Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Сентябрь » 19

Профориентационная работа профессионального учреждения в условиях внедрения ФГОС по ТОП- 50

Первухина Ирина Александровна, методист
ГАПОУ СО "Слободотуринский аграрно-экономический техникум"


Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, в связи, с чем профориентация молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка труда. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

При разработке программы развития образовательного учреждения на период 2015-2018 гг. была выделена проблема низкого уровня организации профориентационной работы в техникуме. На программы подготовки специалистов среднего звена, которые требуют более высокого потенциала, зачислялись абитуриенты с низкой мотивацией на обучение и низким уровнем обученности.

Процесс профессиональной ориентации школьников Слободо – Туринского района носил ситуационный, а не планомерный характер.

В связи с этим была разработана программа «Маркетинговых исследований». Цель программы состояла в выявлении образовательных потребностей, оценке степени их удовлетворения и прогнозировании потреби­тельского поведения.

При этом решались следующие задачи:

ориентация ОУ на потребности сообщества;

адекватность и своевременность реакции ОУ на изменения внешней среды;

активный поиск ОУ социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного, материально-технического, дидактического и т.д.).

Были определены следующие мероприятия.

Анализ востребованности профессий Свердловской области, Восточного округа, Слободо – Туринского и Байкаловского районов.

Анализ рынка образовательных услуг предоставляемых образовательными учреждениями Восточного округа.

Изучение и анализ статистических данных о количестве выпускников 9-11 классов.

Изучение спроса населения и безработных граждан на образовательные услуги.

Анализ востребованности выпускников и их дальнейшее трудоустройство.

Посещение родительских собраний выпускников школ.

Организация и проведение «Дня открытых дверей».

Участие в ярмарке учебных мест.

Проведение мастер-классов по профессиям в школах с. Туринской Слободы и Байкалово.

Организация и проведение научно-практической конференции «Моя профессия – мое будущее».

На основании программы сформирован план профориентационных мероприятий. Основной задачей плана стало более тесное и всестороннее освещение жизни техникума и реализуемых в нем образовательных программ для учащихся школ и их родителей.

Работа по профориентации учащихся была спланированы по нескольким этапам:

Информационно – аналитический.

Заключался во всестороннем анализе востребованности профессий и специальностей Слободо-Туринского и Байкаловского района, на основании данных центра занятости населения, управления сельского хозяйства и анкетирование социальных партнеров. Программы развития муниципальных образований Слободо-Туринского и Байкаловского района. На основании собранных данных, сделаны выводы о перспективах развития рынка с учетом развития отраслей промышленности, динамики доходов населения, привлекательности данного региона с точки зрения развития платных образовательных услуг и т.д.

Проведен анализ рынка образовательных услуг предоставляемых образовательными учреждениями Восточного округа. И выявлены профессии и специальности, по которым не ведется обучение в нашем округе.

В начале учебного года, проводилось анкетирование выпускников в 9-х и 11-х классах школ района, с целью выявления интересов выпускников относительно выбора будущей профессии, а также учебного заведения.

Эти мероприятия позволили образовательному учреждению определиться в перечне образовательных программ для набора в новом учебном году.

Профориентационный.

Мероприятия, проводимые на этом этапе можно поделить на несколько направлений:

-встречи с родителями. Для выпускников 9 класса пока еще большую роль играет при выборе профессии мнение их родителей (74,5% - результаты анкетирования выпускников) но, в ходе приемной комиссии было выявлено, что многие родители не понимают отличие одной образовательной программы от другой, для них программы «Автомеханик» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» одно и тоже, они не знакомы с материально-технической базой техникума и ошибочно считают, что хорошее образование можно получить в только в городском техникуме.

Для устранения слабой информированности родителей работниками техникума были разработаны презентационные материалы, с которыми, они выступали на родительских собраниях школ Слободо – Туринского района. На собрании представители техникума разъясняли о порядке приема выпускников, особенностях профессий и специальностей на которые будет осуществляться прием в новом учебном году.

-встречи с обучающимися. Были запланированы в течении всего учебного года. Знакомство с техникумом началось в октябре на фестивале «Зову в свою профессию», на этом мероприятии студенты техникума в форме различных конкурсов рассказывали для школьников о специальностях, которые, они осваивают.

В течение ноября – марта проходил цикл уроков предмета «Технология» которые, проводили педагоги техникума в кабинетах школы в ходе беседы они давали им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах трудоустройства после окончания техникума. После информационной части педагоги проводили мастер – классы на которых учащиеся 8 и 9 классов могли попробовать себя в профессиональной деятельности.

Традиционно в апреле месяце, проводится «День открытых дверей», где учащиеся встречаются с педагогами различных специальностей и профессий и видят условия обучения в образовательном учреждении. Организовываются мастер – классы и экскурсии по техникуму и по учебно-производственным мастерским.

Создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление учащихся во всех районных и областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы профессионального мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, и ежемесячное освещение жизни техникума в газете «Коммунар», а также распространение рекламно-информационных материалов.

Результаты анкетирования, проводимые в конце мероприятия «День открытых дверей», позволили сделать вывод, что среди учащихся 9 классов уже 40% выпускников выбрали наше образовательное учреждение для дальнейшего обучения.

Работа приёмной комиссии. На этом этапе организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом направленная на его самоопределение в профессиональном поле.

Данные мероприятия позволяют:

Выполнять контрольные цифры приема на 100%.

Происходит более осознанный выбор выпускниками школ будущей профессии, что позволяет сократить число отчисленных студентов по неуважительной причине.

Повышается информированность выпускников школ и их родителей о техникуме в целом, процессе обучения, внеурочной жизни студентов.

В связи с внедрением проекта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов, в профориентационную работу внесены изменения.

Была проведена корректировка профориентационной работы.

В план профориентационных мероприятий включены профессиональные пробы для учащихся школ. Пробы являются диагностическими и развивающими. В ходе их выполнения школьник приобретает опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование. Мероприятия, профессиональных проб составлены с учетом основных аспектов профориентационной работы.

Социальный аспект – заключается в формировании ценностных ориентаций у школьников в профессиональном самоопределении, где главным является изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии старшеклассниками в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект – состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Разработаны методические рекомендации для проведения профессиональных проб. Профессиональные пробы составлены с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

• даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

• моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности.

Библиографический список

А. Акер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования-М., СПб.: Питер, 2004 г.
Парнов Д.А. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические рекоменда- ции. — Екатеринбург: изд-во ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013г.
С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб /— Кемерово: Обл ИУУ, 1995г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar