Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Август » 24

Кластерный подход в управлении региональной системой профессионального образования

Толстопятенко Мария Анатольевна
преподаватель спецдисциплин
ГАПОУ МО «Профессиональный колледж «Московия
Поселок Развилка, Московская область

Кластерный подход в управлении региональной системой профессионального образования

Аннотация: Эффективным механизмом формирования эффективной образовательной среды в сфере подготовки специалистов среднего звена региона, может стать формирование новой модели региональных образовательных кластеров, которые необходимы для эффективного использования регионального образовательного, интеллектуального, ресурсного и производственного потенциала на основе развития образовательных организаций, производств, в интересах повышения качества подготовки специалистов среднего звена.

Ключевые слова: кластер, кластерный подход в развитии системы образования региона, региональное развитие, управление образованием региона, региональные образовательные кластеры, эффективная образовательная среда в сфере подготовки специалистов среднего звена региона

Проблемы развития системы образования свидетельствуют о необходимости внедрения новых организационных подходов и технологий управления развитием образования в сфере подготовки специалистов среднего звена в стране. В настоящее время одним из важнейших приоритетов государственной политики РФ является перевод экономики на инновационный путь развития. В свою очередь переход на новую экономику требует создания и нового инструментария, который позволит создать благоприятный инновационный климат для формирования эффективной образовательной среды в сфере подготовки специалистов среднего звена. Таким механизмом, по мнению автора, может быть формирование новой модели региональных образовательных кластеров (субкластеров) с целью эффективного использования регионального образовательного, интеллектуального, ресурсного и производственного потенциала на основе развития образовательных организаций, производств в интересах повышения качества подготовки специалистов среднего звена в стране.

Главной составляющей стратегий активизации образовательной деятельности является поддержка формирования образовательных кластеров. В практике различных стран сложились две модели кластерной политики. Регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития, которые определяют конкурентоспособность национальных экономик. Регионы, не имеющие кластеров, занимают ведомое экономическое положение.

Кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности различных взаимосвязанных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для обеспечения развития собственного потенциала и конкурентоспособности.

Концепция кластеров является одной из передовых граней современных теории и практики изучения, организации и развития экономической деятельности, проявившей свою высокую эффективность во многих странах и регионах.
Проведенный анализ экономической литературы позволяет сделать вывод о том, что существуют различные подходы к понятию «экономическое пространство», чаще всего упрощая сущность данного термина, подразумевая под ним только некие географические рамки, в которых существует экономическая система и происходят экономические процессы. Однако данное понятие обладает более сложной сущностью, познание которой позволит на практике реализовать новые подходы к развитию и размещению производительных сил[2].

Создание подобных кластеров регламентируется приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 и от 23 июля 2013 года № 611, утверждающими, соответственно, порядок создания и развития, формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования региона, а также Стратегией развития Российской Федерации до 2020 года.

Исследование современных взглядов на кластеры как способы повышения конкурентоспособности экономики позволяет констатировать, что основоположником собственно кластерной теории в ее нынешнем понимании стал американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Согласно теории М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Для национальной экономики кластеры выполняют роль «точек роста» для развития внутреннего рынка. Вслед за первым, зачастую, образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны, в целом, увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их, даже самая развитая экономика может давать посредственные результаты.

Суть кластерной теории М. Портера основывается на так называемых «детерминантах», формирующих конкурентоспособность экономики: факторные условия; условия спроса; родственные и поддерживающие отрасли; стратегии фирм, их структура и соперничество[1].

Отличие кластера от других форм организации предприятий, в особенности от территориально-производственных комплексов, состоит прежде всего в наличии внутренней конкурентной среды и сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, с внешним, наоборот, – преимущественно на кооперации.
Формирование кластеров не только позволяет решать отраслевые задачи, но и способствует многополярному распределению региональных точек роста по территории страны, тем самым обеспечивая сбалансированное территориальное развитие на основе появления новых центров инновационного роста.

Кластеры обладают большей способностью к инновациям в силу того, что[3]:
 фирмы - участники кластера способны более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей;
 членство в кластере облегчает доступ к новым технологиям, используемым предприятиями на различных направлениях хозяйственной деятельности;
 в инновационный процесс включаются поставщики и потребители, а также предприятия других отраслей;
 в результате межфирменной кооперации уменьшаются издержки на осуществление НИОКР;
 фирмы в кластере находятся под интенсивным конкурентным давлением, которое усугубляется возможностью постоянного сравнения собственной хозяйственной деятельности с работой аналогичных компаний.
 кластеры могут не только развивать¬ся и расширяться, но со временем трансформироваться в другие интеграцион¬ные формы;
 такая их гибкость является важным преимуществом по сравнению с другими формами организации эконо¬мической системы;
 кластерная форма интеграции предусматривает тщатель¬ный учет исходных природных факторов.

