- 19.09.2017
- 3082 Просмотра
- Обсудить
Первухина Ирина Александровна, методист
ГАПОУ СО "Слободотуринский аграрно-экономический техникум"
ГАПОУ СО "Слободотуринский аграрно-экономический техникум"
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.
Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, в связи, с чем профориентация молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.
Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка труда. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
При разработке программы развития образовательного учреждения на период 2015-2018 гг. была выделена проблема низкого уровня организации профориентационной работы в техникуме. На программы подготовки специалистов среднего звена, которые требуют более высокого потенциала, зачислялись абитуриенты с низкой мотивацией на обучение и низким уровнем обученности.
Процесс профессиональной ориентации школьников Слободо – Туринского района носил ситуационный, а не планомерный характер.
В связи с этим была разработана программа «Маркетинговых исследований». Цель программы состояла в выявлении образовательных потребностей, оценке степени их удовлетворения и прогнозировании потребительского поведения.
При этом решались следующие задачи:
ориентация ОУ на потребности сообщества;
адекватность и своевременность реакции ОУ на изменения внешней среды;
активный поиск ОУ социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного, материально-технического, дидактического и т.д.).
Были определены следующие мероприятия.
Анализ востребованности профессий Свердловской области, Восточного округа, Слободо – Туринского и Байкаловского районов.
Анализ рынка образовательных услуг предоставляемых образовательными учреждениями Восточного округа.
Изучение и анализ статистических данных о количестве выпускников 9-11 классов.
Изучение спроса населения и безработных граждан на образовательные услуги.
Анализ востребованности выпускников и их дальнейшее трудоустройство.
Посещение родительских собраний выпускников школ.
Организация и проведение «Дня открытых дверей».
Участие в ярмарке учебных мест.
Проведение мастер-классов по профессиям в школах с. Туринской Слободы и Байкалово.
Организация и проведение научно-практической конференции «Моя профессия – мое будущее».
На основании программы сформирован план профориентационных мероприятий. Основной задачей плана стало более тесное и всестороннее освещение жизни техникума и реализуемых в нем образовательных программ для учащихся школ и их родителей.
Работа по профориентации учащихся была спланированы по нескольким этапам:
Информационно – аналитический.
Заключался во всестороннем анализе востребованности профессий и специальностей Слободо-Туринского и Байкаловского района, на основании данных центра занятости населения, управления сельского хозяйства и анкетирование социальных партнеров. Программы развития муниципальных образований Слободо-Туринского и Байкаловского района. На основании собранных данных, сделаны выводы о перспективах развития рынка с учетом развития отраслей промышленности, динамики доходов населения, привлекательности данного региона с точки зрения развития платных образовательных услуг и т.д.
Проведен анализ рынка образовательных услуг предоставляемых образовательными учреждениями Восточного округа. И выявлены профессии и специальности, по которым не ведется обучение в нашем округе.
В начале учебного года, проводилось анкетирование выпускников в 9-х и 11-х классах школ района, с целью выявления интересов выпускников относительно выбора будущей профессии, а также учебного заведения.
Эти мероприятия позволили образовательному учреждению определиться в перечне образовательных программ для набора в новом учебном году.
Профориентационный.
Мероприятия, проводимые на этом этапе можно поделить на несколько направлений:
-встречи с родителями. Для выпускников 9 класса пока еще большую роль играет при выборе профессии мнение их родителей (74,5% - результаты анкетирования выпускников) но, в ходе приемной комиссии было выявлено, что многие родители не понимают отличие одной образовательной программы от другой, для них программы «Автомеханик» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» одно и тоже, они не знакомы с материально-технической базой техникума и ошибочно считают, что хорошее образование можно получить в только в городском техникуме.
Для устранения слабой информированности родителей работниками техникума были разработаны презентационные материалы, с которыми, они выступали на родительских собраниях школ Слободо – Туринского района. На собрании представители техникума разъясняли о порядке приема выпускников, особенностях профессий и специальностей на которые будет осуществляться прием в новом учебном году.
-встречи с обучающимися. Были запланированы в течении всего учебного года. Знакомство с техникумом началось в октябре на фестивале «Зову в свою профессию», на этом мероприятии студенты техникума в форме различных конкурсов рассказывали для школьников о специальностях, которые, они осваивают.
В течение ноября – марта проходил цикл уроков предмета «Технология» которые, проводили педагоги техникума в кабинетах школы в ходе беседы они давали им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах трудоустройства после окончания техникума. После информационной части педагоги проводили мастер – классы на которых учащиеся 8 и 9 классов могли попробовать себя в профессиональной деятельности.
Традиционно в апреле месяце, проводится «День открытых дверей», где учащиеся встречаются с педагогами различных специальностей и профессий и видят условия обучения в образовательном учреждении. Организовываются мастер – классы и экскурсии по техникуму и по учебно-производственным мастерским.
Создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление учащихся во всех районных и областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы профессионального мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, и ежемесячное освещение жизни техникума в газете «Коммунар», а также распространение рекламно-информационных материалов.
Результаты анкетирования, проводимые в конце мероприятия «День открытых дверей», позволили сделать вывод, что среди учащихся 9 классов уже 40% выпускников выбрали наше образовательное учреждение для дальнейшего обучения.
Работа приёмной комиссии. На этом этапе организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом направленная на его самоопределение в профессиональном поле.
Данные мероприятия позволяют:
Выполнять контрольные цифры приема на 100%.
Происходит более осознанный выбор выпускниками школ будущей профессии, что позволяет сократить число отчисленных студентов по неуважительной причине.
Повышается информированность выпускников школ и их родителей о техникуме в целом, процессе обучения, внеурочной жизни студентов.
В связи с внедрением проекта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов, в профориентационную работу внесены изменения.
Была проведена корректировка профориентационной работы.
В план профориентационных мероприятий включены профессиональные пробы для учащихся школ. Пробы являются диагностическими и развивающими. В ходе их выполнения школьник приобретает опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование. Мероприятия, профессиональных проб составлены с учетом основных аспектов профориентационной работы.
Социальный аспект – заключается в формировании ценностных ориентаций у школьников в профессиональном самоопределении, где главным является изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии старшеклассниками в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект – состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Разработаны методические рекомендации для проведения профессиональных проб. Профессиональные пробы составлены с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
• даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
• моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности.
Библиографический список
А. Акер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования-М., СПб.: Питер, 2004 г.
Парнов Д.А. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические рекоменда- ции. — Екатеринбург: изд-во ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013г.
С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб /— Кемерово: Обл ИУУ, 1995г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.