Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Октябрь » 24

Создание оптимальных педагогических условий для получения качественного профессионального образования для лиц с ОВЗ

Сабурова Вера Павловна
ГАПОУ СО "Слободотуринский аграрно-экономический техникум"

В настоящее время развитие профессионального образования осуществляется в условиях модернизации системы образования, реформирования, преобразования, коренных изменений в области молодежной политики и социально-экономического развития государства, что требует пересмотра традиционных подходов к организации образовательного процесса, обновления его содержания, введения инновационных направлений деятельности. Эти условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определённого уровня и определённой направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. При обучении граждан с ОВЗ и инвалидов Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ определяет, что учащийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

С 2007 года в нашей профессиональной образовательной организации реализуются адаптированные образовательные программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). В качестве мастера производственного обучения я работала с такой категорией детей, которые обучались по профессии «Штукатур, маляр» и «Плодоовощевод».

В результате поиска оптимальных форм и методов организации учебного процесса, учитывая особенности обучающихся, выпускников специальной коррекционной школы VIII вида, я пришла к выводу, что внедрение в образовательный процесс развивающего обучения позволит создать условия для подготовки учащихся к самостоятельной “взрослой” жизни. Обеспечит усвоение обучающимися определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни. Начиная работать, важно четко определить, что нужно корректировать. Обычно, такие обучающиеся имеют расстроенную психику, слабую память, плохую речь и определенное мышление. Значит, надо попытаться повлиять на психику, развивать речь, мышление, память. И вовсе не нужно корректировать объем изучаемого материала в сторону уменьшения.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

Принципы обучения в коррекционной группе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы. Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога) и учения (активного познавательного процесса, в котором проявляются и формируются умственные качества учащегося).

Большую роль в организации учебного процесса играет учебно-методический комплекс, который адаптирован на особенности развития ребенка. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

5. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе преподавателя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью преподавателя. Мною были апробированы элементы проектной деятельности в группе профессиональной подготовки «Плодоовощевод». Как показал результат – проектная деятельность под силу обучающимся. Появляется интерес к получению и поиску необходимых знаний, интерес к результату деятельности, а в конечном итоге повышение мотивации.

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Учебно-методический комплекс адаптирован к особенностям психофизиологического развития обучающихся с ОВЗ. Это рабочие программы, программа олимпиады профессионального мастерства, методические указания для выполнения лабораторно-практических занятий, методические указания для выполнения самостоятельной работы. В результате выполнения внеурочной самостоятельной работы учащимися собраны образцы строительных и отделочных материалов, которые используются в организации практических занятий. Например, разобрать материалы по группам и по маркам. Разработаны пошаговые технологические карты с картинками, схемами, с инструментами и с подсказками на конечный результат. Различные карточки-задания, которые дают возможность размышлять и находить правильное решение, выбрать наиболее приемлемую модель в решении конкретной практической задачи (ситуации).

Методические рекомендации помогают выполнить практическую или лабораторную работу, направленную на углубление и закрепление теоретических знаний и развитие навыков. Для внеурочной деятельности разработаны мастер-классы. Ответственным моментом является организация учебной практики. Мною разработано методическое сопровождение вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности обучающихся на занятиях учебной практики по программе профессиональной подготовки «Маляр». Инструкции сопровождаются картинками, знаками. Использование инструкций в учебном процессе помогает обучающимся более успешно выполнить практические задания. При изучении дополнительной литературы, освоить наиболее важные вопросы, которые им предстоит решать в практической деятельности, формировании у них навыков и умений анализа конкретных производственных ситуаций, поиска их оптимальных решений.

Реализуя программы профессиональной подготовки для выпускников специальной коррекционной школы VIII вида, учитывая особенности контингента при отслеживании динамики развития каждого учащегося мною был разработан комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения модуля. Итоговой формой контроля является экзамен квалификационный. Экзамен поделён на два этапа. I- этап практическое задание выполняется в ходе учебной практики. II- этап проводится в форме собеседования и представления – (продукта) результата выполнения практического задания в день экзамена. Общая оценка за квалификационный экзамен выставляется по сумме баллов за собеседование и представленным результатам (баллам) из листа оценки профессиональных компетенций практической работы.

Успешно реализуется метод портфолио, для внедрения которого были разработаны методические рекомендации для составления портфолио. Оно помогает проектировать «зону ближайшего развития» учащегося, корректировать отклонения и своевременно оказывать ему посильную помощь в освоении профессии. Портфолио как форма мониторинга и форма предъявления обучающимися результатов образования так же позволила сделать процедуру промежуточной аттестации максимально комфортной.

В результате анализа, по созданию оптимальных педагогических условий для получения профессионального образования особой категории обучающихся через внедрение в образовательный процесс элементов технологии развивающего обучения, можно сказать, что использование технологии развивающего обучения значительно повышает качество обучения. Повышается мотивация обучающихся на освоение профессиональных умений, улучшается психологический микроклимат в группе. Повышаются коммуникативные умения, способности к самовыражению, обучающиеся стали более самостоятельными и инициативными. Технология обеспечивает гарантированное выполнение требований к уровню и качеству подготовки выпускников.

В образовательном процессе обеспечивается общая эмоциональная удовлетворенность обучающихся собственной учебно-познавательной деятельностью, что позволяет обеспечить полное усвоение учебного материала каждым обучающимся в процессе учебной деятельности непосредственно на учебных занятиях.

В конечном итоге я хочу видеть результат своего труда в способности и готовности выпускников к успешной адаптации в социуме, в успешном трудоустройстве, проявлении ответственности за результат труда, готовности применить полученные знания и умения в быту. А использование мною для организации педагогического процесса элементы развивающего обучения, практико-ориентированные методы, элементы игры в обучении будут способствовать осуществлению поставленных целей.

Библиографический список
1. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1984 год
2. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970 г.
3. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar