Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Сентябрь » 21

Порядок использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения на примере ГБПОУ РХ ХКПТЭС

Стрельникова Валентина Михайловна , преподаватель.
ГБПОУ Республики Хакасия «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса», г.Абакан

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности применения дистанционных образовательных технологий в СПО. Автор указал основные определения исследуемой темы, выделил порядок реализации дистанционного обучения, рекомендации для преподавателей, которые начинают реализацию инклюзивного образования с применением дистанционных образовательных технологий.

Еще несколько лет назад, дети с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и с инвалидностью по заболеваниям почек, диабетом, онкологией не имели возможность получить специальность или профессию, о которой они мечтают.

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день детям с инвалидностью открываются все новые и новые возможности для получения образования.

Согласно новым поправкам в Федеральный закон «Об образовании» новые положения закона направлены на создание доступного образовательного пространства с элементами интеграции и инклюзии (включения) детей с инвалидностью в образовательные учреждения [1].

Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) стали более эффективны с использованием программных и технических средств.

ДОТ позволяют обучающимся получать новые знания, общаться с преподавателем, как в режиме реального времени, так и обмениваясь электронными сообщениями. Обучающийся получает задание, которое может выполнить в любое для него удобное время, пусть это будет вечер или выходной день, он может сам планировать график выполнения заданий.

В данный момент в «Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса» функционирует электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, которое было разработано на основе среды дистанционного обучения с открытым исходным кодом Moodle.

Для каждого обучающегося в колледже разрабатывается адаптированная рабочая программа с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Как было установлено на практике функционирования Moodle в «Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса», при использовании системы дистанционного обучения, наиболее продуктивна следующая структура наполнения курса:

1.​ Вводное занятие. Этот тип занятия должен отражать содержание курса в целом, его актуальность, план проведения предстоящих занятий. Основной задачей педагога является мотивация студента на дальнейшее изучение предмета. Данное занятие рекомендуется оформлять в виде презентационного материала, для наглядности и привлечения интереса к изучаемой дисциплине.

2.​ Теоретическое занятие. В отличие от традиционной формы обучения исключают живое общение между студентом и преподавателем, но при этом существует ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видео-файлы, а также используются мультемадиаи текстовые лекции. Для обсуждения теоретического материала может быть создана конференция.

3.​ Практическое занятие. Предназначены для углубленного изучения дисциплины. Обычно на практических занятиях идет осмысление изученного теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Задания для практических занятий могут быть разнообразными: типовые задачи, которые помогают отработать стереотипные приемы для решения задач, а также творческие задания, которые помогают не только формировать творческое мышление, дают возможность освоить язык профессионального общения.

Взаимодействие между обучающимся и преподавателем происходит следующим образом:

​ Преподаватель составляет практическое занятие с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

​ Преподаватель размещает в своем курсе материалы практических работ для обучающихся.

​ Для каждой практической работы устанавливаются сроки выполнения и отправки отчета по практической работе преподавателю.

​ После выполнения практической работы, обучающийся оформляет отчет в соответствии с требованиями и размещает файл в соответствующей ветке курса.

​ Преподаватель проверяет отчет по практической работе, пишет свои замечания и комментарии и при необходимости отправляет на доработку.

​ Обучающийся дорабатывает работу согласно замечаниям и комментариям преподавателя, после чего размещает исправленную версию работы в соответствующей ветке курса.

​ Преподаватель выставляет оценку за практическую работу, с которой обучающийся может ознакомиться в электронном журнале.

4.​ Зачетное занятие. На данном этапе происходит проверка результатов теоретического и практического усвоения обучающимся учебного материала. Каким будет зачетное занятие, определяет преподаватель, обычно применяется тестирование. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по изучаемой дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ.

В настоящее время дистанционно - образовательные технологии позволяют не только обеспечить обучающегося - инвалида качественным образованием, но и дать ему возможность общаться с одногруппниками, что крайне необходимо социализации, реабилитации и адаптации.

Несмотря на то, что обучающиеся находятся далеко друг от друга, и от места обучения, существует реальная возможность взаимного общения обучающихся в рамках курсовых и тематических совместных занятий в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п. Все это позволяет вовлечь в дистанционное обучение разные категории обучающихся - инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Кроме того, существуют технические средства адаптации, позволяющие обучающимся с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером. Образовательная среда должна быть нацелена не столько на образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый обучающийся с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Список литературы
1.​ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс] (дата обращения: 21.11.2016).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar