Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Сентябрь » 23

Использование технологии проектной деятельности на уроках п/о ПМ "Ввод и обработка цифровой информации"

Ахметгареева Альбина Рамилевна,
преподаватель спецдисциплин, мастер производственного обучения
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
Филиал в городе Покачи

Представление педагогического опыта: Использование проектного метода на уроках производственного обучения по профессии 230103.02 "Мастер по обработке цифровой информации"

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны мастера, так и своих товарищей.
Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в колледже.

У меня сложилась следующая система. Сначала актуализируются базовые теоретические знания, которые учащиеся получили при изучении специальных дисциплин. Затем мы переходим к практическим упражнениям, на которых учащиеся формируют основные профессиональные и общие компетенции. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Применение метода проектов на уроках учебной практики продиктовано особенностью профессионального модуля: всегда есть компьютер и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью урока.

Рассмотрим реализацию данной технологии на уроках учебной практики по модулю «Ввод и обработка цифровой информации» по профессии 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».
При изучении данного модуля для формирования профессиональных компетенций выделены следующие темы:
• Устройство персональных компьютеров;
• Операционные системы;
• Обработка цифровой информации (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных);
• Программы обработки звука;
• Программы обработки графики;
• Программы обработки видео-, мультимедиа контента;
• Интернет-технологии.

При изучении темы «Устройство персональных компьютеров» учащимся предлагается выполнить следующие проектные работы:
• «Устройства вывода информации»,
• «Принтеры»,
• «Устройства ввода информации»,
• «Клавиатура»,
• «Компьютерная память»,
• «Искусственный интеллект»,
• «Сотовые телефоны»,
• «Сравнение игровых консолей»,
• «Внутреннее устройство системного блока»,
• «Периферийные устройства»,
• «Оперативная память»,
• «Накопители на жестких магнитных дисках»,
• «Накопители на гибких магнитных дисках»,
• «Материнская плата»,
• «Процессоры»,
• «Накопители на компакт-дисках»,
• «Флэш-накопители»,
• «USB. История и перспективы»,
• «Интерфейсы периферийных устройств»,
• «Подключение компьютера и периферийных устройств»
и другие.
Во время изучения темы «Операционные системы» учащиеся могут выполнить работы:
• «Операционная система. Принципы и задачи»,
• «Операционная система Windows»,
• «История операционных систем для персонального компьютера»,
• «Сравнение операционных систем для мобильных телефонов».

По данным темам учащиеся выполняют проектную работу в виде презентации и защищают её перед остальными учащимися группы на определенном занятии. При этом все учащиеся группы принимают активное участие в обсуждении данной темы, активно задают вопросы выступающему, приводят собственные примеры.

Самопрезентация проекта имеет свой строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой работы.

Существует четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

При изучении темы «Обработка цифровой информации» учащимся предоставляется большой выбор тем проектов, так как здесь рассматривается большое количество программ: текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных и другие офисные программы.
Темы проектных работ при изучении текстового редактора Microsoft Word могут быть любыми, по выбору учащихся. Но при этом предъявляются серьёзные требования к оформлению письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций, и соблюдение единого стиля оформления.

При изучении «Табличного редактора Microsoft Excel» учащиеся готовят проекты следующего рода:
• составляют тесты средствами Microsoft Excel по выбранной теме,
• составляют собственные кроссворды;
• составляют анкеты разной направленности с возможностью подведения итогов (спортивной, социологической и т.д.)
Здесь учащиеся стремятся применить имеющиеся у них знания на практике, создать готовый продукт, несущий практическую значимость и который можно использовать в дальнейшем при проведении предметных недель и мероприятий.

При изучение темы «Базы данных» на первом занятии при постановке целей и актуализации изучения данной темы учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов – баз данных, созданных по любой теме, выбранной самими обучающимися, исходя из их интересов и требований к данной работе. На первых уроках ребятам рассказывается об этапах создания БД, которые они должны пройти для создания своих проектов. Можно заметить, что на последующих уроках процесс изучения нового материала и получения новых умений происходит с большим интересом и активностью, т.к. ребятам предстоит применить все это при реализации собственного продукта. В процессе изучения данного раздела мастер контролирует, координирует и оценивает промежуточные этапы работы над проектом (структура БД, БД на бумажном носителе, связанные таблицы, возможные запросы, отчеты и т.д.).

Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов.
На уроках специальных дисциплин учащиеся знакомятся с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Учащиеся при изучении основных возможностей программы PowerPoint, параллельно реализуют мини-проекты:
• «Времена года»,
• «Внутреннее устройство ПК»,
• «Компьютер и здоровье»,
• «Календарь»,
• «Викторина» и др.