Объединения профессиональных образовательных субъектов, синергетический эффект взаимодействия будет достаточно высоким и масштабным. Разделение общей цели на индивидуальные задания является обязательным для участников сети. Цель сети - это интегрированный фактор, объединяющий разных участников, территории. В то время как условия формирования системы взаимоотношений между различными субъектами образовательного пространства, сферы деятельности, функции, статусы, идеалы и ценности различны: одни группы субъектов изначально заняты процессом организации передачи знаний, другие - определением содержания и технологии воспитания, третьи - просвещением в области культуры, четвертые - определением стратегии развития образования. Это позволяет создать максимально комфортные условия для объектов сети - обучающихся. Для них моделируются разные условия, в которых учащиеся способны понять и проявить определенные качества, которые впоследствии трансформируются в необходимые социальные компетенции.

Наиболее общие характеристические особенности кластерного подхода заключаются в следующем[3]:
 кластер выступает альтернативой традиционному сектораль¬ному (отраслевому) подходу к управлению развитием хозяйственной деятельности;
 кластер формируется как индустриальный комплекс на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, ос¬новных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой;
 кластеры могут развивать¬ся и расширяться, формируя субскластерные структуры различной отраслевой специализации и концентрации;
 кластер со временем может трансформироваться в другие интеграцион¬ные формы.

Кластерный подход, как инструмент формирования эффективной структуры промышленных комплексов существенно трансформирует характер взаимодейст¬вия между участниками процессов экономического развития - органами власти, предприятиями, научными и образовательными учреждениями, финансовыми, транспортными, логистическими, торговыми и другими организациями. При этом требуется разработка и реализация масштабных производственных программ, кредитное обеспечение которых в условиях кризиса становится проблемным. По-этому особую значимость приобретают приоритетные формы соинвестирования проектов формирования кластеров, целевое кредитование под государственные гарантии.

Прямая территориальная близость образовательных учреждений, их концентрация влечет за собой возникновение кооперативных связей между ними, то есть возможность совместной работы на ряде этапов. Это приводит к уменьшению как затрат, так и времени для достижения заданных целей. При формировании интегрированной сетевой образовательной организации необходимо создать ситуацию, которая позволит максимально усилить возможности сотрудничества образовательных организаций.

Среди факторов, препятствующих развитию кластеров можно выделить:
 низкое качество бизнес-климата и уровня развития инфраструктуры;
 неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям экономики;
 слабые связи между производственным сектором, образовательными и научными организациями;
 низкая эффективность отраслевых и профессиональных организаций;

Эффекты от деятельности кластеров имеют место как на уровне отдельных или нескольких его элементов (внутренний эффект), так и на уровне экономики региона или страны (внешний эффект).
1. Внутренний эффект обусловлен синергетикой, проявляющейся при взаимодействии участников кластера. Наиболее существенными преимуществами являются:
 увеличение масштабов производства и расширение области деятельности.
 разделение издержек и рисков.
 повышение способностей к обучению.
 гибкость и эффективность.
 скорость реакции на изменение требований рынка.
 повышение стабильности и устойчивости позиции на рынке.
 снижение издержек на приобретение и распространение знаний и технологий.
2. Внешние эффекты являются результатами преимуществ, возникающих внутри кластера:
 увеличение налоговых поступлений.
 повышение занятости населения.
 повышение инвестиционной привлекательности.

Успешно развивающийся кластер инвестиционно привлекателен за счет стабильности и высоких темпов роста. Эффект проявляется на уровне региональной экономики, так как повышает привлекательность региона для инвесторов. Формирование и развитие кластеров в различных регионах способствует повышению инвестиционной привлекательности страны[3].

Внутренние и внешние эффекты формирования и развития экономических кластеров приводят к двум интегральным преимуществам: повышению конкурентоспособности экономики и возможности определить и активизировать реальные механизмы согласования интересов власти и бизнеса при разработке региональной стратегии развития.
Разработка ключевых направлений развития объединяемых образовательных учреждений, стратегических решений и проектов должна осуществляться группой стратегического планирования, экспертного совета и проектного комитета. Проектный комитет может также контролировать реализацию важнейших совместных образовательных проектов.
Для формирования объединяемых образовательных учреждений региона необходима государственная поддержка, которая особенно важна на начальных этапах функционирования данной структуры. Целесообразно использовать методы прямого и косвенного регулирования господдержки.

Особая роль в организации деятельности объединяемых образовательных учреждений отводится структурам управления и координации для организации и координации совместной деятельности, реализации совместных проектов, развития общих инфраструктур. Ассоциативным центром управления и инструментом разработки и принятия общих решений, а также основной коммуникационной площадкой для участников объединяемых образовательных учреждений может выступать координационный совет[3]. Совет представляет интересы участников образовательных учреждений в органах государственного управления на федеральном и региональном уровне, во внешней инвестиционной и бизнес среде.

Список литературы
1. Данилова Т.Н. Подходы к оценке инновационного потенциала региона//Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 17
2. Заикина О. Укрупнять бесполезно.// Эксперт. - №24 (613)/16 июня 2008.
3. Толстопятенко М.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. «Инновационное развитие фармацевтической промышленности на основе формирования фарма-медицинских кластеров», М.: ГУУ, 2009 г.
4. Монастырный Е.А. Инновационный кластер.// Инновации, № 2, 2006
5. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2000.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar