно то, что активное включение обучающихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Всё это развивает чувство ответственности обучающихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.
Работа над проектами проводится поэтапно. На всех этапах подготовки проекта я выступаю не в роли эксперта, но в роли консультанта и помощника. При этом акцент обучения в ходе проектирования делаю не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать как»). Существование в среде неопределенности как раз и активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Остановлюсь на этапах работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
Для того, чтобы организация этого этапа прошла успешно, перед студентами ставлю проблему, которая бы подтолкнула их к обсуждению. Применяю различные способы и средства для поддержания мотивации, продумываю вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. Именно, на этом этапе ставится проблема, определяются цели и задачи проекта, вид продукта (макет, стенд, обучающая программа) и форма представления, разрабатывается план выполнения поставленных задач. Моя задача на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Далее выявляются потенциальные возможности каждого (коммуникативные, публицистические, организаторские, и т. д.). Я стараюсь построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих.
2. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый обучающийся уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая: собственный опыт; результат обмена информацией с другими обучающимися, преподавателями, родителями и т.д.; сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.; а также анализирует и интерпретирует полученные данные.
3. Практический этап - этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Это самый интересный этап, ведь в большинстве случаев, результат проектирования – это вещи материальные и используемые в дальнейшем в учебном процессе. Разумеется, форму представления результатов проекта обучающиеся выбирают сами. Если ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, я всегда готова прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Без их согласия стараюсь не вмешиваться в их творческий исследовательский процесс.
4. Презентационный этап.
Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта. На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (это может быть колледж, городские площадки или региональные и даже всероссийские). Моя задача как руководителя этого проекта – объяснить обучающимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих творений.
5. Контрольный этап
При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения студентов в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Вторая составляющая оценки результата - это сам проект.
В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информационными источниками, находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.
Учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.
Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у обучающихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета
Литература
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения//Директор школы.1995.№6
Кулькевич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практическое пособие. – Ростов н/Д:Учитель,2005.
Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно – методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПКиПРО, 2002 г.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работниковобщеобразовательных учреждений – 3-е изд., испр.и доп.- М., АРКТИ,2006.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.