К моменту реализации проекта на ПК у учащихся должен быть собран весь необходимый материал в виде отдельной папки на компьютере, где содержатся графические, музыкальные, видео и текстовые материалы будущей презентации. Описаны основная идея презентации, этапы планирования, вид навигации. Мало собрать информацию - надо ее осмыслить, выбрать самое важное, подать так, чтобы презентация не была скучной. Это действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа. Мастером контролируется и координируется работа над проектами, оцениваются промежуточные результаты. Основной акцент расставляется на творческий подход, создание единого стиля проекта, а также простоту навигации. Изучение темы завершает защита проектов.

При изучении темы «Программы обработки звука» учащиеся на уроках производственного обучения активно разрабатывают мини проекты: из заранее подобранных мелодий и песен создают собственные ринг тоны, попурри, создают оригинальную аранжировку мелодий и песен. При этом в процессе работы они также практикуются в умении конвертировать файлы в различные форматы. Многие устанавливают созданные ринг тоны на собственные телефоны.

Ещё один большой раздел для возможности проявить умение проектной деятельности – это тема «Программы обработки графики», в которой учащиеся овладевают компетенциями по работе с графическими редакторами Adobe PhotoShop и CorelDraw. При этом учащиеся выполняют собственные работы:
• Фотомонтаж,
• Фотоколлаж,
• Редактирование фотографий,
• Ретушь изображений,
• Создание фоторамок,
• Создание буклета,
• Создание афиши,
• Создание поздравительной открытки
и другие.
Изучение темы «Программы обработки видео-, мультимедиа контента» сопровождается созданием учащимися таких интересных проектов, как:
• «Мой колледж»;
• «Моя профессия»;
• «Мы»;
• «Мы за здоровый образ жизни!»;
• «Девушки за рулем»;
• «Картинная галерея»; и другие.

При работе над этими проектами учащиеся проявляют большую заинтересованность. Но эти проекты и относятся к самым насыщенным. Так как, для того чтобы осуществить данный проект, учащимся необходимо проявить большую фантазию и огромное трудолюбие. Ведь они должны подобрать большое количество материала, фотографий, видеофрагментов. Смонтировать их в задуманном порядке и стиле, а также наложить соответствующее звуковое сопровождение. При подготовке данных проектов у учащихся формируются профессиональные и общие компетенции.

Тема «Интернет-технологии» сама по себе вызывает у учащихся большой интерес, в силу того, что хотя ребята уже владеют умениями поиска необходимой информации, они также узнают много новой и необходимой информации. Особый интерес у них вызывает подтема «Язык разметки гипертекста HTML», где ребята учатся создавать собственные web-страницы и сайты.
Так, при создании Web-сайта я использую коллективную работу учащихся. На первом уроке ставлю цель, оговариваю требования к проекту и по ходу работы консультирую учащихся. Учащиеся самостоятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Основная работа над проектом осуществляется в ходе самостоятельной деятельности дома. На уроке проекты дорабатываются в соответствии с требованиями мастера.
Очень часто ребята выбирают практически значимую тему, например, создание сайта учреждения, в котором проходят практику.

В нашем колледже уже становятся традиционными учебно-практические конференции. Лучшие работы затем участвуют в различных конкурсах, конференциях, как городских, так и окружных.

Выводы
Как показал опыт, применение проектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. Правда, при этом правильнее будет говорить об использовании проектного подхода, чем о «полноценном» проекте.

Опыт использования проектного подхода показал, что он применим при изучении большинства тем профессионального модуля «Ввод и обработка цифровой мультимедийной информации» и позволяет сформировать у учащихся практически все профессиональные и общие компетенции по данному модулю.
Даже за 1 год применения проектной технологии в группе «Мастер по обработке цифровой информации» качество обученности по специальным дисциплинам повысилось.

Заключение
Применение проектной деятельности на уроках производственного обучения позволяет учащимся полноценно осмыслить и освоить профессиональные компетенции, сформировать общие компетенции по профессии, формирует самостоятельность и инициативность ребят. Если выпускник колледжа приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Работа над проектами позволяет:
• развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;
• нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;
• прививает им стремление к приобретению новых знаний;
• даёт возможность свободно использовать соответствующие источники информации;
• даёт возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и всем желающим;
• развивать чувство ответственности за свои действия;
• развивать свой творческий потенциал;
• реализовать себя как личность;
• развитию мотивации, информационной грамотности, социальных компетентностей.

Таким образом, широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала учащихся.
В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения учащихся, он развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения.

Используемая литература
1. http://do.gendocs.ru/docs/index-94881.html
• http://do.gendocs.ru/docs/index-95132.html
• http://festival.1september.ru/articles/418087/
• http://lingvist.ucoz.ru/forum/5-263-2
• http://metodkabinet.3dn.ru/publ/metod_proektov/1-1-0-1
• http://sch1294.narod.ru/teaching/prj_01.htm
• http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm
• http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_1_5.htm
• http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/479.html
• Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
• Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-составитель Э. С. Ларина. – Вологоград: Учитель, 2009. -155с.
• Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro
• Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://school-sector.relarn.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar