- 07.11.2017
- 2551 Просмотр
- Обсудить
ГПОУ «Беловежский политехнический колледж»
г. Белово, Кемеровская область
Аннотация: современные высококвалифицированные специалисты должны обладать аналитическими способностями, поэтому одной из основных задач преподавателя является формирование такого рода навыков.
Ключевые слова: активизация, аналитическая деятельность, аналитические умения.
Осуществляемая в рамках техникума подготовка высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы в рыночных условиях и способны принимать решения в области своей профессии, является основной задачей каждого преподавателя. На сегодняшний день произошли серьезные изменения в студенческой среде, можно сказать, не в лучшую сторону. Мы можем наблюдать определенную пассивность, незначительный интерес не только к общеобразовательным дисциплинам, но и по специализации. Они имеют большие возможности получения информации, но СМИ не всегда несут пользу. Поэтому методы обучения, разработанные ранее будут уже не эффективными, необходимо использование новых форм и методов преподавания. Активизация аналитической деятельности студента во время изучения дисциплин «История», «Основы социологии и политологии», «Культурология» происходит через применение таких методов обучения как деловые игры, работа с источниками, написание эссе.
Для гуманитарных дисциплин характерно некоторое отличие – наличие различных точек зрения на одну проблемную тему. Коллективная аналитическая деятельность основана на диалоге, когда мысль высказанная одним учащимся, продолжается или опровергается другим. Это предполагает формирование умения выслушать оппонента, сравнительного анализа, систематизации материала. Некоторые студенты не могут выразить свое мнение в устной форме, в этом случае вариантом будет подготовка эссе по проблемному вопросу. Темы эссе «Роль Л. И. Брежнева в истории СССР», «Возможно ли культурное развитие без сохранения в обществе нравственных ценностей и индивидуальных свобод?», «Проблема отношений «Восток-Запад», «Мои референтные группы», «Роль политики в обществе». На такого рода занятиях у учащихся формируется определенное эмоциональное восприятие изучаемой темы. В ходе деловой игры информация запоминается легче.
В учебных пособиях, в большинстве случаев, информация просто подается, что не дает простора для исследования студенту. Во время занятий предлагаются различного рода дополнительные документы, а это предполагает поиск фактов, которые не находятся на поверхности. Работа с документами разнообразная и включает в себя творческую деятельность. На занятиях по культурологии студенты работают с фотографиями, репродукциями произведений искусств, фильмами, музыкальными произведениями. Во время таких занятий мы можем сформировать творческую фантазию учащихся.
В процессе обучения проводилась деловая игра на тему «Проблема отношений Запад и Восток», в ходе которой студентам было необходимо проанализировать западное и восточное мировоззрение, сформировать собственную точку зрения и аргументировать её. Данный эксперимент показал низкий уровень сформированности аналитических способностей у студентов: ОГР 13-1 – 10%, ТОР 12-1 -14%.
На практических работах по дисциплине «История» требовалось установить причинно-следственные связи между явлениями. Это умение является важной составляющей этого вида занятия. Уровень сформированности аналитических умений определялся методом экспертных оценок:
Высокий уровень – 51-60 баллов;
Средний уровень – 39-48 баллов;
Низкий уровень – 27 -36 баллов.
Высоким уровнем аналитических умений обладают лишь 12% в группе ТС 12-1, 16% в группе ТОР 13-1, 24% - в ОПИ 13-1.
Таким образом, подтвердилось предположение о необходимости специально организованной деятельности по формированию аналитических умений у студентов техникума. Эффективность формирования обеспечивается путем увеличения элементов анализа на занятиях и введением такой формы организации учебной деятельности, как деловая игра.
Список литературы
1. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии - М.: Наука, 1966. - 236 – 277 с.
2. , Гузеев, В. В. «Образовательная технология: от приема до философии» / — В. В. Гузеев - М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
3. Дайри, Н. Г. «Основное усвоить на уроке» / Н. Г. Дайри, Основное усвоить на уроке: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
4. Лейтес, Н. С. «Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника» // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – 9–18 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.